ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-756/2023 от 05.12.2023 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело 12-756/2023 дело № 7/2-235/2023

Судья Цыкунова В.П.

РЕШЕНИЕ

город Якутск 05 декабря 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Федорова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица – Окружной администрации города Якутска на решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Окружной администрации города Якутска, ИНН 1435133907, КПП 143501001,

установила:

22 июня 2023 года постановлением заместителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия)) (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия)) Борисовой Н.В. № ...-ОСН Окружная администрации города Якутска признании виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

10 августа 2023 года решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба привлекаемого юридического лица – без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда, Окружная администрация города Якутска обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой, в которой просит об отмене постановление и решения суда по основанию недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В обоснование жалобы заявителем указано о нарушении контрольным органом границ предмета проверки, назначенной решением прокуратуры города Якутска о проведении проверки в отношении Окружной администрации города Якутска, а именно в ходе проверки незаконно проведены замеры атмосферного воздуха, по обследованию полигонов для складирования снега. Данное обстоятельство является грубым нарушением порядка, проведения проверки, установленным пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении не указано: в чем выразилась вина Окружной администрации города Якутска в допущенном превышении концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Само по себе превышение загрязняющих веществ в воздухе не свидетельствует о вине органа местного самоуправления в совершении правонарушения, поскольку последним принимаются меры по минимизации образования пылевых облаков в атмосферном воздухе и ликвидации опасности для дыхательной системы населения города. Не принято во внимание письмо заместителя главы ГО «город Якутск» от 24.07.2023 № .../ГХ. Земельные участки с кадастровыми номерами № ...:12, № ...:1210 находятся на постоянном (бессрочном пользовании) МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «город Якутск» на основании распоряжения заместителя главы ГО «город Якутск» от 12.11.2014.

В судебном заседании представитель Окружной администрации города Якутска Борисова С.И. жалобу поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) Чаванина М.В. с жалобой не согласилась, полагает постановление и решение суда законными и обоснованными.

Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объёме, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 6.3 КоАП РФ Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Согласно статье 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельными государственными полномочиями, переданными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ, регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39).

Согласно пункту 34 СанПиН 2.1.3684-21 собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.

В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 20 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Пунктом 66 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым уровням физического воздействия, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека.

В соответствии таблицей 1.1 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21) к взвешенным веществам относится недифференцированная по составу пыль (аэрозоль), содержащаяся в воздухе населенных пунктов.

Согласно пункту 110 указанной таблицы предельно допустимая концентрация загрязняющих атмосферный воздух взвешенных веществ (В) составляет 0,5 мг/м3 (концентрация, предотвращающая раздражающее действие, рефлекторные реакции, запахи при воздействии до 20 - 30 минут - максимальная разовая), 0,15 мг/м3 (концентрация, обеспечивающая допустимые (приемлемые) уровни риска при воздействии не менее 24 часов – среднесуточная), 0,075 мг/м3 (концентрация, обеспечивающая допустимые (приемлемые) уровни риска при хроническом (не менее 1 года) воздействии – среднегодовая);

Согласно пункту 111 таблицы РМ 10 (пыль размером 10 нм) – по указанным критериями составляют 0,3; 0,06; 0,04 мг/м3.

Согласно пункту 111 таблицы РМ 2,5 (мелкодисперсная пыль размером 2,5 нм) – по указанным критериями составляют 0,16; 0,35; 0,25 мг/м3.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) от 27 апреля 2023 года № ... в отношении Окружной администрации города Якутска назначена внеплановая выездная проверка исполнения органом местного самоуправления требований федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов в период с 28 апреля 2023 года по 26 мая 2023 года.

Основанием для проведения проверки явилось требование исполняющего обязанности прокурора Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2023 года № ... о проведении внеплановой контрольного (надзорного) мероприятия.

По результатам указанной проверки контрольным (надзорным) органом составлен акт проверки от 26 мая 2023 года, на основании которого в отношении Окружной администрации города Якутска составлено 2 протокола об административном правонарушении от 09 июня 2023 года, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 и частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ.

В объяснениях представитель органа местного самоуправления вину в совершении административного правонарушения не признала.

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, выразилось в том, что 04, 10 и 16 мая 2023 г. по адресам: г. Якутск, ул. Хабарова, д. 27Б (часовня святого великомученика Георгия Победоносца); г. Якутск, ул. Ойунского, д. 9, г. Якутск, ул. 50 лет Советской армии, д. 23, г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 90 (остановка общественного транспорта «Ростелеком»), г. Якутск, Покровский тракт 5 км, д. 1/1 был осуществлен забор атмосферного воздуха в 5 точках.

Согласно протоколу лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС(Я)» № п/2773 от 17.05.2023 г., экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС(Я)» (уникальный номер записи об аккредитации в реестр аккредитованных лиц № КА.Ш.710077 от 02.07.2015) № ... от 24.05.2023 г., установлено, что уровни концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, измеренных по адресу: г. Якутск, ул. Хабарова, 27Б, Часовня святого великомученика Георгия Победоносца (1 точка), превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) по следующим показателям:

- взвешенные вещества (дата измерений 04.05.2023 г. 15:30-15:45 (фактически составляет 0,68±0,14 мг/мЗ, при нормативе не более 0,5 мг/мЗ);

- взвешенные вещества (дата измерений 10.05.2023 г. 14:40-14:55 (фактически составляет 0,63±0,13 мг/мЗ, при нормативе не более 0,5 мг/мЗ);

- взвешенные вещества (дата измерений 16.05.2023 г. 14:30-14:45 (фактически составляет 0,89±0,18 мг/мЗ, при нормативе не более 0,5 мг/мЗ);

- взвешенные частицы РМ10 (дата измерений 04.05.2023 г. 15:30-15:45 (фактически составляет 0,41 ±0,08 мг/мЗ, при нормативе не более 0,3 мг/мЗ);

- взвешенные частицы РМ10 (дата измерений 16.05.2023 г. 14:30-14:45 (фактически составляет 0,46+0,09 мг/мЗ, при нормативе не более 0,3 мг/мЗ), что не соответствует требованиям указанных в таблице 1.1. раздел I СанПиН 1.2.3685-21, п. 66. СанПиН 2.1.3684-21.

Уровни концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе измеренных по адресу: г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии, д.23 со стороны улицы (2 точка) превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) по следующим показателям:

- взвешенные вещества (дата измерений 10.05.2023 г. 16:00-16:15 (фактически составляет 1,28±0,26 мг/мЗ, при нормативе не более 0,5 мг/мЗ);

- взвешенные вещества (дата измерений 16.05.2023 г. 14:50-15:05 (фактически составляет 0,83±0,17 мг/мЗ, при нормативе не более 0,5 мг/мЗ);

- взвешенные частицы РМ10 (дата измерений 10.05.2023 г. 16:00-16:15 (фактически составляет 0,87±0,17 мг/мЗ, при нормативе не более 0,3 мг/мЗ);

- взвешенные частицы РМ10 (дата измерений 16.05.2023 г. 14:50 -15:05 (фактически составляет 0,46±0,09 мг/мЗ, при нормативе не более 0,3 мг/мЗ), что не соответствует требованиям указанных в таблице 1.1 раздел I СанПиН 1.2.3685-21, п. 66. СанПиН 2.1.3684-21.

Уровни концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе измеренных по адресу: г. Якутск ул. Лермонтова, 90 (остановка Ростелеком) (3 точка) превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) по следующим показателям:

- взвешенные вещества (дата измерений 04.05.2023 г. 16:10-16:25 (фактически составляет 0,67±0,13 мг/мЗ, при нормативе не более 0,5 мг/мЗ);

- взвешенные частицы РМ10 (дата измерений 04.05.2023 г. 16:10-16:25 (фактически составляет 0,51±0,10 мг/мЗ, при нормативе не более 0,3 мг/мЗ), что не соответствует требованиям указанных в таблице 1.1 раздел I СанПиН 1.2.3685-21, п. 66. СанПиН 2.1.3684-21.

Уровни концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе измеренных по адресу: г. Якутск, Покровский тракт, 5 км, 1/1 (4 точка) превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) по следующим показателям:

- взвешенные вещества (дата измерений 04.05.2023 г. 16:30-16:45 (фактически составляет 0,89±0,18 мг/мЗ, при нормативе не более 0,5 мг/мЗ);

- взвешенные вещества (дата измерений 16.05.2023 г. 15:40-15:55 (фактически составляет 0,8б±0,17 мг/мЗ, при нормативе не более 0,5 мг/мЗ);

- взвешенные частицы РМ10 (дата измерений 04.05.2023 г. 16:30-16:45 (фактически составляет 0,6610,13 мг/мЗ, при нормативе не более 0,3 мг/мЗ);

- взвешенные частицы РМ10 (дата измерений 16.05.2023 г. 15:40-15:55 (фактически составляет 0,48±0,10 мг/мЗ, при нормативе не более 0,3 мг/мЗ), что не соответствует требованиям указанных в таблице 1.1. раздел I СанПиН 1.2.3685-21, п. 66. СанПиН 2.1.3684-21.

Уровни концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе измеренных по адресу: г. Якутск, ул. Ойунского, 9 (5 точка) превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) по следующим показателям:

- взвешенные вещества (дата измерений 04.05.2023 г. 17:00-17:15 (фактически составляет 0,69±0,14 мг/мЗ, при нормативе не более 0,5 мг/мЗ);

- взвешенные вещества (дата измерений 10.05.2023 г. 15:10 -15:25 (фактически составляет 0,66±0,13 мг/мЗ, при нормативе не более 0,5 мг/мЗ);

- взвешенные вещества (дата измерений 16.05.2023 г. 16:00-16:15 (фактически составляет 1,21+0,24 мг/мЗ, при нормативе не более 0,5 мг/мЗ);

- взвешенные частицы РМ10 (дата измерений 16.05.2023 г. 16:00 -16:15 (фактически составляет 0,82±0,16 мг/мЗ, при нормативе не более 0,3 мг/мЗ);

- взвешенные частицы РМ2,5 (дата измерений 10.05.2023 г. 15:10 -15:25 (фактически составляет 0,66+0,13 мг/мЗ, при нормативе не более 0,16 мг/мЗ), что не соответствует требованиям указанных в таблице 1.1 раздел I СанПиН 1.2.3685-21, п. 66. СанПиН 2.1.3684-21.

Указанное превышение норм является нарушением ч.ч. 1 и 4 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 66 СанПиН 2.1.3684-21.

Из протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ, событием вмененного нарушения явилось нарушение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления в части ненадлежащего содержания контейнерных и специальных площадок накопления отходов, расположенных на территории городского округа «г. Якутск», а также ненадлежащего содержания полигонов (площадок) для складирования снега, расположенных по адресам: г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии (кадастровый номер № ...:12), пер. Вилюйский, (кадастровый номер № ...:12100), а именно в отсутствии водонепроницаемого покрытия.

Рассматривая дело об административном правонарушении и вынося постановление по делу, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) 22 июня 2023 года пришла к выводу о необходимости переквалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 на часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ, указывая на неправильную квалификацию при составлении протокола об административном правонарушении и отсутствие тем самым ухудшения положения привлекаемого юридического лица.

При этом заместитель руководителя прекратила производство по делу в части несоблюдения требований санитарно-эпидемиологических требований при создании и содержанию площадок и специальных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на придомовой территории, поскольку указала, что такая обязанность в силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ надлежит исполнению управляющими компаниями.

В остальной части вменяемых нарушений должностное лицо пришло к выводу о доказанности и обоснованности вменяемых нарушений санитарно-эпидемиологических требований в части не соответствия нормам атмосферного воздуха и отсутствия водонепроницаемого покрытия на основном полигоне для сбора снега и на временном.

Проверяя законность и обоснованность указанного постановления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление принято законно и обоснованно, в соответствии с требованиями 24.1, 26.11 КоАП РФ, оснований для его отмены либо изменения, в том числе по доводам жалобы привлекаемого юридического лица, не нашел.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Окружной администрации города Якутска подтверждены совокупностью доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о нарушении предмета установленного прокурором республики проверки подлежит отклонению, поскольку внеплановая выездная проверка контрольным (надзорным) органом проведена на основании требования исполняющего обязанности прокурора Республики Саха (Якутия) по факту подтопления дорог, внутриквартальных проездов талыми водами в пределах городского округа «город Якутск», при этом требование прокурора республики касается проведения проверки в части соблюдения требований санитарных правил. Следовательно, проверка проведена в соответствии с предметом проверки, установленной в требовании прокурора республики, также в пределах установленного срока.

В соответствии с абзацем вторым части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться на основании требования прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Подлежит отклонению довод жалобы о том, что обязанность по обеспечению водонепроницаемым покрытием на полигонах по складированию снега возложена на МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «город Якутск», со ссылкой на передачу ему на праве постоянного (бессрочного) пользования были переданы земельные участки с кадастровыми номерами № ...:12, № ...:1210 на основании распоряжения заместителя главы ГО «город Якутск» от 12.11.2014.

Так, Из Приложения 1 Соглашения о предоставлении из бюджета городского округа «город Якутск» субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по содержанию полигона складирования снега № ... от 14 апреля 2023 года, заключенного между МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» и АО «Якутдорострой» по расчетам затрат за содержание 1 полигона, утвержденного на 2023 год, сумма затрат составляет 10 124 087,37 руб.

МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» выступает в Соглашении в качестве получателя бюджетных средств городского округа «город Якутск» и АО «Якутдорострой» как получатель субсидии.

В таблице 7 Приложения 1 названного Соглашения указано о расходах, которые должны быть использованы из средств бюджета городского округа, в частности, на обустройство полигона контрольно-пропускным пунктом, эксплуатационные расходы, в том числе, на спецтехнику, электроэнергию, холодную воду, контролера участка, химико-аналитические анализы проб снега, уборка и вывоз мусора.

Финансовое обеспечение полигона водонепроницаемым покрытием из средств бюджета городского округа «город Якутск» не предусмотрено.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных (межрайонных) необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Между тем данное право, не освобождает орган местного самоуправления от обязанностей, возложенных на него законом по организации водоотведения и организаций мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Вопреки доводу жалобы минимальный уровень находится за пределами минимального значения предельной допустимой концентрации в результатах исследования проб в экспертном заключении.

В соответствии таблицей 1.1 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21) к взвешенным веществам относится недифференцированная по составу пыль (аэрозоль), содержащаяся в воздухе населенных пунктов.

Согласно пункту 110 указанной Таблицы предельно допустимая концентрация загрязняющих атмосферный воздух взвешенных веществ (В) составляет 0,5 мг/м3 (концентрация, предотвращающая раздражающее действие, рефлекторные реакции, запахи при воздействии до 20 - 30 минут - максимальная разовая), 0,15 мг/м3 (концентрация, обеспечивающая допустимые (приемлемые) уровни риска при воздействии не менее 24 часов – среднесуточная), 0,075 мг/м3 (концентрация, обеспечивающая допустимые (приемлемые) уровни риска при хроническом (не менее 1 года) воздействии – среднегодовая);

Согласно пункту 111 Таблицы РМ 10 (пыль размером 10 нм) – по указанным критериями составляют 0,3; 0,06; 0,04 мг/м3.

Согласно пункту 111 Таблицы РМ 2,5 (мелкодисперсная пыль размером 2,5 нм) – по указанным критериями составляют 0,16; 0,35; 0,25 мг/м3.

Таким образом, установленные по делу нарушения свидетельствуют о не выполнении органом местного самоуправления возложенного на неё законом обязанности по соблюдению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения городского округа «город Якутск», в связи с чем оснований для отмены либо изменения обжалуемых постановления и решения суда не усматривается.

При назначении Окружной администрации города Якутска административного наказания должностным лицом требования ст. ст. 3.1, 3.5 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Юридическое лицо привлеечно в пределах срока давности привлечения, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

При указанных обстоятельствах, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2023 года по данному делу подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2023 года по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Окружной администрации города Якутска, ИНН 1435133907, КПП 143501001, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья п/п Г.А. Федорова

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Г.А. Федорова

Подлинник решения подшит в деле № 12-756/2023 Якутского городского суда Республики Саха (Якутия)