ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-75/2013 от 16.08.2013 Зеленоградского районного суда (Калининградская область)

Дело № 12-75/2013

Р Е Ш Е Н И Е

г. Зеленоградск                      16 августа 2013 года

Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Беглик Н.А. при секретаре Бусень Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Тепловик-1» Сусловой ФИО8

на постановление по делу об административном правонарушении от 05 июня 2013 года, вынесенное заместителем руководителя Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области ФИО1, о привлечении должностного лица – директора ООО «Тепловик-1» ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерацииоб административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 05 июня 2013 года № 22окк-04-26 должностное лицо – директор ООО «Тепловик-1» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. Првонарушение выразилось в том, что директором ООО «Тепловик-1» ФИО2 в нарушение требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.06.2010 № 32-01/10 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности» по состоянию на 27.05.2013 г. программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с установленным действующим законодательством требованиями к таким программам не разработана и не утверждена.

Директор ООО «Тепловик-1» ФИО2 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление. В обоснование жалобы сослалась на то, что программа по энергосбережению и повышению энергетической эфективности ООО «Тепловик-1» на период 2011-2015 г. не была представлена во время проведения выездной проверки вследствие добросовестного заблуждения в том, что ее разработка не окончена. 28 мая 2013 года программа была представлена в Службу. Считает, что представленная программа полностью соответствует требованиям приказа Службы от 17.06.2010 г., а представление программы после проведения проверки, не создало никакой, в том числе существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства и свидетельствует об отсутствии ею пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Есть все основания для вывода о малозначительности вменяемого правонарушения. Просит отменить постановление от 05 июня 2013 г. №22окк-04-26, производство по делу об административном правонарушении прекратить, восстановить срок на обжалование постановления от 05 июня 2013 года, поскольку постановление получено 19 июня 2013 года.

В судебное заседание ФИО2 не явилась, о дне и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, заявлений, ходатайств от ФИО2 не поступало.

Представители Службы по доверенности ФИО3 и ФИО4 считали доводы жалобы не обоснованными, поскольку представленная программа по энергосбережению и повышению энергетической эфективности ООО «Тепловик-1» не сответствует требованиям, изложенным в постановлении.

Проверив представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.

На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет материалы в полном объеме.

Срок на обжалование постановления от 05 июня 2013 года, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, при том, что жалоба, при получении постановления 19 июня 2013 года, подана в суд 25 июня 2013 года, директором ООО «Тепловик-1», не пропущен.

В силу требований ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Часть 10 ст. 9.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Пунктом 10 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что регулируемые виды деятельности - виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).

ООО «Тепловик-1» с апреля 2011 года осуществляет деятельность по регулируемому виду деятельности – водоснабжение г. Зеленоградска.

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности содержащие:

1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;

2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;

3) иные требования согласно частям 2 - 4 настоящей статьи (для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности), а именно, если организация с участием государства или муниципального образования осуществляет регулируемый вид деятельности, к ней применяются положения настоящей статьи, устанавливающие требования к организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, при разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и внесении в них изменений обязаны учитывать установленные к этим программам требования. Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций регулируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности устанавливаются данным органом в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций регулируются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности устанавливаются данными органами в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 ст. 25).

Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны включать в себя:

1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ (без указания их значений);

2) перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения;

3) показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (часть 3 ст. 25).

Требования к указанным в части 3 настоящей статьи программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также могут содержать значения целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и иные показатели (часть 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 г N 340 утверждены Правила установления требований к программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Пунктами 2, 3 указанных Правил предусмотрено, что требования к программе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, который в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) соответствующей регулируемой организации (далее - регулирующий орган).

Требования к программе включают в себя: целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно обеспечиваться регулируемой организацией в результате реализации программы; перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения; показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами регулируемой организации; значения целевых показателей и иные показатели (п. 4 Правил).

Во исполнение п. 2 Правил установления требований к программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.06.2010 г. № 32-01/10 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности» определены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

При этом программы организаций должны содержать:

- целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (снижение потерь воды в водопроводных сетях; снижение расхода электрической энергии на производство и передачу (транспортировку) и транспортировку и очистку сточных вод; снижение расхода электрической энергии на собственные нужды);

- перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения, содержащие организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (потери воды в водопроводных сетях; расход электрической энергии на производство и передачу (транспортировку) и транспортировку и очистку сточных вод; расход электрической энергии на собственные нужды).

Между тем в ходе проверки установлено, что в нарушение указанных нормативных правовых актов директор ООО «Тепловик-1» ФИО2 не разработала и не представила в Службу программу, соответствующую указанным Требованиям. Представленная в материалы проверки программа на 2011-2015 г.г. не соответствовала указанным требованиям.

Учитывая, что материалам дела подтверждается отсутствие у ООО «Тепловик-1» программы в области энергосбережения, соответствующей всем установленным приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.06.2010 г. № 32-01/10 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности» требованиям, суд считает, что событие нарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ, в действиях должностного лица - директора ООО «Тепловик-1» ФИО2 имеется.

Вина должностного лица - директора ООО «Тепловик-1» ФИО2 в допущенном правонарушении, выразившаяся в непринятии необходимых мер для разработки программы энергосбережения, соответствующей установленным требованиям, материалами проверки подтверждена.

Порядок привлечения к ответственности административным органом соблюден.

Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в отношении нарушений законодательства об энергосбережении и составляющий один год со дня совершения административного правонарушения, на момент вынесения оспариваемого постановления административный органом не пропущен.

При выборе санкции административным органом учтены все предусмотренные ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ обстоятельства, что подтверждается наложением на общество минимального предусмотренного санкцией ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ штрафа.

Учитывая изложенное, суд полагает, что основания для признания оспариваемого постановления незаконным отсутствуют.

Довод ФИО2 о малозначительности правонарушения со ссылкой на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не может быть принят судом во внимание.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ должностное лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения. По смыслу указанной статьи оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей. Так, отсутствие со стороны заявителя своевременных и позитивных действий, направленных на исполнение публично-правовых обязанностей и свидетельствующих о стремлении эти обязанности исполнить в установленный срок, не позволяет суду оценить допущенное правонарушение как малозначительное.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Из материалов дела следует, что должностным лицом не принято необходимых мер для разработки программы в области энергосбережения, соответствующей установленным нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Службой по государственному регулированию цен и тарифов требованиям. Так, должностным лицом ни в момент проверки, ни в судебное заседание не представлено доказательств приведения программы в соответствие с установленными требованиями.

Это свидетельствует о пренебрежительном отношении должностного лица к своим публичным обязанностям и об отсутствии оснований для оценки правонарушения как малозначительного.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6-30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от 05 июня 2013 года, вынесенное заместителем руководителя Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области ФИО1 о привлечении должностного лица – директора ООО «Тепловик-1» ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области.

Судья: Н.А. Беглик