12-757/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кострома 18 января 2024 года
Судья Свердловского районного суда г. Костромы Муравьева Е.А., с участием представителя Департамента Образования и науки Костромской области ФИО1, рассмотрев жалобу Департамента Образования и науки Костромской области на постановление МССУ № 5 Свердловского судебного района г. Костромы от 07.11.2023 № 5-383/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 19.30 КоАП РФ, в отношении ФИО2, <дата> года рождения,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением МССУ № 5 Свердловского судебного района г. Костромы от 07.11.2023 № 5-383/2023 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.19.30 КоАП РФ, в отношении ФИО2 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
21.12.2023 в Свердловский районный суд г. Костромы поступила жалоба представителя Департамента Образования и науки Костромской области ФИО1 на указанное постановление, в которой она просит отменить указанное выше постановление, возвратить дело на новое рассмотрение, привлечь ФИО2 к административной ответственности по ч.4 ст.19.30 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа, прекратить производство по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. Мотивирует заявленные требования тем, что выводы мирового судьи об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения не соответствуют нормам действующего законодательства.
Лицо, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.19.30 КоАП РФ, ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения был извещен заблаговременно и надлежащим образом. Принимая во внимание, что неявка ФИО2 не является безусловным основанием для отложения рассмотрения жалобы, на основании ст. 25.2 и ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, в целях своевременного рассмотрения дела, судья приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ФИО2, признав его неявку, не препятствующей рассмотрению жалобы по существу.
В судебном заседании ФИО1 доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, пояснила, что 22.06.2023 в аудитории №9 ППЭ №9, расположенного по адресу: <...>, в ходе проведения экзамена по русскому языку у участника ЕГЭ ФИО2 обнаружен мобильный телефон, что является нарушением Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №190/1512 от 07.11.2018, и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.19.30 КоАП РФ. В связи с изложенным было принято решение о привлечении ФИО2 к административной ответственности с составлением протокола об административном правонарушении по ч.4 ст. 19.30 КоАП РФ. ФИО2 было направлено уведомление по месту его временного проживания в <адрес> по адресу регистрации, которая была указана самим ФИО2 при участии в ЕГЭ - <адрес>, Зеленоград, <адрес> Б, <адрес>. При направлении уведомления было установлено, что название улицы в указанном адресе регистрации в <адрес>, отсутствует, но предполагалось, что уведомление ФИО2 будет получено. Поскольку уведомление вернулось как не востребованное, было принято решение о надлежащем уведомлении ФИО2 и о составлении протокола об административном правонарушении.
После составления протокола об административном правонарушении по ч.4 ст. 19.30 КоАП РФ его копия была направлена ФИО4 по указанному им адресу регистрации. Просит отменить постановление мирового судьи, возвратить дело на новое рассмотрение, привлечь ФИО2 к административной ответственности по ч.4 ст.19.30 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа, прекратить производство по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ст. 19.30 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса. Частью 4 данной статьи предусмотрена ответственность за умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации.
В соответствии со ст. 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено законом.
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если законом не установлено иное.
Правила (порядок) государственной итоговой аттестации по различным образовательным программам установлены приказами Минобрнауки России, Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
В соответствии с п.55 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №189/1513 (далее - Порядок), во время экзамена участникам ГИА запрещается: общаться друг с другом; свободно перемещаться по аудитории и ППЭ; иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации; выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях; фотографировать экзаменационные материалы. Участники ГИА, допустившие нарушение указанных требований или иное нарушение установленного Порядка, удаляются с экзамена. По данному факту лицами, ответственными за проведение ГИА в пункте проведения экзамена, составляется акт об удалении участника.
Из предоставленных материалов дела об административном правонарушении №5-383/2023 следует, что 22.06.2023 в аудитории №9 ППЭ №9, расположенного по адресу: <...>, при проведении единого государственного экзамена по русскому языку членами государственной экзаменационной комиссии выявлено нарушение п.65 Порядка проведения государственной итоговой аттестации, а именно: у участника ЕГЭ ФИО2 обнаружено наличие средства связи-мобильный телефон.
Соблюдение Порядка проведения государственной итоговой аттестации является обязательным требованием для всех участников ЕГЭ. Участник ЕГЭ ФИО2 31.01.2023 ознакомлен под роспись с Порядком проведения ЕГЭ, а также предупрежден о запрете иметь при себе и использовать средства связи при проведении единого государственного экзамена, однако ФИО2 допустил нарушение вышеуказанных требований, что подтверждается предоставленными ГАУ КО «РЦ ОКО «Эксперт» документами и видеозаписью.
На видеозаписи зафиксирован факт обнаружения в 09 часов 57 минут 22.06.2023 у ФИО2 (место 2 А) в аудитории №9 средства связи-мобильного телефона.
Порядок проведения ГИА обеспечивает равные условия и объективность проведения экзамена для всех обучающихся. Наличие мобильного телефона у участника ЕГЭ нарушает принцип равных условий сдачи экзамена.
При таких обстоятельствах в действиях ФИО2 содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.19.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Системный анализ положений статьи 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, привлекаемое к административной ответственности, о факте, времени и месте составления протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, в том числе право на защиту.
Как следует из представленных суду материалов дела об административном правонарушении №5-383/2023 ФИО2 в нарушении ст.28.2 КоАП РФ не разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, не вручена копия протокола по делу об административном правонарушении. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о факте ознакомления ФИО2 с процессуальным документом, либо факте отказа от получения или отказа от подписания протокола.
Извещение о месте и времени составления протокола от 14.07.2023 №5071 Департаментом образования и науки Костромской области направлено ФИО2 по адресам: <адрес>, и <адрес>. В тоже время согласно сведениям УВМ УМВД России по Костромской области от 14.09.2023 ФИО2, <дата> года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированным, снятым с регистрационного учета по месту жительства, пребывания по г. Костроме и Костромской области не значится. В федеральных учетах МВД России имеется информация о регистрации ФИО2 по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>.
При таких обстоятельствах суд считает, что ФИО2 не был надлежащим образом уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также не получил копию протокола об административном правонарушении, что свидетельствует о существенном нарушении прав привлекаемого к административной ответственности лица.
Доводы Департамента образования и науки Костромской области о том, что извещение ФИО2 о месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении направлено по адресу, указанному последним в согласии на обработку персональных данных, в связи с отсутствием правомочий на проверку предоставляемых участниками ЕГЭ сведений, суд считает необоснованными, поскольку при составлении протокола административный орган должен достоверно установить анкетные данные лица, привлекаемого к административной ответственности, в то же время в адресе: <адрес>, по которому было направлено уведомление ФИО2, отсутствуют сведения об улице, на которой расположен <адрес>.
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31.08.2005 № 343.
Исходя из вышеуказанных положений надлежащим извещение будет являться только в случае, если извещение отправлено с помощью средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено. Таким образом, на административный орган возложена обязанность не только произвести отправку сообщения, но и убедиться в его получении. Административный орган должен располагать информацией о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности именно в момент составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах Департаментом образования и науки Костромской области нарушена процедура привлечения лица к административной ответственности, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.19.30 КоАП РФ, совершенном ФИО2, подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, т.е. в связи с отсутствием в его действиях состава данного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу Департамента образования и науки Костромской области на постановление МССУ № 5 Свердловского судебного района г. Костромы от 07.11.2023, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.19.30 КоАП РФ, в отношении ФИО2 прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения – оставить без удовлетворения, а обжалуемое постановление без изменения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 суток с момента получения его копии.
Судья Е.А. Муравьева