ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-75/19 от 26.03.2019 Псковского областного суда (Псковская область)

судья Сорокин М.И. Дело № 12-75/2019

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Михалко Н.М.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности: гражданина Республики Судан ФИО1 ФИО2 Ибрахима,

переводчика с английского языка на русский язык ФИО3,

адвоката Каштельянова В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу гражданина Республики Судан ФИО1 ФИО2 Ибрахима, <данные изъяты>. рождения, на постановление судьи Печорского районного суда Псковской области от 1 февраля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Печорского районного суда Псковской области от 1 февраля 2019 г. гражданин Республики Судан ФИО1 Мохиэльдин Ибрахим признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В целях исполнения назначенного наказания постановлено содержать ФИО1 ФИО2 Ибрахима в специальном учреждении территориального органа МВД России.

В жалобе в Псковский областной суд ФИО1 Мохиэльдин Ибрахим просит об изменении постановления путём исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В обоснование своей жалобы, заявитель указал на нестабильную обстановку в стране, административное выдворение приведёт к нарушению его прав, возможным пыткам и истязаниям.

Вместе с жалобой ФИО1 Мохиэльдин Ибрахим заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления. Ходатайство мотивировано незнанием русского языка и юридической неграмотностью.

Частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

По смыслу части 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, по ходатайству лица, подающего жалобу, и при наличии уважительных причин, объективно препятствующих заявителю своевременно соблюсти порядок и срок его обжалования.

Из материалов дела видно, что копия постановления судьи Печорского районного суда Псковской области была вручена ФИО1 ФИО2 Ибрахиму 12 февраля 2019 г.

Последним днем установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ процессуального срока его обжалования являлось 22 февраля 2019 г.

ФИО1 Мохиэльдин Ибрахим устным и письменным русским языком не владеет, не смог своевременно заключить соглашение с адвокатом, что является уважительной причиной пропуска процессуального срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, который подлежит восстановлению.

Выслушав ФИО1 Мохиэльдин Ибрахим и его защитника Каштельянова В.Е., поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статёй 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации.

Пограничная зона на территории Псковской области, прилегающая к государственной границе Российской Федерации с Эстонской Республикой установлена приказом ФСБ России от 29 декабря 2016 г. № 802 «О пределах пограничной зоны на территории Псковской области».

Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств (статья 17 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1).

Нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне, совершённые иностранным гражданином или лицом без гражданства, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.2 КоАП РФ и влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Из материалов дела следует, что 31 января 2019 г. в 05.55 часов пограничным нарядом был выявлен и задержан гражданин Судана ФИО1 Мохиэльдин Ибрахим, находившийся юго-западнее 4.5 км от государственной границы Российской Федерации (пограничного знака № 355), и в 500 метрах севернее <данные изъяты> без документов на право нахождения в пограничной зоне (отсутствовал индивидуальный пропуск).

Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д. <данные изъяты>), протоколом об административном задержании (л.д. <данные изъяты>), объяснениями ФИО1 ФИО2 Ибрахима (л.д. <данные изъяты>), схемой места задержания иностранного гражданина, из которой видно, что населённый пункт Булатново Печорского района находится в пограничной зоне российско-эстонского участка Государственной границы Российской Федерации (л.д. <данные изъяты> копией паспорта (л.д. <данные изъяты> миграционной картой № <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>) и другими материалами дела.

Таким образом, совершённое иностранным гражданином ФИО1 ФИО2 Ибрахимом деяние, а именно: нарушение пограничного режима в пограничной зоне, - образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.2 КоАП РФ.

Оснований для освобождения ФИО1 ФИО2 Ибрахима от административной ответственности не имеется.

Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В судебном заседании Псковского областного суда установлено, что заявитель проживал в <...>. В 2018 г. въехал в Российскую Федерацию по визе с периодом пребывания с 6 октября по 17 ноября 2018 г., срок временного пребывания продлен до 30 июня 2019 г. Цель въезда – обучение в ФГАОУ Южно-Уральский государственный университет, где он зачислен на подготовительные курсы и обучался русскому языку для дальнейшего профессионального обучения.

У заявителя есть мать и брат в Республике Судан. Со слов заявителя в гор. Хартун он участвовал в студенческих протестах в 2013 г., 2015 г. и 2016 г., подвергался заключению в тюрьму сроками от недели до месяца, в последний раз подвергался пыткам. С декабря 2018 г. в Республике Судан проходят массовые протесты, в связи с тяжелой ситуацией близкие не могут далее оплачивать его учебу, в связи с чем предпринял попытку выехать в Евросоюз.

Заявитель утверждает, что выдворение его в Республику Судан, где проходят массовые протесты и усилено влияние служб безопасности повлечет за собой угрозу заключения его в тюрьму, применения пыток и жестокого обращения.

В соответствии со статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, статьей 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г, лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.

В связи с этим судами могут учитываться, например, показания лица, в отношении которого принято решение о выдаче, свидетелей, заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными внедоговорными (Совет по правам человека, созданный в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН) и договорными органами (Комитет ООН по правам человека, действующий на основании Международного пакта о гражданских и политических правах; Комитет ООН против пыток, действующий на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и т.д.).

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания».

Из письма Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации (УВКБ ООН) следует, что в настоящее время страноведческой информацией подтверждается проблемы в области прав человека, включая свободу выражения мнений, свободу вероисповедания, поступают сведения о произвольных арестах и задержаниях, пытках и унижающем достоинство обращении со стороны сил безопасности Судана. В последнем докладе Генеральной Ассамблеи ООН выражается серьезная обеспокоенность по поводу предполагаемых случаев нарушения и ущемления прав человека в зонах конфликта. Совет по правам человека ООН продолжает настоятельно призывать стороны защищать гражданское население и стремиться к достижению мира в Судане.

Учитывая общедоступную информацию о ситуации в Республике Судан, из которой следует, что с декабря 2018 г. в Судане проходят массовые протесты, введено чрезвычайное положение, есть основания полагать, что опасения заявителя подвергнуться риску преследования могут быть вполне обоснованными, и данное обстоятельство является достаточным основанием для отмены его высылки в страну гражданской принадлежности.

С учетом конкретных обстоятельств дела, особо отмечая, что ФИО1 ФИО2 Ибрахима на законных основаниях находится на территории Российской Федерации до 30 июня 2019 г. и принимая во внимание приведенные выше правовые нормы, постановление судьи Печорского районного суда Псковской области от 1 февраля 2019 г. подлежит изменению путем исключения указания на назначение ФИО1 ФИО2 Ибрахиму административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Ходатайство ФИО1 ФИО2 Ибрахима о восстановлении срока для подачи жалобы на постановление судьи Печорского районного суда Псковской области от 1 февраля 2019 г. удовлетворить.

Постановление судьи Печорского районного суда Псковской области от 1 февраля 2019 г., вынесенное в отношении ФИО1 ФИО2 Ибрахима по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.2 КоАП РФ, изменить путем исключения указания на назначение ФИО1 ФИО2 Ибрахиму административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

ФИО1 ФИО2 Ибрахима из ФКУ «Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии МВД РФ» (дислокация г. Псков) немедленно освободить.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Судья Псковского областного суда подпись О.С. Русакова

Копия верна.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова