ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-757/2022 от 19.09.2022 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело ...

РЕШЕНИЕ

19 сентября 2022 г г. Уфа

Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Егорова Ю.С.,

с участием защитника Андреева С.А., действующего на основании доверенности №БНД/166/22 от 19 января 2022 г.,

старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Ахметова Т.В.,

старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бадретдиновой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башнефть-Добыча» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ... и ..., начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Ахметова Тагира Вакифовича от < дата >...-З/ЭС по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ... и ..., начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Ахметова Т.В. от < дата >...-З/ЭС юридическое лицо – ООО «Башнефть-Добыча» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 45000 рублей.

На указанное постановление ООО «Башнефть-Добыча» принесена жалоба, в которой защитник юридического лица просит решение должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Свои требования заявитель мотивировал тем, что согласно п.< дата > Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от < дата >..., Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора не уполномочено на осуществление федерального экологического надзора, в том числе на составление протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания, в отношении лесных земель, за исключением земель особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Согласно ч.2 ст.6.1 Лесного кодекса РФ к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и др.). Таким образом, < дата > загрязнению вследствие отказа на нефтепроводе ДНС-8 УПН «Самсык» подверглись лесные земли и доказательства того, что эти земли обладают статусом особо охраняемых природных территорий федерального значения в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, норма ч.3 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной по отношению к ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и поэтому подлежит применению по данному правонарушению в силу правового принципа о соотношении общей и специальной нормы права.

По указанному факту Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан привлекло ООО «Башнефть-Добыча» к административной ответственности по ч.3 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, юридическое лицо уже было привлечено к установленной законом ответственности за совершенное правонарушение. Поскольку за одно и то же правонарушение недопустимо повторное привлечение к ответственности, производство по делу подлежит прекращению на основании п.7 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1, л.д.221-222, 228-230).

Жалоба направлена в Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан < дата >, то есть в течение 10 суток со дня получения (т.1, л.д.10, 18).

Определением Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от < дата > жалоба ООО «Башнефть-Добыча» возвращена заявителю (т.1, л.д.11).

Определением Верховного суда Республики Башкортостан от < дата > определение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от < дата > отменено, жалоба защитника ООО «Башнефть-Добыча» направлена в Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан на стадию подготовки к рассмотрению жалобы (т.1, л.д.40-42).

Решением Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от < дата > постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ... и ..., начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Ахметова Т.В. от < дата >...-З/ЭС оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «Башнефть-Добыча» - без удовлетворения (т.1, л.д.159-165).

Решением Верховного суда Республики Башкортостан от < дата > решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от < дата > отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Советский районный суд ... Республики Башкортостан (т.1, л.д.191-192).

В судебном заседании защитник ООО «Башнефть-Добыча» Андреев С.А. пояснил, что в дополнении к жалобе идет ссылка на 3 документа и практику. Так, положение п. 5.1.4 (раньше был п. < дата >) действующего Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства ... от < дата >, говорит о том, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет полномочия в пределах своей сферы деятельности. В частности осуществляет федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Также согласно Постановлению Правительства ... от < дата > «О федеральном лесном контроле» в п. 3 указано, что государственный контроль осуществляют уполномоченные на органы исполнительной власти, их территориальные органы, подведомственные им государственные учреждения в переделах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральное агентство лесного хозяйства – в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, то есть дублируются их положения; органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия РФ по осуществлению государственного контроля, - на землях лесного фонда. Есть Постановление Правительства РБ ... от < дата > оно называется «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства лесного хозяйства РБ», уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля на землях лесного фонда, расположенных на территории РБ, в соответствии с ним государственный лесной контроль осуществляет Министр лесного хозяйства РБ и его заместители, начальники отделом – старшие государственные лесные инспекторы РБ и их заместители, государственные лесные инспекторы РБ, то есть Министерство лесного хозяйства.

Также в акте обследования территории, который находится в материалах дела, имеется ссылка на акт ... от < дата > об отборах проб почвы, между тем, в материалах дела имеется акт ..., и данный акт 26 не подписан государственный инспектором Шангареевым, который присутствовал при всем этом. Просит отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить.

Представитель Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Ахметов Т.В. в судебном заседании пояснил, что это разные составы и события правонарушения. Что касается доказательств, то Минлесхоз составил протокол < дата >, их Управление составило акт обследования < дата >, то есть ситуация вообще могла поменяться за этот период. Полномочия Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора имеют место быть в данном случае, поскольку они руководствовались Постановлением Правительства РФ от < дата >... «О федеральном государственном земельном надзоре», в данном положении идет разграничение между органами Росреестр, Россельхознадзор и Росприроднадзор, то есть в данном случае как раз к полномочиям Росприроднадзора относится контроль за соблюдением требований Федерального государственного земельного надзора. В ходе проверки по факту разлива нефти был осуществлен выезд < дата > В рамках данного выезда были отобраны пробы, составлен протокол. В постановлении указаны координаты места загрязненного участка. Сравнив эти показания по содержанию нефтепродуктов с условно-фоновым участком, установили превышение показаний по нефтепродуктам. В данном случае, на глубине 0,50 см в 2,6 раза превышение, от 5 до 20 см - в 9,4 раза. Помимо координат, у них указано место отбора проб, место совершения правонарушения. Условно-фоновые пробы отбирали в 148 м северо-восточной стороны от загрязненного участка и указаны координаты, загрязненный участок находится в районе отказа нефтепровода от ДНС ... до НПС Самсы Туймазинское месторождение ООО Башнефть-Добыча и указаны координаты. Место совершения – это место порыва нефтепровода. Просит оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения

Представитель Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бадретдинова А.В. в судебном заседании просила оставить постановление должностного лица без изменения, а жалобу без удовлетворения. Пояснила, что в постановлении они ссылаются на координаты земельного участка. Если переходить по указанным координатам публичной кадастровой карты, можно увидеть именно этот земельный участок, выписку которого они представили. Они определяют именно загрязненный участок, и где производился отбор проб, там производился как раз замер координат. Место определения, где произошел порыв непосредственно нефтепровода, не представляется возможным. Минлесхоз также указывает координаты участка, где был выявлен факт загрязнения. По поводу Положения Правительства РФ от < дата >..., предметом данного постановления является соблюдение юридическими лицами требований, установленных Лесным кодексом РФ, при этом к этому относится иные нормативно-правовые акты субъектов РФ в области использования, охраны, защиты лесов, лесоразведения.

Свидетель Нургалиев В.М. в судебном заседании пояснил, что он работает ведущим специалистом Белебеевского межрайонного территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзоа. < дата > в результате аварии на нефтепроводе от ДНС ... до Туймазинского месторождения Башнефть-Добыча, в 150 м от автодороги ..., загрязнен лесной участок государственного лесного фонда на площади 0,0971 га, путем разлива агрессивной нефтесодержащей жидкости в 8 квартале в выделе 66 Бишиндинского участкового лесничества, который входит в Туймазинское лесничество Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан. Нарушен п.20 Правил санитарной безопасности в лесах Постановления Правительства РФ ... от < дата > Им был составлен административный протокол ... в отношении ООО «Башнефть-Добыча» в присутствии представителя ООО «Башнефть-Добыча» - Андреева С.А. Данный участок - это земли лесного фонда. Координаты указаны в протоколе и в постановлении о привлечении ответственности. Отборы пробы производило Управление Санитарной безопасности, загрязнение он не исследовал. Они руководствуются правилами Санитарной безопасности, пунктом 20 которых установлено, что в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления, выбросами радиоактивными и другими вредными веществами. Иное неблагоприятное воздействие на леса установлено по законодательству по охране окружающей среды.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения организации к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Согласно ст.4 Федерального закона от < дата > N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В силу ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с ч.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодесом, федеральными законами.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.34 Федерального закона от < дата > N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно ч. 1 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от < дата > № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ч.2 ст.46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от < дата > № 7-ФЗ при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе к эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов,

Из материалов дела следует, что с целью проверки фактов, изложенных в оперативном донесении ... о ЧС, авариях и случаях загрязнения окружающей природной среды Туймазинского территориального управления Минэкологии РБ от < дата >, на основании приказа об утверждении задания о проведении рейдового осмотра ...-П от < дата > был осуществлен рейдовый осмотр земельного участка нефтепровода ДНС-8-НСП Самсык, с координатами, в ходе которого совместно со специалистами филиала «ЦЛАТИ по РБ» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» осуществлен отбор проб почвы, о чем акт отбора ... от < дата > Инспектором составлен протокол отбора проб ...-П/ДИ от < дата > (т.1, л.д.80-82, 98-100, 203-205).

Отбор проб почвы произведен со следующих участков:

- с территории земельного участка в районе разлива нефтесодержащей жидкости, в результате отказа нефтепровода ДНС-8-НСП Самсык, находящегося в пользовании филиала ООО «Башнефть-Добыча»:

1) условно-фоновая проба, примерно в 148 м северо-восточнее загрязненного участка N54.437544, Е53.743954, глубина отбора 0-5 и 5-20 см,

2) загрязненный участок - в месте отказа нефтепровода, площадь земельного участка 4020 кв.м, глубина отбора 0-5 и 5-20 см, вид пробы объединенная, координаты загрязненного участка: N54.4370348, Е53.74170723.

По результатам измерений проб в почве составлен протокол ... от < дата >, согласно которому в почве обнаружены нефтепродукты (т.1, л.д.78 (оборот)-79).

Таким образом, юридическое лицо ООО «Башнефть-Добыча» в связи с отказом нефтепровода ДНС-8 НСП Самсык < дата >, не предприняло меры по соблюдению требований природоохранного законодательства и допустило загрязнение почвы нефтесодержащей жидкостью на площади 4020 кв/м, что привело к превышению содержания нефтепродуктов в почве на территории загрязненного участка относительно условно-фонового участка, чем нарушило ст.42 Земельного кодекса РФ от < дата >...- ФЗ, ч.1 ст.39, ч.1, ч.2 ст.46 ФЗ «Об охране окружающей среды» от < дата > №7-ФЗ.

Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ... и ..., главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по РБ Загитовым Э.С. составлен протокол об административном правонарушении .../ЭС от < дата > в отношении ООО «Башнефть-Добыча» по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1, л.д.55-59).

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ... и ..., от < дата >...-З/ЭС юридическое лицо – ООО «Башнефть-Добыча» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ООО «Башнефть-добыча» административного правонарушения подтвержден следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении ...-З/ЭС от < дата >; (т.1, л.д.55-59);

- протоколом ФГБУ «ЦЛАТИ» по ПФО результатов измерений проб почв ... от < дата >, согласно которому в почве обнаружены нефтепродукты (т.1, л.д.78-79);

- актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований Росприроднадзором ...-П/ДИ от < дата > с актом отбора проб почвы, грунта ... от < дата >, схемой отбора проб (т.1, л.д.80-82);

- письмом Минлесхоза Республики Башкортостан, в котором сообщается о привлечении ООО «Башнефть-добыча» к административной ответственности по ч.3 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также сообщается о том, что на землях иных категорий государственными лесными инспекторами меры реагирования не принимались (т.1, л.д.83);

- актом осмотра земельного участка лесного фонда от < дата > (т.1, л.д.84-86)4

- информационным донесением о разливе нефтегазожидкостной смеси в МР ... РБ < дата > (т.1, л.д.90);

- протоколом осмотра места происшествия ст. дознавателя ОД ОМВД России по ... РБ от < дата > (т.1, л.д.91-95);

- протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды Росприроднадзора ...-П/ДИ от < дата > (т.1, л.д.98-100);

- приказом Росприроднадзора об утверждении рейдового задания ...-П от < дата > (т.1, л.д.103-104);

- донесением ... о ЧС, авариях и случаях загрязнения окружающей природной среды от < дата > (т.1, л.д.105);

- оповещением о разливе нефти ООО «Башнефть–Добыча» от < дата >, из которого следует, что на трубопроводе ДНС-8 – НСП Самсык произошел разлив нефти, нефтепродуктов, технических вод в результате порыва водовода (т.1, л.д.107);

- решением Туймазинского межрайонного суда РБ ... от < дата > об изменении постановления заместителя старшего государственного лесного инспектора РБ ... от < дата > о привлечении ООО «Башнефть–Добыча» к административной ответственности по ч.3 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначенного наказания (т.1, л.д.120-124);

- постановлением заместителя старшего государственного лесного инспектора РБ ... от < дата > о привлечении ООО «Башнефть–Добыча» к административной ответственности по ч.3 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1, л.д.125-126);

- фотоматериалом, видеозаписью, просмотренной в судебном заседании и другими материалами дела.

В соответствии с требованиями ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Деяние ООО «Башнефть-добыча» квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного выше Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.

Место происшествия обозначено географическими координатами, поскольку земельный участок не имеет точного адреса. При этом, указаны также адресные ориентиры, а именно: трубопровод ДНС-8 – НСП Самсык Туймазинского месторождения ООО «Башнефть-Добыча».

Вопреки доводу стороны защиты замеры загрязненного земельного участка произведены специальным техническим средством – лазерным дальномером Victory, имеющим сертификат о колибровке с соблюдением действующего законодательства (т.1, л.д.245).

Также указание защитника на ошибки, имеющиеся в материалах дела в номере акта: 29 вместо 26 от < дата > не являются основанием для отмены постановления должностного лица, поскольку как в протоколе об административном правонарушении, так и в обжалуемом постановлении номер акта отбора проб почвы указан верный.

Акт обследования территории от < дата >...-П/ДИ, из которого усматривается, что отобраны пробы почвы, подписан государственным инспектором Шангареевым Д.И. Отсутствие подписи Шангареева Д.И. в самом акте ... от < дата > не является безусловным основанием для отмены постановления должностного лица.

Довод стороны защиты о повторном привлечении их к административной ответственности за одно и то же деяние является необоснованным, исходя из следующего.

Частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные ч.2 настоящей статьи (за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса), совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе. Согласно же ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В данном случае, ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ч.3 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляют самостоятельные составы административных правонарушений, выражающиеся в действиях по загрязнению лесов и (или) ином негативном воздействии на леса (ч.3 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и порче земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами (ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из материалов дела следует, что разлив нефтепродуктов произошел на лесном участке, находящемся во владении ООО «Башнефть-Добыча» на основании договора аренды от < дата > (т.1, л.д.223-227). Указанный лесной участок расположен в границах лесничества. Правовой статус таких участков определяется земельным и лесным законодательством. При этом использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст.5 Лесного кодекса Российской Федерации).

Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от < дата > N 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть» отмечалось, что лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.

Охрана лесов, включая лесные почвы, от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Законом об охране окружающей среды и другими федеральными законами (ст.60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Предусмотренная ч.2 ст.4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, назначения административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания, не свидетельствует о невозможности самостоятельной квалификации этих действий и не влечет освобождение лица от привлечения к предусмотренной этими статьями ответственности по одному из этих составов.

Аналогичные разъяснения даны в абз.11 п.30 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ < дата >, из которых следует, что в случае установления при возбуждении дела об административном правонарушении факта совершения лицом одного действия (бездействия), содержащего состав как административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не исключено назначение судьей административного наказания за данные административные правонарушения с учетом положений ч.2 ст.4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод стороны защиты, изложенный в жалобе о том, что Южно-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не уполномочено на осуществление федерального экологического надзора за землями лесного фонда, в том числе на составление протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении ООО «Башнефть-добыча» по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также является необоснованным.

В соответствии с п.п.5.1.2, < дата > Положения о Федеральной службе по надзору и сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от < дата >... (далее по тексту - Положение (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения организации к административной ответственности)), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, в том числе государственный земельный надзор, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В силу пункта 4 Положения ... Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

Приказом Росприроднадзора от < дата >... (действовавшим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения организации к административной ответственности) утверждено Положение об Южно-Уральском межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), которое является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Республики Башкортостан и ....

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также, в пределах своей компетенции, в области охраны окружающей среды, в том числе, в части государственного земельного надзора.

Согласно подп. «г» п.5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > N 1 (действовавшего на указанный период), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от < дата > N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Аналогичные полномочия закреплены за Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в Положении о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > N 1081.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «Башнефть-Добыча» в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок привлечения ООО «Башнефть-Добыча» к административной ответственности соблюден.

Постановление о привлечении ООО «Башнефть-Добыча» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления должностного лица, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ... и ..., начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Ахметова Тагира Вакифовича от < дата >...-З/ЭС по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Башнефть-Добыча» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башнефть-Добыча» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.С. Егорова