Адм. дело № 12-75/2019
УИД 43MS0056-01-2019-000839-63
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
об административном правонарушении
г. Яранск Кировской области 20 августа 2019 года
Судья Яранского районного суда Кировской области Трухин С.А.,
при секретарях Плотниковой Н.А. и Ямовой Н.Н.,
лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении ФИО1,
защитника адвоката Хомченко Е.И., удостоверение № <...>, ордер № <...>,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 51 Яранского судебного района Кировской области от 14.06.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.11 КоАП РФ в отношении:
ФИО1, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 51 Яранского судебного района Кировской области от 14 июня 2019 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) – в совершении добычи копытного животного, относящегося к охотничьим ресурсам, с нарушением условий, предусмотренных разрешением, и ему назначено административное наказание в виде лишения права осуществлять охоту на срок один год.
Указанным постановлением ФИО1 признан виновным в том, что 07.12.2018 в 18:00 часов в охотничьих угодьях ООО «Вяхирь» <адрес> ФИО1 на основании разрешения на добычу копытных животных (на отлов или отстрел одной особи) № <...> и путевки № <...>, выданных 27.07.2018 ООО «Вяхирь» со сроком охоты с 27.07.2018 по 28.02.2019, добыл относящееся к охотничьим ресурсам копытное животное - кабана. Однако, после добычи кабана, до начала его первичной обработки и транспортировки, ФИО1 в нарушение требований п. 3.7 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.11.2010 №512, не сделал соответствующую отметку о добыче копытного животного, относящегося к охотничьим ресурсам, на обратной стороне разрешения на добычу копытных животных (на отлов или отстрел одной особи) № <...>, выданного 27.07.2018 ООО «Вяхирь».
ФИО1 обратился в суд с жалобой на данное постановление с просьбой его отменить. Считает, что в его действиях отсутствуют признаки вменяемого ему правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.11 КоАП РФ. Указывает, что в протоколе об административном правонарушении место рождения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не указано; отсутствуют данные о том, владеет ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, русским языком, в связи с чем считает протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством. Указывает, что незаверенная надлежащим образом копия разрешения на добычу копытных животных № <...>, выданного 27.07.2018 ООО «Вяхирь», не является надлежащим доказательством вины ФИО1 Также подвергается сомнению законность нахождения государственного инспектора Ш.А.Н. на территории охотничьих угодий ООО «Вяхирь», так как государственный надзор проводится на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора, а ему он не был передан. Не решен вопрос об изъятом оружии ФИО1 - карабина Sauer-303, № <...>.
В судебном заседании заявитель ФИО1 свою жалобу поддержал в полном объеме.
Защитник Хомченко Е.И. доводы жалобы поддержала.
Суд, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о незаконности обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Часть 2 ст. 7.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за добычу копытных животных и медведей, относящихся к охотничьим ресурсам, без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением.
Однако в силу п. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
А в соответствии с п. 4 ст. 1 Закона об охоте добыча охотничьих ресурсов - отлов или отстрел охотничьих ресурсов.
ФИО1 не вменяется отстрел или отлов дикого животного с нарушением требований лицензии. Напротив, из материалов дела следует, что ФИО1 произвел отстрел кабана в соответствии с лицензией, с соблюдением условий лицензии, в том числе в предусмотренные лицензией сроки и с соблюдением возраста добытого животного
Частичная переработка отстреленного животного (разделка туши добытого кабана) и его транспортировка не являются добычей, а являются отдельными этапами охоты, следующими за добычей животного.
Часть 2 ст. 7.11 КоАП РФ не предусматривает ответственность за нарушение правил переработки и транспортировки охотничьих ресурсов, которые не относятся к этапу добычи животного.
Поэтому действия ФИО1 не могут быть квалифицированы по ч.2 ст. 7.11 КоАП РФ.
Нарушение ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ ФИО1 не вменялось.
Кроме того, все доказательства по делу получены должностным лицом органа государственного охотничьего надзора с нарушением требований закона.
Так, согласно ч. 4 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" федеральный государственный охотничий надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора (далее - органы государственного надзора), согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Положения о федеральном государственном охотничьем надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 29 (ред. от 28.06.2017), Перечень должностных лиц (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и учреждений, находящихся в его ведении, осуществляющих государственный надзор на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу Распоряжения Правительства Кировской области от 19.08.2015 N 318 (ред. от 18.07.2018) "Об органах исполнительной власти и подведомственных им учреждениях, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного охотничьего надзора и регионального государственного экологического надзора на территории Кировской области" министерство охраны окружающей среды Кировской области и подведомственное ему Кировское областное государственное казенное учреждение "Кировский областной центр охраны и использования животного мира" определены в качестве органов, уполномоченных на осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кировской области в пределах своей компетенции федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Кировской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Кировской области.
Таким образом, КОГКУ "Кировский областной центр охраны и использования животного мира" является органом, уполномоченным на осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кировской области в пределах своей компетенции федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Кировской области.
В соответствии с Распоряжением Правительства Кировской области от 01.09.2015 N 341 (ред. от 18.07.2018) "О перечнях должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, региональный государственный экологический надзор на территории Кировской области" к должностным лицам Кировского областного государственного казенного учреждения "Кировский областной центр охраны и использования животного мира", подведомственного министерству охраны окружающей среды Кировской области, осуществляющими федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Кировской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Кировской области, в отношении физических лиц, относиться в частности государственный инспектор по охране диких животных (государственный инспектор в области охраны окружающей среды).
Ш.А.Н. с 17.04.2017 г. принят на должность государственного инспектора по охране диких животных (государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды) КОГКУ "Кировский областной центр охраны и использования животного мира", что подтверждается соответствующим приказом о назначении его на должность и его должностной инструкцией.
В силу должностной инструкции государственного инспектора по охране диких животных (государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды), утвержденной руководителем КОГКУ "Кировский областной центр охраны и использования животного мира" государственный инспектор по охране диких животных вправе в порядке, предусмотренном законодательством планировать, организовывать и участвовать в проведении мероприятий по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира (п. 4.1); при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания применять в пределах своих полномочий меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные действующим законодательством (п. 4.1.3); беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать охотничьи угодья и объекты охотничьей инфраструктуры в целях проведения проверки соблюдения правил охоты, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также проведения биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания (п. 4.1.4).
Таким образом, на государственного инспектора по охране диких животных (государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды) КОГКУ "Кировский областной центр охраны и использования животного мира" распространяются требования законодательства о порядке осуществления федерального государственного охотничьего надзора.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать охотничьи угодья и объекты охотничьей инфраструктуры в целях проведения проверки соблюдения правил охоты, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также проведения биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.
В соответствии с ч. 11 ст. 40 указанного Закона об охоте мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территориях охотничьих угодий проводятся должностными лицами органов государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территориях охотничьих угодий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В силу п. 10 Положения о федеральном государственном охотничьем надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 29 (ред. от 28.06.2017), государственный надзор в отношении граждан осуществляется должностными лицами (государственными инспекторами в области охраны окружающей среды) посредством проведения проверок соблюдения гражданами, осуществляющими охоту, требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов при предъявлении служебных удостоверений на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, руководителя (заместителя руководителя) ее территориального органа или руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 11(1) указанного Положения федеральном государственном охотничьем надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 29 (ред. от 28.06.2017), мероприятия по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территориях охотничьих угодий проводятся должностными лицами органов государственного надзора (государственными инспекторами в области охраны окружающей среды) на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение указанных мероприятий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров и обследований охотничьих угодий устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Порядка оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий, а также Порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.07.2017 N 404, плановые (рейдовые) задания оформляются в соответствии с приказами (распоряжениями) руководителей (заместителей руководителей) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, или Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - органы государственного надзора).
В силу п. 4 указанного Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 13.07.2017 N 404, плановые (рейдовые) задания содержат следующую информацию: наименование органа государственного надзора; цель и задачи плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий; правовые основания проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий; сроки проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий, в том числе даты и время начала и окончания проведения указанных осмотров, обследований; адрес, район (маршрут) проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий; фамилия, имя, отчество (при наличии), наименование должности должностного лица или должностных лиц органов государственного надзора, уполномоченных на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий, с указанием номера служебного удостоверения; фамилии, имена, отчества (при наличии) привлекаемых к проведению плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий специалистов, экспертов, представителей экспертных организаций, иных привлекаемых лиц с указанием их должностей; сроки составления акта о результатах плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий.
Согласно п. 5 указанного Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 13.07.2017 N 404, результаты плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий оформляются актом о результатах указанных осмотров, обследований.
В соответствии с п. 6 указанного Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 13.07.2017 N 404, акт о результатах плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий должен содержать, помимо прочего: наименование органа государственного надзора; место, дату и время составления акта; дату и номер приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора; сроки проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий, в том числе даты и время начала и окончания проведения указанных осмотров, обследований; адрес, район (маршрут) проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий; результаты плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий, в том числе сведения о выявленных нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и лицах, их совершивших; перечень прилагаемых документов и материалов (при наличии).
В силу п. 7 указанного Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 13.07.2017 N 404, акт о результатах плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий подписывается всеми лицами, принявшими участие в соответствующих осмотрах, обследованиях (с указанием расшифровки подписи).
Однако в материалах дела отсутствует какой либо приказ (распоряжение) руководителей (заместителей руководителей) органов государственного охотничьего надзора (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, или Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) о проведении 07.12.2018 г. в охотничьих угодьях Яранского района, закрепленных за ООО «Вяхирь, государственным инспектором по охране диких животных Ш.А.Н. проверки соблюдения гражданами, осуществляющими охоту, требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (мероприятия по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов).
Как пояснило лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 ему такового распоряжения государственным инспектором Ш.А.Н. при проведении проверки 07.12.2018 г. не предъявлялось.
Государственный инспектор Ш.А.Н. допрошенный в суде в качестве свидетеля, пояснил, что такового распоряжения не выносилось. Он полагал, что его не нужно выносить, т.к. он является государственным инспектором КОГКУ "Кировский областной центр охраны и использования животного мира", а не государственным инспектором органа исполнительной власти Кировской области, поэтому, по его мнению проверку может проводить на основании служебного (рейдового) задания, составляемого им лично без какого-либо распоряжения руководителя (заместителя руководителя) государственного охотничьего надзора.
Однако такая позиция инспектора является ошибочной по вышеуказанным доводам, поскольку на государственных инспекторов КОГКУ "Кировский областной центр охраны и использования животного мира" также распространяются требования закона о порядке осуществления государственного охотничьего надзора.
Составленное государственным инспектором КОГКУ "Кировский областной центр охраны и использования животного мира" рейдовое задание по вышеуказанных доводам не соответствует требованиям законодательства (п. 4 указанного Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 13.07.2017 N 404), поскольку не содержит указания на цель и задачи, правовые основания и сроки проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий; сроки составления акта о результатах плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий.
Также в нарушение требований п. 5 - 7 указанного Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 13.07.2017 N 404, по результатам проведенных 07.12.2018 г. рейдовых осмотров, обследований охотничьих угодий, закрепленных за ООО «Вяхирь», не был составлен акт осмотра, с перечнем прилагаемых материалов (в том числе фотоматериалов), протоколов и т.п.
В то же время, согласно частей 1 и 2 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Таким образом, учитывая, что 07.12.2018 г. государственным инспектором по охране диких животных Ш.А.Н. проверка соблюдения гражданами, осуществляющими охоту, требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (мероприятия по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов) проведена с нарушением требований законодательства РФ, то все полученные в ходе нее доказательства, в том числе протокол об административном правонарушении ( л.д. 2-3); копия разрешения на добычу копытных животных (на отлов или отстрел одной особи) № <...>, выданного 27.07.2018 ООО «Вяхирь» ФИО1 на любительскую и спортивную охоту с 27.07.2018 от 28.02.2019 (л.д.4); копия путевки на право охоты № <...> выданной 27.07.2018 ООО «Вяхирь» ФИО1 ( л.д.5); протокол изъятия вещей и документов от 07.12.2018, об изъятии у ФИО1 охотничьего карабина Sauer-303 № <...> (л.д. 6); фотоснимки охотничьего билета ФИО1 серии № <...>, разрешения серии № <...> на хранение и ношение огнестрельного оружия Sauer-303 №№ <...>, выданного ФИО1 и действительного до 16.06.2020 года, фотоснимки корыта с мясом и ливером в пакете, автомашины Тойота г.р.н. № <...>, карабина с прицелом, водительского удостоверения ФИО1( л.д. 10-17) - являются недопустимыми доказательствами, как полученные с нарушением закона, и не могут быть положены в основу выводов о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, копия вышеуказанного разрешения на добычу копытных животных (на отлов или отстрел одной особи) Серии № <...>, и копия путевки на право охоты Серии № <...>, не изымались в каком-либо установленном КоАП РФ порядке, в частности протоколом изъятия, в качестве приложений к какому-либо акту проверки они не приобщены. Поэтому они не могут являться допустимыми доказательствами по делу.
Каких-то иных допустимых доказательств, подтверждающих виновность ФИО1 с совершении административного правонарушения, не представлено.
Таким образом, в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При этом в силу ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении такой вопрос об изъятом охотничьем оружии не был разрешен.
Учитывая, что производство по делу подлежит прекращению, а ФИО1 имеет законное право на хранение и ношение оружия в соответствии с разрешением серии № <...> на хранение и ношение огнестрельного оружия Sauer-303 № <...>, действительного до 16.06.2020 года, то изъятое у ФИО1 оружие подлежит возвращению ему, как законному владельцу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 51 Яранского судебного района Кировской области от 14.06.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Охотничий карабин Sauer-303 калибр 30-06 Spr. № R-027730 вернуть законному владельцу ФИО1 (владеющему им на основании разрешения серии № <...> на хранение и ношение огнестрельного оружия Sauer-303 № <...>, действительного до 16.06.2020 года).
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья - Трухин С.А.