ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-75/14 от 20.02.2014 Елизовского районного суда (Камчатский край)

 Дело № 12-75/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 20 февраля 2014 года      г. Елизово Камчатского края

 Судья Елизовского районного суда Камчатского края Сутулова М.А., при секретаре судебного заседания Агафоновой Н.В., рассмотрев жалобу защитника должностного лица - Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО1 - ФИО5 на

 постановление заместителя начальника отдела земельного контроля Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и Чукотскому автономному округу АА № от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – Глава администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФх и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей,

 У С Т А Н О В И Л :

 Постановлением заместителя начальника отдела земельного контроля Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и Чукотскому автономному округу АА № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - Глава администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО1 А.В. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей,

 Не согласившись с указанным постановлением, защитник Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО1 - ФИО5 подала жалобу, в которой по основаниям, в ней изложенным, просит обжалуемое постановление отменить и прекратить производство по делу.

 В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Глава администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО1 А.В. и его защитник ФИО6 не участвовали, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены в установленном законом порядке.

 Изучив доводы жалобы и представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

 В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.

 Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

 Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной. При этом возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава деяния.

 Согласно ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

 Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 ЗК РФ).

 Так, ч. 1 ст. 12 ЗК РФ установлено, что использование земель в Российской Федерации должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве.

 Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведенной проверки на земельном участке сельскохозяйственного использования, входящем в границы Петропавловск-Камчатского городского округа, сотрудниками отдела земельного контроля Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и Чукотскому автономному округу в отношении, выявлены факты нарушения земельного законодательства РФ (л.д.13).

 При проведении проверки установлено, что на земельном участке в точках с географическими координатами N53°02&apos;48,4", El58°42&apos;08,7" расположенном в 50 м в юго-западном направлении от перекрестка дорог по направлению дороги на «новое кладбище» и дороги в <адрес>, N53°02,16,7", Е158°42&apos;02,6", расположенном в 80 м в юго-западном направлении от перекрестка дорог по направлению дороги на «новое кладбище» и дороги в <адрес>, N53°02&apos;32,1, E158°42&apos;37,2", расположенном в 50 м в юго-восточном направлении от перекрестка дорог по направлению дороги на «новое кладбище» и дороги в <адрес>, выявлены несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов и уничтожение плодородного слоя путём создания искусственного покрытия.

 По данному факту Управление Россельхознадзора по <адрес> и Чукотскому автономному округу, считая названные земельные участки земельными участками сельскохозяйственного использования, входящими в границы Петропавловск-Камчатского городского округа, ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № (л.д.1-5), на основании которого административным органом ДД.ММ.ГГГГ вынесено оспариваемое постановление (л.д.73-77).

 В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Из материалов дела следует, что в вину должностному лицу вменяется неосуществление мероприятий по контролю за земельным участком сельскохозяйственного использования, категории земель - земли населённых пунктов с разрешённым использованием - сельскохозяйственные угодья, а также непроведение мер по улучшению указанного земельного участка, что привело к негативному воздействию на окружающую среду.

 Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1), земли населенных пунктов (подпункт 2).

 Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

 Пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

 Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ, пункту 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами      к      территориальным зонам сельскохозяйственного использования.

 Действующее законодательство исходит из того, что «земли сельскохозяйственного назначения» и «земли сельскохозяйственного использования» не являются тождественными понятиями.

 В первом случае специфическим объектом правового регулирований являются земли как составная часть земель Российской Федерации, выделенная и самостоятельную категорию по целевому назначению земель. Критериями отнесения земель к землям сельскохозяйственного назначения могут быть три признака земель сельскохозяйственного назначения. Во-первых, эти земли должны находиться за границами населенного пункта. Во-вторых, они предоставлены для нужд сельского хозяйства. И, в-третьих, эти земли предназначены для сельскохозяйственных нужд.

 Объектом правового регулирования земель сельскохозяйственного использования являются земли как совокупность земельных участков из состава земель поселений, промышленности и других категорий, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий по признаку основного хозяйственного значения.

 Пунктом 11 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что под земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях следует понимать земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения. Названным пунктом также установлено, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.

 Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 294-нд утверждены Правила землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Правила), которые предусматривают, в том числе, зоны территорий сельскохозяйственного использования и фермерских хозяйств (СХ1), а также зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж 5).

 Пунктом 12 статьи 14 Правил установлено, что зона территорий сельскохозяйственного использования и фермерских хозяйств «СХ1» - территориальная зона сельскохозяйственного использования и фермерских хозяйств предназначена для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и животноводства, для выращивания сельхозпродукции открытым способом и выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий.

 Согласно пунктам 5 и 6 статьи 14 Правил зона «Ж5» является зоной застройки многоэтажными жилыми домами, и выделена для формирования кварталов многоквартирных жилых домов с высокой плотностью застройки.

 Из оспариваемого постановления следует, что Управлением Россельхознадзора по <адрес> и Чукотскому автономному округу главе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа вменено уничтожение плодородного слоя земли, а также создание искусственного покрытия верхнего слоя почвы их смеси грунта с промышленными отходами, на земельном участке сельскохозяйственного использования.

 В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

 Из указанных норм следует, что при производстве по делу об административном правонарушении на административном органе лежит обязанность доказать, что имело место невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативно воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, именно в отношении земельного участка сельскохозяйственного использования

 Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу административном правонарушении являются любые фактические данные, основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 В силу части 2 названной статьи, эти данные устанавливаются протоколом административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведет производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствам

 Данные нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушений не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.

 Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что к числу сведений, которые в обязательном порядке должны содержаться в протоколе об административном правонарушении, отнесены место, время совершения и событие административного правонарушения, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

 По правилам подпункта 2 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ, земельный участок является объектом земельных отношений. При этом объектом данных отношений может стать только сформированный земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет в установленном законом порядке.

 Как следует из письма Управления Росреестра по <адрес> от 17.07. 2013 № 2.10-09/4697, сведения об использовании спорного земельного участка на каком-либо праве в государственном реестре недвижимости и Едином государственном реестре прав отсутствуют. Земельный участок, обозначенный на план-схеме, ранее входил в состав землепользования сельскохозяйственного предприятия совхоз «Петропавловский», ликвидированного 21.06. 2006 года. Право постоянного бессрочного пользования названного предприятия прекращено постановлением Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (л. д. 56).

 При этом, несмотря на запрос Управления Россельхознадзора по <адрес> и Чукотскому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ о том, относится ли спорный земельный участок к землям сельскохозяйственного использования (л.д.53), Управление Росреестра по <адрес> ответ на данный запрос в названной части не предоставило. Более того, вышеназванное письмо Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2.10-09/4697 не содержит никаких упоминаний о том, что спорный земельный участок является земельным участком сельскохозяйственного использования.

 То обстоятельство, что земельный участок, обозначенный на план-схеме административным органом, ранее входил в состав землепользования сельскохозяйственного предприятия совхоз «Петропавловский», однозначно не свидетельствует о том, что он является земельным участком сельскохозяйственного использования.

 Доказательства обратного, равно как и доказательства в подтверждение тому, что спорный земельный участок занят пашнями, многолетними насаждениями и используется в целях ведения сельскохозяйственного производство, как это указано в пункте 11 статьи 85 ЗК РФ, в материалах дела отсутствуют.

 Часть 1 статьи 26.2 ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, предоставляет административному органу достаточные возможности для надлежащей фиксации правонарушения.

 Вместе с тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемом постановлении не зафиксированы конкретные доказательства, на основании которых Управление Россельхознадзора по <адрес> и Чукотскому автономному округу пришло к выводу о том, что спорный земельный участок является земельным участком сельскохозяйственного использования, а другие действия, направленные на сбор доказательств и фиксацию события административного правонарушения, не осуществлены.

 Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 697-р утвержден генеральный план Петропавловск-Камчатского городского округа в новой редакции.

 Согласно письму Департамента градостроительства и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № 01-08-02/1437/13, спорный земельный участок находится в жилом районе «Восточном», деловое ядро центра городского планирования. В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № 294-нд, данная территория находится в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (зона Ж5) -(л. д. 100).

 Указанное обстоятельство согласуется с положениями пункта 11 статьи 85 ЗК РФ, согласно которому земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования используются в целях ведений, сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использований в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.

 Доказательства, опровергающие доводы заявителя, в том числе и обстоятельства, изложенные в вышеназванном письме от ДД.ММ.ГГГГ № 01-08-02/1437/13, материалы дела не содержат.

 Проанализировав представленные в дело доказательства, в том числе протокол об административном правонарушении, оценив их в порядке, предусмотренном статьей 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должностного лица – Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, что исключает дальнейшее производство по делу (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), влечет отмену вынесенного по этому делу акта с прекращением административного производства.

 В соответствии с п. 13.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения», если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.

 Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

 Р Е Ш И Л :

 Жалобу защитника должностного лица - Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО1 - ФИО5 удовлетворить.

 Постановление заместителя начальника отдела земельного контроля Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и Чукотскому автономному округу АА № от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – Глава администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей, отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

 Настоящее решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 Судья М.А. Сутулова

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>