ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-75/19 от 04.12.2019 Сосновоборского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 12-75/2019

Р Е Ш Е Н И Е

04 декабря 2019 года г. Сосновый Бор

Ленинградской области

Судья Сосновоборского городского суда Ленинградской области Бучин В.Д.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (далее также – АО «Концерн Росэнергоатом») на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу № 14-229/2018 от 01 марта 2019 года, которым

АО «Концерн Росэнергоатом» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу № 14-229/2018 от 01 марта 2019 года АО «Концерн Росэнергоатом» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В своей жалобе АО «Концерн Росэнергоатом» считает данное постановление незаконным, ссылаясь на то, что забор воды и сброс сточных вод, осуществляемые АО «Концерн Росэнергоатом» в связи с эксплуатацией Ленинградской АЭС-2, не относится к самостоятельному объекту государственной экологической экспертизы.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, выслушав представителя АО «Концерн Росэнергоатом» ФИО1 изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно положениям ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 34, ст. 33 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

На основании ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Согласно п. 6 ст. 30 ФЗ "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В силу ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

На основании распоряжения ПВ-18/16-13-14 от 24.09.2018 Департаментом в период с 28.09.2018 по 23.11.2018 проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Концерн Росэнергоатом», по результатам которой составлен акт проверки от 28.11.2018 № ПП-18/16-13-14. Как следует из акта проверки от 28.11.2018 № ПП-18/16-13-14 и приложений к нему, Департамент пришел к выводу о том, что АО «Концерн Росэнергоатом» осуществляет хозяйственную деятельность, при проведении которой осуществляет использование участка акватории Копорской губы Финского залива с целью забора воды и сброса сточных вод. Разрешенное годовое водопотребление (объем допустимого забора водных ресурсов) для Ленинградской АЭС-2 установлен договором водопользования № ОО-01.03.00.007-М-ДЗВО-Т-2017-03118/00 от 31.05.2017 (объект водопользования Финский залив, Копорская губа; цель водопользования - забор водных ресурсов) в размере 24484,85 тыс. м3/год на 2018 год и в размере 31492,002 тыс. м3/год на 2019 год.

Основными системами водопотребления являются: системы технического водоснабжения, водоподготовительная установка, система производственного водоснабжения, система хозяйственно-питьевого водоснабжения. Водопотребление осуществляется на подпитку системы технического водоснабжения и охлаждения с испарительными градирнями, водоподготовку для замкнутых контуров АЭС, системы производственного водоснабжения и хозяйственно-питьевые нужды. Забор воды для нужд энергоблоков № 1 и № 2 с реакторами ВВЭР-1200 (12.10.2018 подписан акт приемки законченного строительством энергоблока № 1 ВВЭР-1200 ЛАЭС) осуществляется из существующего водозаборного канала 1-й очереди Ленинградской АЭС с реакторами РБМЕ-1000 отдельно стоящей береговой насосной станции здании 480 системы надежного и технического водоснабжения из Финского залива Балтийского моря (Копорская губа).

В соответствии с представленной документацией (решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод от 17.09.2018 за № 00-01.03.00.007-М-РСБХ-Т-2018-03580/00; водный объект в пользовании - Финский залив, Копорская губа; цель использования водного объекта - сброс сточных вод) через выпуск 6а в отводящий канал II очереди ЛАЭС в акваторию Копорской губы Финского залива Балтийского моря поступают: от ЛАЭС-2: отработанная морская вода от продувки от градирен; морская вода от водоподготовительных установок; отмывочные воды после нейтрализации; ливневые воды с территории промплощадки энергоблоков № 1 и № 2; сток грунтовых вод.

По результатам проверки Департамент пришел к выводу о том, что АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская АЭС» при осуществлении хозяйственной деятельности на акватории внутреннего моря не выполнило требования законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, что является нарушением статей 3, 11, 14, 18, 30 Федерального закона от 24.06.1998 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.06.1998 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Согласно статье 1 Закона № 174-ФЗ экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. В силу статьи 3 Закона № 174-ФЗ экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

Согласно статье 10 Закона № 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 18 Закона № 174-ФЗ).

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня определен в статье 11 Закона № 174-ФЗ, в котором поименованы, в том числе: материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии (пункт 4); объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (пункт 7).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза) является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

Согласно части 2 статьи 34 Закона № 155-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона № 155-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, согласно которому национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности воздействия на окружающую среду - проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и экологической экспертизы документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельность; материалы по оценке воздействия - комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации представляемой на экологическую экспертизу.

Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 11 Закона № 174-ФЗ АО «Концерн Росэнергоатом» при обосновании намечаемой деятельности в отношении эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 Ленинградской АЭС-2, подлежащей лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», в составе материалов обоснования лицензий, прошедших в 2016 году государственную экологическую экспертизу федерального уровня и получивших положительные заключения (приказы от 07.10.2016 № 651 и от 07.10.2016 № 652), были включены следующие материалы: «Ленинградская АЭС-2 энергоблоки № 1 и № 2. Охрана окружающей среды. Материалы оценки воздействия на окружающую среду (окончательный вариант)», выполненные в соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372. Результаты государственной экологической экспертизы материалов воздействия на водные объекты отражены в заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии. Эксплуатация энергоблока № 1 Ленинградской АЭС-2», утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.10.2016 № 651.

Департаментом в ходе проверки не установлено, что АО «Концерн Росэнергоатом» при эксплуатации энергоблока № 1 Ленинградской АЭС-2 осуществляется иная деятельность в сфере водопользования нежели деятельность, оценка воздействия которой на водные объекты получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.10.2016 № 651.

В связи с этим, из материалов дела усматривается, что воздействие осуществляемого АО «Росэнергоатом» водопотребления и водоотведения на водные объекты было предметом оценки экспертной комиссии при рассмотрении материалов обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии - эксплуатация энергоблока № 1 Ленинградской АЭС-2, которые получили положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.10.2016 № 651.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу о наличии в действиях АО «Концерн Росэнергоатом» состава административного правонарушения основаны на неверном применении норм материального права, производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу № 14-229/2018 от 01 марта 2019 года отменить, производство по делу в отношении акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня его получения.

Судья