ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-75/20 от 03.03.2020 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 12-75/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Рыбинск 3 марта 2020 года

Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Терешкова И.И.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4,

должностного лица - главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента - старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО1., составившей протокол об административном правонарушении,

при секретаре Букиной Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО4 на постановление главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 21 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО4,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 21 января 2020 года ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, а именно в нарушении правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории Ярославской области памятнике природы «<данные изъяты>». ФИО4 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Из постановления следует, что 27 июля 2019 года во время проходившего в соответствии с плановым (рейдовым) заданием департамента от 24 июня 2019 года планового (рейдового) осмотра особо охраняемой природной территории Ярославской области памятника природы «<данные изъяты>» в Рыбинском районе Ярославской области, в границах 7 квартала Приволжского участкового лесничества ГКУ ЯО «<данные изъяты>» от <адрес>, было установлено, что ФИО4 заехал на указанную территорию для отдыха на автомобиле марки «<данные изъяты>» г.н., при этом въезд на территорию памятника природы был совершен по объезду, сделанному неустановленными лицами в районе наезженной дороги в <адрес>. Перед въездом на территорию паркового леса установлен специальный знак, информирующий о наличии памятника природы и о запрете въезда на его территорию на транспорте. Кроме того, наезженная дорога перекрыта валунами и железобетонными сваями, явно указывающими, что проезд на территорию запрещен. Своими действиями ФИО4 нарушил ст.27 ФЗ от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ч.1 постановления Правительства Ярославской области от 02.11.2017 года №823-п «Режим особой охраны территорий памятников природы регионального значения в Ярославской области», ч.15.1 Положения о «Памятнике природы «Высоковский бор», утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 22.08.2016 года № 981-п, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.39 КоАП РФ.

ФИО4 обратился в суд с жалобой на указанное постановление по делу об административном правонарушении, в которой просит постановление должностного лица отменить. В обоснование жалобы указывает, что с постановлением не согласен, поскольку отсутствует состав административного правонарушения, протокол составлен незаконно и необоснованно, в нем отсутствуют подписи свидетелей, постановление вынесено без учета всех обстоятельств по делу, не составлен план места совершения правонарушения, место и обстоятельства правонарушения указаны неточно, не учтены его пояснения к протоколу. В протоколе об административном правонарушении от 14.01.2020 года указано, что перед въездом на территорию памятника природы «<данные изъяты>» установлен специальный знак, информирующий о наличии памятника природы и о запрете въезда на его территорию на транспорте. На самом деле таких знаков по дороге, по которой он проехал, не было, о чем он указал в своих письменных объяснениях, кроме того, не были учтены предоставленные видеоматериалы с видеорегистратора автомобиля, свидетельствующие о том, что при въезде на территорию ООПТ «Парковый лес «Высоковский бор» не было никаких предупреждающих и дорожных знаков, запрещающих проезд на данную территорию. Данные доводы заслуживают внимания, поскольку территория ООПТ «<данные изъяты>» должна быть обозначена на местности предупредительными и информационными знаками по периметру его границ. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие предупредительных знаков, информирующих о пересечении границы особо охраняемой природной территории. Считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении не были исследованы все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, поскольку не установлено, что на момент задержания он заведомо знал или имел достаточные основания предполагать о своем нахождении на территории ООПТ «<данные изъяты>», в отношении которой установлен специальный режим охраны; также в протоколе не указано, на каком именно многокилометровом участке лесного квартала, он находился. Просит постановление старшего государственного инспектора по охране природы Ярославской области от 21 января 2020 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Также в жалобе заявитель указал на установленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении смягчающие обстоятельства, а именно - совершение правонарушения впервые, что в соответствии ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предполагает наличие возможности установления предупреждения за впервые совершенное правонарушение, кроме того, при малозначительности административного правонарушения может быть решен вопрос об освобождении лица, совершившего правонарушение, от административной ответственности с вынесением устного замечания.

В судебном заседании ФИО4 доводы, приведенные в жалобе, поддержал в полном объеме, просит отменить постановление должностного лица в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.

Должностное лицо - главный специалист комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - старший государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО1., составившая протокол об административном правонарушении и вынесшая постановление по делу, в суд представила возражения на поданную жалобу, согласно которым основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужило выявленное в ходе рейдового осмотра, проводимого на основании планового (рейдового) задания департамента от 24.07.2019 года , нарушение ФИО4 ч.1 постановления Правительства Ярославской области от 02.11.2017 года №0823-п «Режим особой охраны территорий памятников природы регионального значения в Ярославской области и ч.15.1 положения о «Памятнике природы «Высоковский бор», утвержденного Постановлением Правительства области от 22.08.2016 года №981-п для данной территории режима, выразившееся в проезде ФИО4 по указанной ООПТ на автомобиле марки «<данные изъяты>» №, и его стоянки вне дорог и специально-оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, что противоречит указанным нормативным документам, а также ст.27 ФЗ от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Нахождение автомобиля, принадлежащего ФИО4, и его самого 27.07.2019 года на территории ООПТ «<данные изъяты>», было установлено лично ею - ст. государственным инспектором ЯО, осуществляющей государственный экологический надзор, и зафиксировано фотоаппаратом мобильного телефона марки <данные изъяты>, о чем составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования от 27.07.2019 года с прилагаемой фототаблицей. В протоколе указано место (территория ООПТ «<данные изъяты>», время (27.07.2019 года) и обстоятельства (нарушение правил охраны и использования природных ресурсов ООПТ, выразившееся в продвижении и стоянке автомобиля марки «<данные изъяты>» , принадлежащего ФИО4, по ООПТ, что является нарушением режима данной территории).

Указание ФИО4 на то, что в протоколе не указано конкретное место его нахождения, считает незначительным, т.к. любое место движения и стоянки его автомобиля на территории ООПТ является нарушением правил охраны и использования природных ресурсов на данной территории. Кроме того, к акту планового (рейдового) осмотра от 27.07.2019 года прилагается фототаблица, в состав которой входит ситуационный план-схема местности, на которой конкретно указано место нахождения отдыхающих 27.07.2019 года.

Информация о том, что территория, расположенная в границах 7 квартала Приволжского участкового лесничества ГКУ ЯО «<данные изъяты>» от <адрес>, является особо охраняемой природной территорией, имеется в постановлении Правительства ЯО от 01.07.2010 года №460-п «Об утверждении перечня ООПТ ЯО и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области», на сайте департамента охраны окружающей среды и природопользования ЯО (с указанием границ), на Публичной кадастровой карте. Положение о данной ООПТ, в рамках которого установлен конкретный режим, также размещен в свободном доступе на сайте департамента. Таким образом, вся информация о месторасположении и установленном режиме ООПТ «<данные изъяты>» находится в открытом доступе. Доведение данной информации до каждого жителя законодательством не предусмотрено. Кроме того, в связи с постоянными обращениями жителей ближайших деревень на нарушение отдыхающими установленного режима ООПТ «<данные изъяты>», ГКУ ЯО «<данные изъяты>», в местах возможного въезда с восточной границы данной ООПТ, установило с 2017 года аншлаги, информирующие о том, что далее расположена ООПТ «<данные изъяты>» и о том, что въезд на ее территорию на автомобилях запрещен. Аншлаги установлены в районе санатория «<данные изъяты>», напротив <адрес>. На момент проведения рейдового обследования ООПТ, проходившего 05.07.2019 года, все аншлаги, в количестве 4 штук были на месте, что подтверждается фототаблицей к акту от 27.07.2019 года. При проведении обследования 27.07.2019 года, с аншлага в районе <адрес> неустановленными лицами была сорвана информативная наклейка, предупреждающая о том, что далее находится территория ООПТ и о запрете, в том числе, въезда на эту территорию на автомашине. Наклейка о запрете проезда на ООПТ, была незамедлительно восстановлена.

Таким образом, требования ч.6 ст.5 Закона ЯО №112-з «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области», согласно которому - особо охраняемые природные территории и их охранные зоны обозначаются на местности специальными информационными знаками, исполняется. Неустановленными лицами аншлаг в районе <адрес> (наиболее используемое место для проезда на территорию ООПТ) неоднократно демонтировался. Однако регулярно восстанавливался силами департамента, администрации РМР и Рыбинского лесничества. Кроме того, в местах возможного проезда на ООПТ, были вырыты глубокие и широкие рвы, устанавливался неоднократно шлагбаум (который регулярно подвергался демонтажу), завозились валуны и, наконец, в районе возможного въезда на ООПТ у <адрес>, были вкопаны бетонные сваи. При этом в летний период на указанной территории проводятся регулярные рейдовые осмотры, в ходе которых к административной ответственности привлекались граждане за нарушение установленного режима на территории ООПТ.

ФИО4, предоставивший съемки с видеорегистратора, на котором на указанном аншлаге не просматривается наличие запрета проезда, не учел того, что имеющиеся рвы, врытые сваи однозначно указывали на то, что проезд на ООПТ запрещен, что не остановило ФИО4, и он совершил въезд на территорию ООПТ по объездной дороге, наезженной многочисленными нарушителями установленного режима паркового леса.

Таким образом, все необходимые требования, установленные законодательством для охраны ООПТ «<данные изъяты>», Департаментом охраны окружающей среды, администрацией РМО и организацией, ответственной за соблюдением особого режима использования данной территории (ГКУ ЯО «<данные изъяты>»), исполнены. Доводы ФИО4 о том, что он не знал, что в данном месте расположена ООПТ и въезд на ее территорию на автомобиле запрещен, не опровергают наличие в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.

Мера административного наказания к ФИО4 в виде предупреждения не могла быть применена в связи с тем, что при проезде на ООПТ «<данные изъяты>», согласно п.13 Положения о данном памятнике природы, утвержденного постановлением Правительства области от 22.08.2016 года №981-п, с целью сохранения уникальных, невосполнимых, ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природных комплексов и ландшафтов, а также объектов растительного и животного мира, явно просматривалась угроза сохранности объектов животного и растительного мира, обитающих на указанной территории (разжигание костров, спил деревьев, нарушение травяного покрова протекторами шин автомобиля и пр.).

Кроме того, ФИО4 27.07.2019 года находился на территории ООПТ «<данные изъяты>» в составе группы лиц, которые развели костер, что тоже является нарушением установленного режима данной территории, однако конкретное лицо, разложившее костер, установить не представилось возможным. После составления протокола на месте, ФИО4 смял его и бросил в костер. Протокол со следами сжигания находится в материалах дела. Считает, что оснований для изменения или отмены постановления не усматривается.

В судебном заседании старший государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО5 поддержала доводы своих возражений, просит оставить постановление без изменений.

Проверив материалы дела в полном объеме, оценив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО2 и ФИО3., подтвердивших факт отсутствия информации о запрете въезда в лесную зону в районе <адрес>, где они совместно с ФИО4 находились на отдыхе с вечера 26 июля 2019 года до утра 28 июля 2019 года, просмотрев видеозапись с видеорегистратора, представленную ФИО4, суд приходит к выводу о том, что постановление должностного лица является законным и обоснованным.

Статьей 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Постановлением Правительства Ярославской области от 02.11.2017 года №823-п утвержден режим особой охраны территорий памятников природы регионального значения в Ярославской области.

Постановлением Правительства Ярославской области от 22.08.2016 года №981-п утверждено Положение о памятнике природы «Парковый лес Высоковский бор».

Согласно пунктам 5, 6 указанного положения местоположение особо охраняемой природной территории - памятника природы «<данные изъяты>» определено в <данные изъяты>; в границах 7 квартала Приволжского участкового лесничества государственного казенного учреждения Ярославской области «<данные изъяты>» от дер.<адрес>.

В соответствии с п.15.1 Положения о памятнике природы «Парковый лес Высоковский бор» запрещаются любые виды деятельности, рекреационного и иного природопользования, влекущие за собой нарушение сохранности памятника природы, а также противоречащие целям объявления данного комплекса памятником природы.

Судом установлено, что 27 июля 2019 года ФИО4 в нарушение требований действующего законодательства на автомобиле марки «<данные изъяты>» г.н. въехал для отдыха на особо охраняемую природную территорию памятника природы «<данные изъяты>» в <адрес>. Въезд на территорию памятника природы был совершен по объезду, сделанному неустановленными лицами в районе наезженной дороги в <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 14 января 2020 года; актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 27.07.2019 года с прилагаемыми фотоматериалами, а также фотоматериалами, подтверждающими наличие информации о том, что территория, на которую въехал на автомашине правонарушитель, является ООПТ «<данные изъяты>» и въезд на ее территорию на автомобиле запрещен, представленными в суд из департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области; а также другими материалами административного дела.

Процессуальные документы составлены должностным лицом, действовавшим в пределах своих полномочий, нарушений при составлении процессуальных документов не установлено. Данные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для разрешения дела.

Доводы ФИО4 о том, что отсутствовали указатели, подтверждающие нахождение его на особо охраняемой природной территории, опровергаются материалами дела об административном правонарушении.

К материалам административного дела приложены фотографии информационных аншлагов, оповещающих о запрете въезда на автомобилях на территорию ООПТ «<данные изъяты>», указанные аншлаги установлены в районе <адрес>.

Таким образом, граждане, посещающие территорию ООПТ «<данные изъяты>», при должной внимательности и осмотрительности, осведомлены о порядке посещения особо охраняемой природной территории.

Вместе с тем, заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, при въезде на особо охраняемую природную территорию и не принял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на основании ст.8.39 КоАП РФ.

Несогласие с оценкой, данной собранными по делу доказательствами, не является основанием к отмене постановления должностного лица, вынесенного с соблюдением требований КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено в пределах полномочий должностного лица административного органа.

Административное правонарушение, совершенное ФИО4, правильно квалифицировано по ст.8.39 КоАП РФ.

Доводы ФИО4, что он не знал о том, что въезжает на особо охраняемую природную территорию, т.к. на аншлаге отсутствовала наклейка с информацией о запрете въезда на указанную территорию, в районе <адрес>, не являются основанием для освобождения его от административной ответственности. При этом суд учитывает, что рядом с местом въезда ФИО4 на ООПТ имелись рвы, валуны, врытые железобетонные сваи, которые однозначно указывали на то, что проезд по территории запрещен. Более того, после обнаружения факта совершения ФИО4 правонарушения и составления в отношении него протокола об административном правонарушении на месте 27 июля 2019 года, ФИО4 не только не покинул охраняемую природную территорию, а продолжил отдыхать до 28 июля 2019 года и все это время его автомашина находилась на стоянке на указанной территории.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что доводы жалобы не содержат оснований для отмены или изменения постановления должностного лица.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, не имеется, поэтому основания для освобождения ФИО4 от административной ответственности, как это предусмотрено ст.2.9 КоАП РФ, отсутствуют.

Административное наказание ФИО4 назначено в соответствии с правилами, установленными ст.4.1 КоАП РФ, в пределах, установленных законом, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, а также в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.ст. 30.8, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 21 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО4 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: