Дело № 12-758/2022
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 01 июня 2022 года
Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «ННПП-2» Билетникова А.А. на постановление судьи Большемурашкинского районного суда Нижегородской области от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «ННПП-2»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Большемурашкинского районного суда Нижегородской области от 22 марта 2022 года ООО «ННПП-2» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 170 000 (ста семидесяти тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, защитник
ООО «ННПП-2» Билетников А.А. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку навоз свиней свежий является побочным продуктом и используется Обществом в качестве удобрения для производства готовой продукции, при этом соблюдаются все технологические процессы по обеззараживанию, а потому он не является отходом, по смыслу Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок на обжалование постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения защитников ООО «ННПП-2» Билетникова А.А., Макарова М.Ю., поддержавших доводы жалобы, заслушав объяснения представителей Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО5, ФИО6 полагавших, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, судья приходит к следующему.
В соответствие с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 30 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
Статьей 1 названного Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ определено понятие утилизации отходов, под которой понимаются использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Пунктом 5.5 (11) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, к полномочиям указанной Федеральной службы отнесено ведение государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, в который в разделе «Отходы сельского хозяйства» включена позиция 1 12 510 01 33 3 «Навоз свиней свежий». Соответственно навоз свиней свежий отнесен к отходам
III класса опасности. Деятельность по утилизации навоза свиней свежего, осуществляемая в форме его использования для производства товаров (продукции), включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), подлежит лицензированию.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24 декабря 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, было выявлено, что ООО «ННПП-2», осуществляя деятельность на объекте
НВОС 22-0152-002392-П «Свиноводческий комплекс на 6000 основных свиноматок полного цикла», расположенном по адресу: [адрес] осуществляет утилизацию отхода III класса опасности навоза свиней свежего для производства продукции - органического удобрения на основе навоза свиней свежего в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности, что является нарушением п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения
ООО «ННПП-2» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20
КоАП РФ, о чем судьей районного суда вынесено постановление с назначением административного штрафа.
Между тем постановление судьи Большемурашкинского районного суда Нижегородской области от 22 марта 2022 года нельзя признать законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Из материалов дела следует, что основным направлением деятельности ООО «ННПП-2» является разведение свиней, а согласно уставной деятельности - выращивание зернобобовых культур;выращивание зерновых культур; выращивание семян масличных культур; торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных;торговля оптовая живыми животными; торговля оптовая, мясом и мясом птицы, включая субпродукты; сбор неопасных отходов; сбор опасных отходов; обработка и утилизация неопасных отходов; обработка и утилизация опасных отходов; производство удобрений и азотных соединений и иная коммерческая деятельность, включая торговые, маркетинговые и посреднические операции, а также осуществление других видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ (л.д.44 на обороте).
При этом лицензия на осуществление деятельности по утилизации отходов «навоз свиней свежий» у ООО «ННПП-2» отсутствует.
Как последовательно заявляли защитники ООО «ННПП-2», навоз свиней свежий является побочным продуктом и используется Обществом в качестве удобрения для производства готовой продукции, при этом соблюдаются все технологические процессы по обеззараживанию, имеется экологическая экспертиза, технологические регламенты, а потому он не является отходом по смыслу Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Как указано должностным лицом в самом протоколе об административном правонарушении № 06-1069/2021 от 29 декабря 2021 года, в ходе выдерживания жидкой и твердой фракций свиного навоза в лагунах и биометрической площадке из навоза свиней свежего получается удобрение органическое на основе навоза свиней, которое используется предприятием для собственных нужд и вносится на поля в качестве удобрения.
При этом из материалов дела не усматривается, что Обществом используется в качестве удобрения только жидкая или только твердая фракция свиного навоза, напротив, в материалах дела имеются сведения об использовании навоза свиней свежего в полном объеме фактически для своих собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности (выращивание, с последующей продажей, различных сельскохозяйственных культур).
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, опубликованными 24 мая 2016 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
При этом следует отметить, что названные разъяснения даны Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пределах полномочий предоставленных этому органу п. 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 11 ноября 2015 года № 1219, а потому выводы должностного лица и судьи районного суда в части непринятия данных разъяснений для оценки обстоятельств настоящего дела и доводов Общества, следует признать преждевременными.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьей районного суда вышеприведенные обстоятельства должным образом исследованы не были и надлежащей правовой оценки судебной инстанции не получили, что не отвечает требованиями установленным ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, и влечет отмену состоявшегося по делу постановления судьи.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ООО «ННПП-2» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20
КоАП РФ, имели место 24 декабря 2021 года.
Следовательно, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности в настоящее время истек.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из взаимосвязи положений ст. 4.5 и ст. 24.5 КоАП РФ
по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, что также исключает возможность повторного рассмотрения дела судьей районного суда, и в рассматриваемом случае дело не может быть направлено на новое рассмотрение.
Таким образом, постановление судьи Большемурашкинского районного суда Нижегородской области от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20
КоАП РФ, в отношении ООО «ННПП-2», подлежит отмене,
а производство по делу подлежит прекращению на основании
п. 6 ч. 1 ст. 24.5КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Большемурашкинского районного суда Нижегородской области от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «ННПП-2», - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья областного суда Д.В. Шелудяков