ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-758/2015 от 02.09.2015 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

судьи

Мороховец О.А.,

при секретаре

с участием

ректора НОУ ВПО «<данные изъяты>

<данные изъяты>

с,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Управления надзора за организациями, осуществляющими образовательную деятельность г от дата,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от дата производство по делу об административном правонарушении в отношении с по ч. 1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено, за отсутствием состава административного правонарушения.

Не соглашаясь с данным постановлением представитель Управления надзора за организациями, осуществляющими образовательную деятельностью Рособрнадзора подал жалобу из которой следует, что суд неправильно применил нормы материального права при вынесении постановления, а выводы суда не соответствуют имеющимся в деле об административном правонарушении доказательствам и обстоятельствам дела.

Судья признает факт неисполнения Институтом предписания Рособрнадзора от дата-Л/З/К. Одновременно суд указывает на необоснованность направления Рособрнадзором предписания в связи с тем, что дата Рособрнадзором получено заявление о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с прекращением образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования.

Постановление о прекращении производства по делу является необоснованным по следующим основаниям.

В период с дата по дата на основании приказа Рособрнадзора от дата в отношении Института проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе проведения указанной проверки в Институте выявлены нарушения лицензионных требований; законодательства Российской Федерации в сфере образования. В соответствии с ч. 6 ст. 93 Федерального закона от дата №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения.

На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от дата в период с дата по дата должностным лицом Рособрнадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский гуманитарный институт» (далее Институт) с целью проверки исполнения предписание Рособрнадзора от дата-Л/З/К.

По результатам проведенной проверки установлено, что Институтом не исполнено предписания Рособрнадзора от дата-Л/З/К.

На основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ч. 7 ст. 93 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» советником отдела надзора за исполнением законодательства и лицензионного контроля Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора 05.06.2015г. составлен протокол об административном правонарушении -ВП<данные изъяты> в отношении должностного лица - ректора Института с

Согласно протоколу об административном правонарушении от 05.06.2015г. -ВП/КП/Л/З-19.5.1, составленного в отношении ректора Института с, установлены факты нарушений п.п. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата (далее - Положение о лицензировании) у лицензиата отсутствуют:

- кабинеты (социально-экономических дисциплин; иностранного языка; математики; экономики организации; статистики; менеджмента; документационного обеспечения управления; правового обеспечения профессиональной деятельности; бухгалтерского учета, налогооблажения и аудита; финансов, денежного обращения и кредитов; экономической теории; теории бухгалтерского учета; анализа финансово-хозяйственной деятельности; безопасности жизнедеятельности и охраны труда), лаборатории информатики, информационных технологий в профессиональной деятельности, технических средств обучения, спортивный комплекс (спортивный зал, открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы), залы (актовый зал), наличие которых для реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), установлено п. 7.18 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от дата.

- кабинеты (истории; основ философии; иностранного языка; основ экологического права; теории государства и права; конституционного и административного права; трудового права; гражданского, семейного права и гражданского процесса; дисциплин права; менеджмента и экономики организации; профессиональных дисциплин; права социального обеспечения; безопасности жизнедеятельности), лаборатории информатики, информационных технологий в профессиональной деятельности, технических средств обучения, спортивный комплекс (спортивный зал, открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы), залы (актовый зал), наличие которых для реализации основной образовательной программы среднего образования 030912 Право и организация социального обеспечения установлено п. 7.18 федерального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Минобрнауки России от дата. пп. «г» п. 6 Положения о лицензировании у лицензиата отсутствуют: образовательные программы среднего профессионального образования (учебные планы, календарные графики, рабочие программы учебных дисциплин, программы учебной и производственной практик, фонды оценочных средств) по специальностям: 030912 Право и организация социального обеспечения (профессия, квалификация - юрист, нормативный срок освоения - 2 года 10 месяцев); 030912 Право и организация социального обеспечения (профессия, квалификация юрист, нормативный срок освоения 1 года 10 месяцев); 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (профессия, квалификация бухгалтер, нормативный срок освоения 2 года 10 месяцев); 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (профессия, квалификация - бухгалтер, нормативный срок освоения - 2 года 10 месяцев).

В судебном заседании ректор Института с, не признавая свою вину в совершенном правонарушении, указывает на то, что на момент переоформления лицензии в 2012 году Институт имел необходимое материально-техническое обеспечение и иная документация для реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования, указанные в нарушениях.

Также ректор Института ссылается на то, что дата Институтом подано заявление о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с прекращением образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования, полученное Рособрнадзором дата В связи с этим, у Рособрнадзора не было оснований в выдаче предписания для устранения выявленных нарушений.

С указанными доводами ректора Института нельзя согласиться по следующим основаниям. Ссылка ректора Института на то, что у Рособрнадзора не было оснований в выдаче дата предписания, так как дата подано заявление о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с прекращением образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования, является необоснованной, поскольку на момент его выдачи Институт осуществлял образовательную деятельность на основании лицензии от дата серия <данные изъяты>.

Ссылаясь на ст. 18 Федерального закона от дата № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», указывает, что к моменту направления в адрес Института предписания действовала лицензия на осуществление образовательной деятельности от дата серия 90Л01, в которой одним из видов деятельности является ведение образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования.

Ссылка ректора Института на то, что на момент переоформления лицензии в 2012 году в связи с добавлением сведений в образовательные программы среднего профессионального образования имелись необходимые материально-техническое обеспечение и документация для реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования, указанные нарушения не свидетельствуют о необоснованности предписания.

Наличие в Институте на момент переоформления лицензии необходимого материально-технического обеспечения и документации не подтверждает факта их наличия на момент проведения внеплановой выездной проверки в 2014 году, а также на момент проведения внеплановой выездной проверки в 2015 году с целью проверки исполнения предписания от дата-Л/3/K.

Необходимо подчеркнуть, что выявленные в деятельности института нарушения в силу п.п. «а» п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности относятся к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

Просил суд отменить постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от дата по административному делу , направить дело на новое рассмотрение.

Представитель Управления надзора за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявлял. Суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, её подавшего.

с в судебном заседании представил письменные возражения, из которых следует, что Рособрнадзор полагает, что он не исполнил предписание в части образовательных программ среднего профессионального образования (далее - Программы). Бесспорно, в лицензии Института есть программы однако ничьи права и законные интересы при этом не нарушены, поскольку по этим Программам никто не обучался, и Ученый совет Института принял решение отказаться от их реализации. Кроме того, направив заявление для исключения Программ из лицензии (далее - Заявление), Институт продемонстрировал явное намерение предотвратить даже возможные предпосылки совершения правонарушения в будущем. Несмотря на это, в последствии дата Рособрнадзор необоснованно отказал Институту в рассмотрении Заявления по существуи возвратил его, чем спровоцировал настоящую ситуацию.

В нарушение ч. 12 ст. 91 Федерального закона Российской Федерации от дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в сопроводительном письме Рособрнадзораот дата/В о возврате Институту Заявления нет мотивированного обоснования причин возврата, которое по закону является обязательным.

Институт направил в Рособрнадзор заявление, которое доставлено дата и, несмотря на это, Рособрнадзор дата вынес предписание. Более того, дата, когда Рособрнадзор возвратил Заявление, необоснованно посчитав предписание неисполненным, Институт еще находился в стадии его исполнения, а Рособрнадзорв тот момент, имея все правовые основания и около полутора месяцев для переоформления Институту лицензии, не сделал этого, тем самым, необоснованно создал Институту препятствия для исполнения всех пунктов предписания.

Ситуация представляет собой «замкнутый круг». В условиях стремительно изменяющегося законодательства высока вариативность его толкования, но «такое» применение правовых норм Рособрнадзором блокирует развитие добросовестных участников рынка образовательных услуг таких, как Институт, который активно участвует в социальной жизни <адрес> и России в целом, занимает одно из первых мест по трудоустройству выпускников в регионе, о чем свидетельствуют официальные данные по результатам мониторинга эффективности вузов.

Просит суд оставить постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от дата по административному делу без изменения, а жалобу Рособрнадзора на постановление мирового суда без удовлетворения.

Изучив жалобу, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

По факту неисполнения Институтом предписания Рособрнадзора от дата-Л/З/К. в отношении ректора НОУ ВПО «Северо-Кавказского гуманитарного института» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.5КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес>, дело об административном правонарушении в отношении ректора НОУ ВПО «<данные изъяты><данные изъяты> прекращено.

Из представленных материалов следует, что на основании приказа Рособрнадзора от дата Управлением надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования в период с дата по дата в отношении негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «<данные изъяты> (далее - Институт) проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам проведенной проверки Институту выдано предписание и предоставлен срок для устранения выявленных недостатков до дата.

С целью исполнения предписания на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от дата в Институте вновь проведена проверка в период с дата по дата, по результатам которой установлено, что Институтом не исполнено предписания Рособрнадзора от дата-Л/З/К.

В связи с чем, в отношении ректора Института с составлен протокол об административном правонарушении -ВП/КП/Л/3-19.5.1 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении от 05.06.2015г. -ВП/КП/Л/З-19.5.1 следует, что при проведении повторной проверки выявлены факты нарушений Институтом п.п. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата (далее - Положение о лицензировании) у лицензиата отсутствуют:

- кабинеты (социально-экономических дисциплин; иностранного языка; математики; экономики организации; статистики; менеджмента; документационного обеспечения управления; правового обеспечения профессиональной деятельности; бухгалтерского учета, налогооблажения и аудита; финансов, денежного обращения и кредитов; экономической теории; теории бухгалтерского учета; анализа финансово-хозяйственной деятельности; безопасности жизнедеятельности и охраны труда), лаборатории информатики, информационных технологий в профессиональной деятельности, технических средств обучения, спортивный комплекс (спортивный зал, открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы), залы (актовый зал), наличие которых для реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), установлено п. 7.18 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от дата.

- кабинеты (истории; основ философии; иностранного языка; основ экологического права; теории государства и права; конституционного и административного права; трудового права; гражданского, семейного права и гражданского процесса; дисциплин права; менеджмента и экономики организации; профессиональных дисциплин; права социального обеспечения; безопасности жизнедеятельности), лаборатории информатики, информационных технологий в профессиональной деятельности, технических средств обучения, спортивный комплекс (спортивный зал, открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы), залы (актовый зал), наличие которых для реализации основной образовательной программы среднего образования 030912 Право и организация социального обеспечения установлено п. 7.18 федерального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Минобрнауки России от дата, пп. «г» п. 6 Положения о лицензировании у лицензиата отсутствуют: образовательные программы среднего профессионального образования (учебные планы, календарные графики, рабочие программы учебных дисциплин, программы учебной и производственной практик, фонды оценочных средств) по специальностям: 030912 Право и организация социального обеспечения (профессия, квалификация - юрист, нормативный срок освоения - 2 года 10 месяцев); 030912 Право и организация социального обеспечения (профессия, квалификация юрист, нормативный срок освоения 1 года 10 месяцев); 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (профессия, квалификация бухгалтер, нормативный срок освоения 2 года 10 месяцев); 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (профессия, квалификация - бухгалтер, нормативный срок освоения - 2 года 10 месяцев).

Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от дата дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ректора Института с прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Представитель Управления надзора за организациями, осуществляющими образовательную деятельностью Рособрнадзора, подал жалобу.

Суд находит обоснованными доводы жалобы в части обоснованности предписания от дата-Л/3/K, поскольку на момент проведения проверки в 2014 году Институт осуществлял образовательную деятельность на основании лицензии от дата серия 90Л01 и отсутствие материально-технического обеспечения и документация для реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования на момент проведения проверки с не оспаривалось.

Вместе с тем, суд пришел к выводу об обоснованности выводов мирового судьи об отсутствии в действиях ректора Института с состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку ректором предприняты все меры к исполнению предписания, в том числе устранения нарушений лицензионных требований, путем подачи соответствующего заявления о переоформлении лицензии.

Так, дата ректором Института подано заявление о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с прекращением образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования.

С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ характеризуется лишь прямым умыслом, в то время, как вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о намерениях ректора Института с исполнить предписание от дата-Л/3/K и предпринимаемых реальных мерах к его исполнению.

Более того, заявление о внесений изменение в лицензию подано ректором Института с еще до получения самого предписания от дата-Л/3/K. Отказ в переоформлении лицензии направлен Рособрнадзором в период исполнения Институтом предписания от дата-Л/3/K.

Выводы об умышленном неисполнении ректором Института С. предписания от дата-Л/3/K не обоснованы.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену оспариваемого постановления мирового судьи судебного участка № <адрес> от дата не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу представителя Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования удовлетворить частично.

Исключить из мотивировочной части постановления мирового судьи судебного участка № <адрес> от дата выводы о незаконности предписания от дата-Л/3/K.

В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от дата о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ректора негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказского гуманитарного института» с, за отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд.

Судья подпись О.А. Мороховец

Копия верна. Судья О.А. Мороховец