ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-75/2016 от 29.06.2016 Анапского районного суда (Краснодарский край)

К делу №12-75/2016

Р Е Ш Е Н И Е

«29» июня 2016 года город-курорт Анапа

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Киндт С.А.

при секретаре Кудряшовой Р.Т.

с участием представителей заявителя – ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» по доверенностям ФИО1 и ФИО2

представителя Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» на постановление о назначении административного наказания №08-74-110-НО-03 от 19.05.2016 года, вынесенное старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.Е.А в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» обратилось в Анапский районный суд с жалобой на постановление старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.Е.А. №08-74-110-НО-03 от 19.05.2016 года, которым ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

В судебном заседании представители заявителя ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» по доверенностям ФИО1 и ФИО2 доводы жалобы поддержали. ФИО1 пояснил, что в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш», в период с 07 апреля по 27 апреля 2016 года, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки готовности Учреждения к пожароопасному летнему периоду 2016 г. По результатам проверки, 27 апреля 2016г., старшим государственным инспектором ФИО3 составлен акт проверки №08-105-31-Н, а также выданы предписания:

1) №08-105-31-Н-З - о направлении отчёта об охране и защите лесов натерритории лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш» вуполномоченный орган. Срок исполнения до 01.06.2016г.;

2) №08-105-31-Н-2 - об устранении нарушений в части отсутствия необходимого для обеспечения пожарной безопасности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря, предусмотренного планом тушения лесных пожаров на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш» на период пожароопасного сезона 2016 года. Срок исполнения до 01.06.2016г.;

3) №08-105-31-H1 - об устранения нарушения, в части отсутствия разработанного в установленном законом порядке проекта освоения лесов, а также заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов. Срок исполнения до 03.10.2016г.

С актом проверки Учреждение несогласно, по следующим основаниям. В ходе проверки установлено, что Учреждение осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствие разработанного в установленном законом порядке проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, что, по мнению проверяющих лиц, является нарушением норм, установленных ст.88 Лесного кодекса РФ. Между тем, в соответствии с указанной статьёй, проект освоения лесов составляют лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в границах заповедника, в силу объективных причин, независящих от администрации ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», не зарегистрировано. В связи с чем, наличие проекта освоения лесов, в данном случае, невозможно. Подтверждающие материалы были направлены должностному лицу, осуществляющему проверку, посредством электронной почты, что подтверждается электронным уведомлением об отправке от 18.04.2016г. и прикреплёнными к письму документами. В связи с тем, что ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» не располагает проектом освоения лесов, для обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на территории заповедника учреждение руководствовалось приказом МПР РФ от 28.03.2014 г. №161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров; нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов». В Учреждении создана добровольная пожарная дружина, утвержден её состав. ДПД состоит из 15 человек. Оснащённость Учреждения противопожарным оборудованием и инвентарём соответствует установленным Приказом нормативам. В соответствии с актом проверки в Учреждении не хватает: 5 ранцевых огнетушителей, 2 канистры для воды, 22 рации. Такой вывод ошибочен и опровергается бухгалтерскими документами, а именно: согласно оборотно - сальдовой ведомости по счёту 101.00 за 27 апреля 2016г. на балансе Учреждения находится 25 ранцев противопожарных; согласно оборотно-сальдовой ведомости по счёту 105.00 - 20 ранцев. Итого за Учреждением числится 45 ранцев противопожарных. В соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью по счёту 105.000 за 27 апреля 2016г. на балансе Учреждения находится 20 штук канистр алюминевых (20л.). В соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью по счёту 101.00 за 27 апреля 2016г. на балансе Учреждения находится 34 штуки радиостанций. Выявленные в ходе проверки несоответствия средств предупреждения и тушения лесных пожаров не находят своего подтверждения. В ходе проведения проверки, лицом, её осуществляющим, не была принята во внимание опись противопожарного инвентаря в УАЗ гос. номер Н 346 AT 123. Указанный автомобиль оснащён: 5 ранцами противопожарными, 2 канистрами под воду, ведро - 2 шт., кирка - 1 шт., лопата - 1шт., спец.одежда - 1 комплект, аптечка - 1 шт., что подтверждается прилагаемыми к настоящим возражениям документами. Кроме того, Учреждению вменяется невыполнение обязанности, предусмотренной ч.1 ст.60 Лесного кодекса РФ - о предоставлении отчёта об охране и о защите лесов. Между тем, в соответствии распоряжением и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 04.04.2016г. №01-04-20/333, целью настоящей проверки является проверка готовности особо охраняемых природных территорий федерального значения к пожароопасному летнему периоду 2016 года. Не предоставление отчета об охране и защите лесов не соответствует целям проверки. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К грубым нарушениям относится, в том числе, требования документов, не относящихся к предмету проверки. При таких обстоятельствах, считает, что Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в лице старшего государственного инспектора К.Е.А превысило свои полномочия и вынесло незаконное постановление от 19.05.2016 года № 08-74-110-НО-З о привлечении к административной ответственности ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш». Поскольку Росприроднадзор осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки). Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Утриш» управляет особо охраняемой природной территорией федерального значения и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Просит суд постановление о назначении административного наказания №08-74-110-НО-3 старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.Е.А от 19.05.2016 года о признании юридического лица, ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрено ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, а именно «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах» - отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы и пояснила, что с позицией ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» Управление несогласно по следующим основаниям: с целью выполнения распоряжения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования С.А.Г от «03» марта 2016 № АС-02-04-36/3659, выданного на основании поручения Правительства Российской Федерации от 02.02.2016 № АХ-П4-471 и на основании распоряжения и.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея С.А.С от 04.04.2016 № 01-04-20/333 проведена внеплановая выездная проверка ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» на предмет готовности особо охраняемой природной территорий федерального значения к пожароопасному летнему периоду 2016 года.

Согласно ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Согласно ч. 2 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» предоставлен лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш», утвержденный 30.04.2013 года директором департамента политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Ю.С.В. Лесохозяйственный регламент составлен сроком на 10 лет, до 31 декабря 2023 года. Лесничество «Государственный природный заповедник «Утриш» расположено в границах государственного природного заповедника «Утриш» на территории МО городов Анапа и Новороссийск Краснодарского края, в юго-западной части Краснодарского края на полуострове Абрау, находящемся на северо-востоке Черного моря. Площадь земель лесного фонда, вошедших в состав заповедника, составляет 9065 га, в том числе участковых лесничеств: Анапского 4288 га, Абраурского - 4777 га, покрытые лесной растительностью земли 8812 га, что составляет 97,1 %. Распределение территории лесничества по классам природной пожарной опасности по лесорастительным условиям: II класс-3555 га, III класс-2693 га, IV класс - 2550 га, V класс -267 га. В соответствии с подп. «г» п. 4 Правил пожарной безопасности в лесах, подп. 1 п. 21 устава Государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш», и п. 7 Положения «Положения о государственном природном заповеднике «Утриш», на учреждение возложены обязательства по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях особо охраняемой природной территории, а также по сохранению в естественном состоянии природных комплексов. Согласно п. 9 Положения на территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе влекущая за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющая вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм, Учреждение требования законодательства о пожарной безопасности в лесах соблюдает не в полном объеме. В силу ст. 88 Лесного Кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 89 Лесного Кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. В нарушение вышеуказанных требований ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствии разработанного в установленном законом порядке проекта освоения лесов. В соответствии с. п. 5 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. В силу ст. 53.3 Лесного кодекса РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; иные мероприятия.

В соответствии с п.3 главы 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» разработан и утвержден директором Департамента политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России 18.12.2015 года план тушения лесных пожаров на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш» на период пожароопасного сезона 2016 года. Согласно представленному плану тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2016 года ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» в резерве пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря для обеспечения профилактики, и тушения лесных пожаров, необходимо иметь: мотопомпа в количестве 1 шт., напорный пожарный рукав диаметром 50 200 м; рации в количестве 42 шт., воздуходувка Штиль в количестве 2 шт., бензопила Хускварна в количестве 2 шт., хлопушек в количестве 5 шт., канистры для воды в количестве 20 шт., топоры в количестве 18 шт., ведро оцинкованное в количестве 12 шт., ножовки в количестве 15 шт., лопаты штыковые в количестве 15 шт., кирки-мотыги в количестве 4 шт., ранцевые огнетушители в количестве 45 шт., аптечки противоожоговые в количестве 15 шт., бак для воды на 500 литров 1 шт., спецодежда (куртка, сапоги, краги, каска, маска) в количестве 20 комплектов. Комиссией ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» проведен осмотр технического состояния лесопожарного и инвентаря находящегося на балансе учреждения, на предмет готовности к тушению пожаров в наступающий пожароопасный период, о чем свидетельствует Акт от 29.03.2016г. В нарушении вышеизложенного, в ходе проведения проверки установлено, что из вышеперечисленного противопожарного инвентаря в наличии не хватает: 5 ранцевых огнетушителей, 2 канистры для воды, 22 рации. Отсутствие данного инвентаря также подтверждается информацией о готовности ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» к пожароопасному периоду за январь, февраль, март 2016 года, предоставляемой ежемесячно в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Указанная ситуация не позволяет в полной мере осуществлять предупредительные противопожарные мероприятия, соблюдать установленный норматив обеспеченности противопожарными средствами. Пунктами сосредоточения противопожарного инвентаря согласно плана тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2016 года являются: Центральная усадьба (<...>), п. Малый Утриш. На складе центральной усадьбы (<...>) произведен пересчет противопожарного инвентаря: краги спилковые -5 пар; куртка сварщика- 14 шт., топор-6 шт., кирка-4 шт., лопата-2 шт., тур. Лопата-1 шт., ранцевые огнетушители «Ермак»- 14 шт., канистра алюминевая-5 шт., каска-8шт., ножовка- 3 шт., аптечка- 5 шт. Пунктом сосредоточения противопожарного инвентаря п. Малый Утриш является автотранспортное средство, МОТОВЕЗДЕХОД Polaris sportsmen 400 Н оборудованный: ранцевым огнетушителем- 1 шт., лопата штыковая - 1 шт., ведро- 1 шт., канистра -20 л.- 1 шт., кирка-1 шт., -комплект спецодежды- 1 шт., аптечка- 1 шт., ножовка-1 шт., топор -1шт. В ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» имеются транспортные средства: 3 автомобиля УАЗ-315196, 3 автомобиля УАЗ-Хантер, 5 автомобилей Шевралет Нива, 1 автомобиль Газ 3302 (МЛПК), 1 автомобиль УАЗ-390945 (МЛПК), 7 мотовездеходов для патрулирования территории и оперативного выезда ДПД в случае возникновения лесного пожара. Для патрулирования морской акватории и осуществления мониторинга пожарной обстановки береговой территории 1 маломерное моторное судно, моторная лодка для доставки людей в случае возникновения лесного пожара. Запас ГСМ хранится на АЗС, согласно гос. контракту заправка ГСМ производится круглосуточно по территории Краснодарского края (контракт от 31.03.2016 000 На базе ГАЗ-3302 с бортовой платформой создан малый лесопатрульный комплекс который согласно предоставленного плана тушения лесных пожаров на 2016 год, должен быть укомплектован: мотопомпой (производительностью бООл/мин) 1 шт., напорный пожарный рукав- о 50 200 м, бензопилой 2 шт., воздуходувками 2 шт, пожарной емкостью на 500 литров 1 шт., ранцевыми огнетушителями резиновыми 25 шт. В ходе визуального осмотра автомобиля установлено, что ГАЗ-3302 укомплектован: мотопомпой (производительностью бООл/мин) 1 шт., воздуходувками -2 шт., пожарной емкостью на 500 литров 1 шт., ранец противопожарный- 9 шт., грабли - 6шт., лопаты совковые- 6 шт., лопаты штыковые- 2 шт., хлопушка 1 шт., каска- 10 шт., краги-8 шт., респиратор-6 шт., очки-10 шт., противогаз- 3шт., топор- 3 шт., ножовка- 3шт., пожарный рукав 20 м- 2 шт., шланг забора воды 5м. - 1 шт., аптечка противоожоговая- 12 шт. В нарушении вышеизложенного, из вышеперечисленного противопожарного инвентаря на базе ГАЗ-3302 отсутствуют: 2 бензопилы, а также в наличии не достает 16 ранцевых огнетушителей. Указанная ситуация не позволяет в полной мере осуществлять предупредительные противопожарные мероприятия, соблюдать установленный норматив обеспеченности противопожарными средствами. Указанная ситуация не позволяет в полной мере осуществлять предупредительные противопожарные мероприятия, соблюдать установленный норматив обеспеченности противопожарными средствами, а также организовать соблюдение установленного режима охраны ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш». Отсутствие средств пожаротушения не позволит немедленно принять комплекс исчерпывающих мер к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов. Вышеуказанное приводит к повышению опасности возникновения пожаров на особо охраняемой природной территории федерального значения. В нарушение вышеизложенного на лесном участке отсутствует вышеуказанный пожарный инструмент. Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. В нарушение вышеуказанных требований в ходе проведенной проверки на лесном участке предоставленном в аренду ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» выявлено отсутствие противопожарного обустройства лесов, пожаротушения, а также не проведены мероприятия по противопожарному обустройству лесов, что приводит к повышению опасности возникновения пожаров, и создает угрозу распространения огня на примыкающие естественные лесные массивы, расположенные на территории Сочинского национального парка, являющейся особо охраняемой природной территорией федерального значения. Таким образом, отсутствие средств пожаротушения не позволит немедленно принять комплекс исчерпывающих мер к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в бездействии юридического лица ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Просит суд в удовлетворении заявленных требований ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» отказать.

Заслушав представителей заявителя ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» ФИО1 и ФИО2, представителя Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО3, исследовав письменные материалы, суд находит жалобу, подлежащей удовлетворению, постановление по делу об административном правонарушении, подлежащим отмене, и производство по делу об административном правонарушении - прекращению, по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Как следует из материалов дела, в период с 07 апреля по 27 апреля 2016 года, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки готовности Учреждения к пожароопасному летнему периоду 2016 г. По результатам проверки, 27 апреля 2016г., старшим государственным инспектором ФИО3 составлен акт проверки №08-105-31-Н, выданы предписания: №08-105-31-Н-З - о направлении отчёта об охране и защите лесов на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш» в уполномоченный орган. Срок исполнения до 01.06.2016г.; №08-105-31-Н-2 - об устранении нарушений в части отсутствия необходимого для обеспечения пожарной безопасности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря, предусмотренного планом тушения лесных пожаров на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш» на период пожароопасного сезона 2016 года. Срок исполнения до 01.06.2016г.; №08-105-31-H1 - об устранения нарушения, в части отсутствия разработанного в установленном законом порядке проекта освоения лесов, а также заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов. Срок исполнения до 03.10.2016г.

Постановлением о назначении административного наказания №08-74-110-НО-3 от 19.05.2016г., вынесенным ст.государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.Е.А., юридическое лицо ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.32 КоАП РФ – нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регулируются Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №400).

В соответствии с п.1 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 5.1.17 данного положения Росприроднадзор осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки).

Порядок осуществления федерального государственного экологического контроля устанавливает Положение о федеральном государственном экологическом надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 г. №426).

В соответствии с п. 3 указанного Положения федеральный государственный экологический контроль осуществляется также Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и её территориальными органами в пределах своей компетенции в рамках государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники).

Правительством России, двумя нормативными правовыми актами, четко установлено, что в компетенцию Росприроднадзора не входит государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники).

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Утриш» управляет особо охраняемой природной территорией федерального значения и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Порядок проведения проверок установлен Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора (утв. Приказом Минприроды России от 29.06.2012 г. №191).

В соответствии с подпунктов 1,3,7 пункта 54 при приведении внеплановой проверки должностное лицо Росприроднадзора (территориального органа) не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Росприроднадзора и его территориального органа, требовать предоставления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету, а также осуществлять выдачу юридическим лицам предписаний.

В соответствии с распоряжением Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о проведении внеплановой проверки ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» от 04.04.2016 года №01-04-20/333 предметом проверки являлось «соблюдение обязательных требований по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» вменяется в вину нарушение ст. ст. 51,53,88,89 Лесного кодекса РФ и Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года №417. При этом конкретные нарушенные нормы Правил пожарной безопасности в постановлении о назначении наказания не указаны.

В соответствии с п. 13 Устава ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящийся на территории заповедника, предоставляются ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами. Однако, до настоящего времени права ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» на земельные участки не оформлены и оно не является пользователем (владельцем) лесных участков, не несет ответственность за соблюдение Правил пожарной безопасности в лесах, поэтому не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ по делу не доказана.

Таким образом, имеются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно п. 3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу Федерального Государственного Бюджетного учреждения"Государственный природный заповедник "Утриш" на постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.Е.А. №08-74-110-НО-З от 19 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьей 8.32 КоАП РФ, - удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.Е.А №08-74-110-НО-З от 19 мая 2016 года о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения - прекратить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения суда.

Судья

Анапского районного суда С.А. Киндт