ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-75/18 от 17.07.2018 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Дело №12-75/18

Р Е Ш Е Н И Е

17 июля 2018 года г.Новотроицк

Судья Новотроицкого городского суда Оренбургской области Сидилева Г.В.

при секретаре Денисовой О.Б.,

с участием Орского межрайонного природоохранного прокурора Турбина А.М.

защитника генерального директора ООО «ЮУГПК» ФИО2 – Кузнецова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ФИО2 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО1 № 03-68/2018 от 01.06.2018 по ст. 8 1 КоАП РФ в отношении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Южно-уральская горно-перерабатывающая Компания» ФИО2

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по оренбургской области ФИО1 № 03-68/2018 от 01.06.2018 генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Южно-уральская горно-перерабатывающая Компания» (далее – ООО «ЮГПК») ФИО2 (согласно паспорту), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением ФИО2. подал жалобу, в которой просит постановление от 01.06.2018 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на его незаконность., указывая, что материалы дела не содержат сведения, в чем выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение единоличным исполнительным органом Общества – генеральным директором ФИО2 своих служебных обязанностей. В силу закона об обществах с ограниченной ответственностью и Устава единоличный исполнительный орган Общества «Южно-Уральская ГПК» уполномочен управлять обществом исключительно путем организации надлежащей штатной структуры, позволяющей эффективно осуществлять предусмотренную Уставом деятельность. Надлежащим исполнением своих должностных обязанностей генеральным директором является надлежащая организация штатной структуры Общества с возложением на ответственных лиц соответствующих должностных обязанностей. Ответственным лицом за соблюдение требований природоохранного законодательства, в то числе за организацию работы общества в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и установленных нормативов качества окружающей среды назначен заместитель главного инженера по горным работам и экологии К.. Впоследствии с изменением должностей был издан аналогичный приказ. В силу утвержденной организационной структуры ответственным должностным лицом за соблюдение природоохранного законодательства и предупреждение недопущения нарушения природоохранного законодательства в ООО «ЮУГПК» является К.. Генеральный директор об отсутствии согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в период НМУ с уполномоченным органом исполнительной власти ответственными должностными лицами извещен не был, следовательно, предупредить и пресечь совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КОАП РФ ему не представилось возможным.

В судебном заседании защитник генерального директора ООО «ЮГПК» ФИО2 - Кузнецов И.А., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, просил постановление от 01.06.2018 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1. КОАП РФ в отношении генерального директора ООО «ЮУГПК» ФИО2 - прекратить. Пояснил, что в силу утвержденной организационной структуры ответственным должностным лицом за соблюдение природоохранного законодательства и предупреждение недопущения нарушения природоохранного законодательства в ООО «ЮУГПК» является К.. Генеральным директором надлежащим образом выполнены должностные обязанности – организована штатная структура общества, обеспечивающая надлежащее исполнение требований законодательства при условии надлежащего исполнения соответствующих обязанностей и контроля ответственными должностными лицами общества. Генеральный директор об отсутствии согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в период НМУ с уполномоченным органом исполнительной власти ответственными должностными лицами извещен не был, следовательно, предупредить и пресечь совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КОАП РФ ему не представилось возможным, в связи с чем отсутствует состав правонарушения ст8.1. КОАП РФ.

Кроме того, просил производство в отношении ФИО2 по делу прекратить в порядке, предусмотренном ст.2.9 КОАП РФ в связи с малозначительностью, указывая, что по результатам проверки природоохранного прокурора установлено, что ООО «ЮУГПК» прогнозы о неблагоприятных метеорологических условиях получает своевременно в рамках заключенного договора с ФГУ «Оренбургский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Также природоохранным прокурором установлено, что Обществом выполняются мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих веществ в период НМУ. Генеральному директору Общества вменяется только отсутствие согласования мероприятий с уполномоченным органом исполнительной власти. Учитывая, что мероприятия обществом выполнялись, что в свою очередь свидетельствует о принятии мер, направленных на охрану атмосферного воздуха, вменяемое нарушение ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» носит в большей степени формальный характер и не нарушает общественные права и интересы, и тем более, не причинило вреда жизни, здоровью людей- объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также отсутствует риск причинения вреда.

Межрайонный природоохранный прокурор Турбин А.М. возражал против доводов жалобы и доводов защитника ФИО2- Кузнецова И.А., возражал о прекращении производства по делу за отсутствием состава правонарушении и за прекращением в связи с малозначительностью. Считал постановление от 01.06.2018 законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.

Представитель Управления Росприроднадзора по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения жалобы извещены.

Выслушав участников процесса, свидетеля К., изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена выездная проверка соблюдения юридическим лицом - ООО «Южно-уральская ГПК» требований природоохранного законодательства Российской Федерации, по результатам которой 08.12.2017 года был составлен Акт проверки, а 30 января 2018 года Орским межрайонным природоохранным прокурором Турбинным А.М. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «ЮУГПК» ФИО2 по ст.8.1 КОАП РФ и материалы дела для рассмотрения и принятия решения по существу были переданы в Росприроднадзор.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО1 № 03-68/2018 от 01.06.2018 генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Южно-уральская горно-перерабатывающая Компания» (далее – ООО «ЮГПК») ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Местом совершения правонарушения является: место нахождения ООО «Южно-уральская ГПК»: <адрес>.

Правонарушение выявлено 30.01.2018, когда Орской межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Правонарушение совершено: в период с 02.06.2017 по 30.01.2018 года.

Генеральный директор ООО «ЮУГПК» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ст.8.1 КОАП РФ, за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, так как должностное лицо допустило осуществление производственной деятельности Общества с нарушением требований природоохранного законодательства РФ, а именно: ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч.З ст.19 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05,1999 «Об охране атмосферного воздуха»; п.п. 6, 8 «Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области», утв. постановлением Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 №263-п.

Генеральный директор ООО «ЮУГПК» ФИО2. не принял всех зависящих от него мер для соблюдения природоохранного законодательства РФ, а именно:

-не обеспечил в период с 02.06.2017 по 30.01.2018 года согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

-не обеспечил в период с 02.06.2017 по 30.01.2018 года разработку мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ с учетом требований РД 52.04-52-85.

Основанием для привлечения директора ООО «ЮУГПК ФИО2 к административной ответственности по ст. 8.1 КОАП РФ, послужили следующие обстоятельства.

В результате проведенной проверки установлено, что ООО «ЮУГПК» расположено по юридическому и почтовому адресу: <адрес>. Вид деятельности ООО «Южно-уральская ГПК», согласно выписке из ЕГРЮЛ - добыча и реализация полезных ископаемых, переработка отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств, разработка шлаковых отвалов, вторичная обработка отходов и дома черных металлов. Основным видом деятельности ООО «Южно-уральская ГПК» является производства цемента.

С целью осуществления указанной деятельности, ООО «Южно-уральская ГПК» осуществляет эксплуатацию объектов капитального строительства - Печной линии № 1 по переработке отходов горного и металлургического производства, расположенной в <адрес> (далее - Печная линия), которая является стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В ходе эксплуатации от Печной линии в атмосферный воздух выбрасываются следующие вредные (загрязняющие) вещества: пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния, азот диоксид, азот (II) оксид, пыль неорганическая гипсового вяжущего из фосфогипса с цементом, что подтверждается протоколами лаборатории ООО «Лаборатория Центра социальных технологий» № 15/158 от 14.04.2017, №15/160 от 14.04.2017, № 15/209 от 01.06.2017, № 15/208 от 01.06.2017, № 15/350 от 11. 09.2017 и др.

Факт выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников выброса Печной линии ООО «Южно-уральская ГПК» в период наступления, на территории г. Новотронцка неблагоприятных метеорологических условна, подтверждается протоколами испытании промышленных выбросов в атмосферу №15/28 от 02.02.2017, № 15/50 от 21.02,2017, № 15/45/1 от 24.04.20)7, № 15/46 от 20.02.2017 года, № 15/47 от 20,02.2017, № 15/51 от 21.02.2017, № 15/89/1 от 24,04.2017, № 15/88 от 15.03.2017, № 15/91 от 15.03.2017, № 15/68 от 09.03,2017, № 15/91/3 от 24.04.2017, № 15/157 от 14.04.2017, № 15/156 от 13.04.2017, № 15/154 от 10.04.2017, № 15/153 от 10.04.2017, № 15/150 от 11.04,2017, № 15/181/1 от 11.05.2017, № 15/183 от 11.05.2017, № 15/225 от 29.05.2017, № 15/227 от 29.05.2017, № 15/223 от 26.05.2017, № 15/237 от 20.06.2017, № 15/247 от 30.06.2017, № 15/246 от 30.06.2017, № 15/246 от 30.06.2017, № 15/245 от 29.06.2017, № 15/265 от 21.07.2017, № 15/266 от 21.07.2017 года, № 15/268 от 21.07.2017, № 15/272 от 21.07.2017, № 15/278 от 27.07.2017, № 15/285 от 01.08.2017, № 15/286 от 02,08.2017, № 15/287 от 03,08.2017, № 15/299 от 04.08.2017, № 15/300 от 07.08.2017, № 15/374 от 02.10.2017, № 15/361 от 25.09.2017, № 15/372 от 02.10.2017, № 15/371 от 02.10.2017, № 15/375 от 02.10.2017.

В материалах проверки Орской межрайонной природоохранной прокуратуры представлена информация Оренбургского ЦГМС (письмо от 24.10.2017 №02- 01/2855) о прогнозах неблагоприятных метеорологических условий, направляемых в адрес предприятий г. Новотроицка, а именно:

-5-10,12-14, 29-30 апреля 2017;

-1-5, 13-15, 25-26 мая 2017;

-15-16, 28-30 июня 2017;

-1, 8-14, 15-24, 26-31 июля 2017;

-1-9, 12, 16-31 августа 2017;

-1, 2-3, 14-15,16-18, 19-22 сентября 2017;

-5-15 октября 2017 года.

В составе проекта нормативов ПДВ разработаны мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеоусловий (далее - НМУ).

ООО «Южно-уральская ГПК» осуществляет мероприятия по сокращению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ в соответствии с разработанным регламентом работы ООО «Южно-уральская ГПК» в период НМУ, утвержденного приказом генерального директора ООО «Южно­уральская ГПК» 24.03.2014 за№ 1335, от 23.10.2017 №4066.

В соответствии с п. 1.2 Устава ООО «Южно - Уральская ГПК», общество в своей деятельности руководствуется ГК РФ, иными правовыми актами, а также уставом.

Согласно п. 17.1 Устава ООО «Южно - Уральская ГПК», руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором.

На основании протоколов № 9/16 от 15.04.2016 и № 4/2017 от 23.03.2017 заочного голосования Совета директоров ООО «Южно - уральская ГПК» в период с 01.01.2017 по 30.01.2018 единоличным исполнительным органом Общества являлся генеральный директор - ФИО2.

В указанный период времени, при осуществлении руководства деятельностью юридического лица - ООО «Южно - уральская ГПК», генеральным директором ФИО2 не предпринято всех зависящих от него мер направленных на соблюдение экологических требований при эксплуатации объекта капитального строительства.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность, в том числе компонентов природной среды, в состав которой входит атмосферный воздух.

В силу части 1 ст. 15 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Согласно пункту 2 cт. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Согласно требованиям ст.3 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Частями 1,2 ст.25, cт.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; ч.1 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено:

-производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

-юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

-производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.З ст.19 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Все юридические лица, предусмотренные данной статьей, с учетом своей специфики, обязаны в том числе реализовывать на практике мероприятия по охране атмосферного воздуха, т. е. систему мер, осуществляемых в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

На основании п. 3.14.31 Положения о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (вместе с Положением о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области), утвержденные Указом Губернатора Оренбургской области от 18.01.2016 № 7-ук, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области осуществляет, в том числе полномочия по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 № 263-п, на юридические лица, имеющие источники выбросов, требованиями законодательства накладываются следующие обязанности:

-разработать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в соответствии с РД 52.04.52-85 (п. 6 Порядка);

-согласовать разработанные мероприятия с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (п.8 Порядка) и пр.

Между тем, мероприятия по сокращению выбросов в период НМУ, содержащиеся в Регламентах работы ООО «Южно-уральская ГПК» в период НМУ, утвержденных приказами генерального директора ООО «Южно-уральская ГПК» 24.03.2014 за № 1335, от 23.10.2017 №4066, не согласованы в установленном порядке с уполномоченным органом исполнительной власти - Министерством природных ресурсов, экологии имущественных отношений Оренбургской области. В нарушение п.6 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 № 263-п, указанные мероприятия разработаны без учета требований РД 52.04-52-85.

Факт выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников Печной линии ООО «Южно - уральская ГПК» в течении 2017 года подтверждается протоколами испытаний промышленных выбросов в атмосферу № 15/88 от № 15/91 от 15.03.2017, № 15/68 от 09.03.2017, № 15/158 от 14.04.2017, №15/160 от 14.04.2017, №15/181/1 от 11.05.2017, №15/209 от 01.06.2017, №15/208 от №15/265 от 21.07.2017, №15/285 от 01.08.2017, №15/350 от 11.09.2017, №15/374 от 02.10.2017, №15/351 от 11.09.2017, №15/352 от 11.09.2017, №15/349 от 11.09.2017 и др,, выполненных ООО «Лаборатория ЦСТ».

В нарушение указанных требований, в период с 02.06.2017 по 30.01.2018 года, при эксплуатации объекта капитального строительства, являющегося также стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - Печной линии ООО «Южно-уральская ГПК», расположенной по адресу: <адрес>, при прогнозировании неблагоприятных метеорологических условий на территории <адрес>, осуществляло мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработанные с нарушением требований постановления Правительства Оренбургской области от 27,03.2012 № 263-п. Данные мероприятия не согласованы с органом исполнительной власти субъекта РФ - Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Статья 8.1 КОАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КОАП РФ, формальный, наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Факт совершения административного правонарушения генеральным директором ООО «ЮУГПК» ФИО2 подтверждается следующими доказательствами:

постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.01.2018, вынесенным Орским межрайонным природоохранным прокурором :

-письмом - сообщением руководителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 11.10.2017;

- Уставом ООО «ЮГПК», утвержденным внеочередным Общим собранием участников ООО ЮУГПК (протокол № 3/17 от 22 декабря 2017 года)

- Уставом ООО «ЮГПК», утвержденным очередным Общим собранием участников ООО ЮУГПК (протокол № 06/14 от 23 апреля 2014 года)

протоколом № 9/16 личного заседания Совета директоров ООО «ЮГПК» от 15.04.2016;

- протоколом №4/17 заочного голосования Совета директоров ООО «Южно-уральская ГПК» от 23.03.2017;

-свидетельством о постановке на учет в качестве юридического лица ООО «ЮУГПК»

разрешением № 490 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 13.07.2015 с приложением; - сведениями об охране атмосферного воздуха за 2016 г.;

протоколами испытаний промышленных выбросов в атмосферу от 14.04.2017, 01.06.2017, 11.09.2017;

письмом Начальника Оренбургского ЦГМС филиала ФГБУ «Приволжское УГМС» от 24.10.2017 года,

договорами от 21.03.2013 года, от 08.09.2016 года, заключенными между ООО ЮУГПК и ООО «Лаборатория центра социальных технологий»

договором № 54/16 от 26.04.2016 с ООО «ЭкоРесурс» на оказание услуг по разработке и согласованию проекта нормативов предельно допустимых выбросов

-регламентом работы ООО «ЮУГПК» в период неблагоприятных метеорологических условий

-приказом № 1335 от 24.03.2014 года по ООО «ЮУГПК» о назначении лиц, ответственных за выполнение регламента работы ООО «ЮУГПК» в период неблагоприятных метеорологических условий

-приказом № 4066 от 23.10.2017 года по ООО «ЮУГПК», изданных генеральным директором ООО «ЮУГПК « ФИО2 о назначении лиц, ответственных за выполнение регламента работы ООО «ЮУГПК» в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)

-регламентом работы ООО «ЮУГПК» в период неблагоприятных метеорологических условий, утвержденным генеральным директором ООО ЮУГПК ФИО2 в октябре 2017 года

-Актом проверки ООО «ЮУГПК « от 08.12.2017 года

-Положением об отделе экологического контроля № 67-0128, утвержденным генеральным директором ООО «ЮУГПК»

-должностной инструкцией № 2611 главного специалиста (по охране окружающей среды) службы промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды Управления, утвержденной генеральным директором ООО «ЮУГПК» 07 сентября 2017 года,

-должностной инструкцией № 2389 начальника отдела экологического контроля Управления, утвержденной генеральным директором ООО «ЮУГПК»

-приказом № 4875 от 20.10.2016 года по ООО «ЮУГПК», о назначении лиц, ответственных за соблюдение требований природоохранного законодательства в ООО «ЮУГПК»

-должностной инструкцией № 2390 ведущего инженера по охране окружающей природной среды (эколога) отдела экологического контроля Управления, утвержденной главным инженером ООО ЮУГПК» 05.06.215 года

-должностной инструкцией № 2389 начальника отдела экологического контроля Управления, утвержденной 24 июня 2015 года.

Суд считает, что в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о виновности ФИО2 как генерального директора ООО «ЮГПК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КОАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

При рассмотрении дела должностным лицом административного органа на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ФИО2 К как генерального директора ООО «ЮГПК» в его совершении.

Относительно доводов защитника ФИО2- Кузнецова И.А. о прекращении производства по делу в отношении генерального директора ООО ЮУГПК ФИО2 за отсутствием состава административного правонарушения, суд приходит к следующему.

Доводы о том, что генеральный директор ООО «ЮУГПК» об отсутствии согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в период НМУ с уполномоченным органом исполнительной власти ответственными должностными лицами извещен не был, следовательно, предупредить и пресечь совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КОАП РФ ему не представилось возможным, несостоятельны в связи со следующим.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

В Примечании к этой статье указано, что к должностным лицам относятся, в том числе, лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ, должностными лицами юридического лица являются руководители и другие работники юридического лица, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Как следует из материалов дела, установлено судом, согласно протоколу № 9/16 очного заседания Совета директоров ООО «ЮУГПК», ФИО2. с 25.04.2016 года избран единоличным исполнительным органом ООО «ЮУГПК» - генеральным директором ООО «ЮГПК».

В соответствие с п. 17.1 Устава ООО «ЮГПК» в редакции от 23.04.2014 и от 22.12.2017 руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – генеральным директором.

Согласно разделу 17 Уставов ООО «Южно-уральская ГПК», действующих в 2014-2017 годах, генеральный директор - единоличный исполнительный орган Общества, представляющий интересы Общества без доверенности, обладающий полномочиями по организации производственного процесса, по принятию кадровых решений, по расходованию денежных средств. При осуществлении своих прав и исполнении обязанностей, генеральный директор должен действовать в интересах Общества добросовестно и разумно.

Поскольку общий контроль за деятельностью ООО «ЮУГПК», в том числе и в части соблюдения требований действующего законодательства, осуществляет генеральный директор ООО «ЮУГПК» ФИО2, возможность привлечения его к административной ответственности как должностного лица не исключается.

Исходя из положений статей 2, 49 Гражданского кодекса РФ, ст. 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», соблюдение экологических требований, установленных природоохранным законодательством, является одним из основных интересов Общества и условием осуществления его хозяйственной деятельности.

Исходя из подписанного договора № 54/16 от 26.04.2016 с ООО «ЭкоРесурс» на оказание услуг по разработке и согласованию проекта нормативов предельно допустимых выбросов, генеральному директору ООО «Южно - уральская ГПК» ФИО2 как должностному лицу необходимо было выяснить о существующих требованиях природоохранного законодательства и других нормативно - правовых актах РФ, в том числе о необходимости согласования плана мероприятий уменьшения выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, о имеющихся на предприятии проблемных вопросах законодательства в области охраны окружающей среды и пр.

Таким образом, у должностного лица - генерального директора ООО «Южно­уральская ГПК» ФИО2 имелась реальная возможность, «при надлежащей степени заботливости и осмотрительности», обеспечить соблюдение экологических требований законодательства в деятельности подчиненных работников для своевременной разработки мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и согласовании их с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, либо обеспечить соблюдение экологических требования путем приостановления эксплуатации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ Общества в период наступления неблагоприятных метеорологических условий, до разработки и согласования соответствующих мероприятий.

Должностное лицо - генеральный директор ООО «Южно-уральская ГПК» Морозов К, М. не принял всех зависящих от него мер для соблюдения природоохранного законодательства РФ, а именно:

-не обеспечил в период с 02.06.2017 по 30.01.2018 года согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

-не обеспечил в период с 02.06.2017 по 30.01.2018 года разработку мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ с учетом требований РД 52.04-52-85.

Соблюдение требований природоохранного законодательства являются необходимыми условиями получения права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, невыполнение которых ведет к возникновению угрозы причинению вреда окружающей среде.

Доводы защитника ФИО2 - Кузнецова И.А. о том, что генеральным директором надлежащим образом выполнены должностные обязанности - организована штатная структура общества, обеспечивающая надлежащее выполнение требований законодательства при условии надлежащего исполнения соответствующих обязанностей и контроля ответственными должностными лицами общества, необоснованны, поскольку наличие в ООО «ЮУГПК» лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства, не исключает вины генерального директора в совершении административного правонарушения.

Невладение должностным лицом - генеральным директором ООО «Южно-уральская ГПК» ФИО2 информацией об окончании срока действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, невладение информацией об отсутствии согласованных мероприятий по НМУ свидетельствует о том, что руководство текущей деятельностью Общества единоличным исполнительным органом - генеральным директором ФИО2 осуществлялось неэффективно, не в полном объеме, поскольку предусмотренная Уставом деятельность Общества осуществлялась с нарушением требований природоохранного законодательства РФ.

Относительно доводов защитника Кузнецова И.А. о прекращении административного дела в отношении генерального директора ООО «ЮУГПК» ФИО2 в связи с малозначительностью, суд приходит к следующему.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КОАП РФ, формальный, наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности.

Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности.

При таких обстоятельствах, действия генерального директора ООО «ЮГПК» ФИО2 правильно квалифицированы по ст.8.1. КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ, а доводы жалобы не опровергают выводы о его виновности в совершении указанного административного правонарушения.

Довод о необходимости применения положения ст.2.9 КоАП РФ подлежит отклонению, поскольку согласно требованиям действующего административного законодательства, малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу ст.2.9 КОАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Суд не усматривает в действиях директора ООО «ЮУГПК» малозначительности совершенного правонарушения, поскольку, в данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Таким образом, оснований для применения положений ст.2..9 КОАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не имеется.

ФИО2 назначено минимальное наказание - в виде предупреждения, предусмотренное санкцией ст.8.1. КОАП Р Ф.

Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса об административных правонарушениях РФ лицом, вынесшим постановление не допущено.

Исходя из вышеизложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется, жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КОАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО1 № 03-68/2018 от 01 июня. 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Южно-уральская горно-перерабатывающая Компания» ФИО2 - оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «ЮУГПК» ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Г.В.Сидилева