РЕШЕНИЕ
по делу №
08 июля 2014 года Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Лябах И.В., при секретаре Логиновой Н.А., с участием ФИО1, рассмотрев в порядке пересмотра жалобу заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 МО «Ахтубинский район» ФИО1 на постановление главного специалиста отдела государственного пожарного надзора по Ахтубинскому району (государственного инспектора ГПН) управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Астраханской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 МО «Ахтубинский район» ФИО1 по части 1 статьи 20.4 Кодекса Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ),
установил:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГлавного специалиста отдела государственного пожарного надзора по <адрес> (государственного инспектора ГПН) управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Астраханской области ФИО2, заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 МО «Ахтубинский район» ФИО1 признана виновной по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подана жалоба, в которой указано, что согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности необходимо устранить следующие нарушения:- планы эвакуации из помещений зданий, в которых размещены группы образовательного учреждения, не соответствуют требованиям ГОСТ; руководитель организации не обеспечил своевременную очистку объекта от горючих отходов, мусора, срок устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Однако ДД.ММ.ГГГГлавным специалистом отдела государственного пожарного надзора по Ахтубинскому району (государственного инспектора ГПН) управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Астраханской области ФИО2 вынесено постановление № по делу об административном правонарушении. Считает, что исполнить надлежащим образом должностные обязанности по изготовлению планов эвакуации соответствующих ГОСТ не имела возможности в связи с отсутствием финансирования. Согласно письму управления образованием администрации МО «Ахтубинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ необходимая сумма на изготовление люминесцентных планов эвакуации будет выделена при поступлении финансовых средств. Просила постановление № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 вину признала, в содеянном раскаялась, просила изменить вынесенное постановления в части назначения наказания и назначить наказание в виде предупреждения, так как ею предприняты все меры по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно: между МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 МО «Ахтубинский район» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор о предоставлении услуг в области пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является разработка и составление поэтажного плана эвакуации №фотолюминесцентный в рамке), выписана счет-фактура, сумма на изготовление которых будет выделена Управлением образованием администрации МО «Ахтубинский район» при поступлении финансовых средств, очистка объекта от горючих отходов, мусора (ветки после обрезки деревьев) была произведена в день проверки.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав должностное лицо ФИО1, нахожу постановление главного специалиста отдела государственного пожарного надзора по Ахтубинскому району (государственного инспектора ГПН) управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Астраханской области ФИО2 подлежащим изменению в части назначенного наказания исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ заключается в нарушении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Согласно статьи 37 Федерального закона от 21.121994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме" содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Статья 2.4 КоАП РФ закрепляет правило, в соответствии с которым административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностные лица несут административную ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в тех случаях, когда они своими действиями (бездействием), в том числе и в случаях дачи неправомерных распоряжений подчиненным по службе лицам, а также в тех случаях, когда они, являясь руководителями различных звеньев управленческого аппарата, не осуществляли систематического контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, рабочими и служащими вверенного им предприятия, учреждения, цеха, лаборатории и т.п.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности послужило то обстоятельство, что она, являясь заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 МО «Ахтубинский район» допустила нарушение требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. в зданиях и помещениях МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 МО «Ахтубинский район» по адресу: <адрес> <адрес> на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ № главного государственного инспектора Ахтубинского района по пожарному надзору ФИО3 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях, в ходе которой выявлены нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 «О противопожарном режиме», а именно: планы эвакуации из помещений зданий, в которых размещены группы образовательного учреждения, не соответствуют требованиям ГОСТ (п.7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства № 390 от 25.04.2012; п.6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009); руководитель организации не обеспечил своевременную очистку объекта от горючих отходов, мусора (п.77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства № 390 от 25.04.2012).
Действия заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 МО «Ахтубинский район» ФИО1 должностным лицом квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку ею допущены нарушения требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32,11.16 настоящего кодекса и ч.3-8 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными законодательством, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 МО «Ахтубинский район» ФИО1 являются акт проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ №, составленный в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, в соответствии с которым выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно указано, что планы эвакуации из помещений зданий, в которых размещены группы образовательного учреждения, не соответствуют требованиям ГОСТ (п.7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства № 390 от 25.04.2012; п.6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009); руководитель организации не обеспечил своевременную очистку объекта от горючих отходов, мусора (п.77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства № 390 от 25.04.2012).
В силу статьи 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Таким образом, факт нарушения заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 МО «Ахтубинский район» ФИО1 требований пожарной безопасности нашел свое объективное подтверждение в судебном заседании. Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, оснований для отмены постановления по доводам жалобы не усматриваю.
Однако назначенное ФИО1 наказание нахожу подлежащим изменению по следующим основаниям.
В силу статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Установлено, что ФИО1 являясь должностным лицом, ранее к административной ответственности не привлекалась, добровольно, до возбуждения производства по делу об административном правонарушении устранила выявленные в ходе проверки нарушения, что признается обстоятельствами, смягчающими административную ответственность. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание характер совершенного правонарушения, не содержащего существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в части пожарной безопасности, отсутствие наступления негативных последствий в результате действий ФИО1, полагаю необходимым назначенное ФИО1 наказание в виде административного штрафа изменить, назначив наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 КоАП РФ, судья
Решил:
Постановление главного специалиста отдела государственного пожарного надзора по Ахтубинскому району (государственного инспектора ГПН) управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Астраханской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении ФИО1 изменить, назначить ФИО1 наказание в виде предупреждения, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу -без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда.
Судья: И.В. Лябах