дело №12-75/2017
РЕШЕНИЕ
г. Новый Уренгой 14 апреля 2017 г.
Судья Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гареев Р.Р., представителя ООО «Газпром переработка» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного инженера – первого заместителя генерального директора ООО «Газпром переработка» ФИО1, <данные изъяты>, на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ЯНАО ФИО2[суммы изъяты] от 15 августа 2016 года, которым ООО «Газпром переработка» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
у с т а н о в и л :
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ЯНАО ФИО2[суммы изъяты] от 15 августа 2016 года, ООО «Газпром переработка» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, в связи с тем, что в период с 2015 г. по 25.07.2016 г. на территории Завода подготовки конденсата к транспорту ООО «Газпром переработка», расположенного по адресу: г. Новый Уренгой в 300 м. южнее УКПГ-2В», осуществлялась деятельность, в результате которой образовались отходы масел турбинных отработанных без проведения инвентаризации, разработки проекта НООЛРО и в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, чем нарушены: ч. ст. 22, ч. 1 ст. 24 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11, ч.ч. 1, 3, 4, 5 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Не согласившись с указанным постановлением, главный инженер – первый заместитель генерального директора ООО «Газпром переработка» ФИО1 обратился в Новоуренгойский городской суд с жалобой, в которой просит отменить постановление Росприроднадзора [суммы изъяты] от 15 августа 2016 года. В обоснование жалобы указывает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ООО «Газпром переработка» на территории ЯНАО, поднадзорной Управлению Росприроднадзора по ЯНАО, не имеет в собственности объектов размещения отходов, следовательно, не обязано проводить инвентаризацию. Кроме того, Обществом был разработан проект НООЛРО на отход масла индустриального, который был утвержден письмом Управления Росприроднадзора по ЯНАО [суммы изъяты] от 01.08.2013 г. сроком на пять лет, то есть до 2018 года. В соответствии с ГОСТ 28549.0-90 (ИСО 6743-0-81) и ГОСТ 28549.6-90 турбинные масла марки ТП-22С относится к индустриальным маслам.
В отзыве на указанную жалобу государственный инспектор Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЯНАО ФИО2 просит постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения по доводам, указанным в нем.
Представитель ООО «Газпром переработка» ФИО3 доводы жалобы поддержал, на удовлетворении жалобы настаивал.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Заслушав лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (здесь и далее положения названного Федерального закона приведены в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества из образования.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов.
В соответствии с ч.ч. 3,4 ст.18 Федерального закона N 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, в период с 30.05.2016 г. по 25.07.2016 г. Управлением Росприроднадзора по ЯНАО проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Газпром переработка» требований законодательства в области охраны окружающей среды. Проверкой установлено, что в процессе производственной деятельности ООО «Газпром переработка» на территории Завода подготовки конденсата к транспорту Общества, расположенному по адресу: г. Новый Уренгой, в 300 м. южнее УКПГ-2В), образовались отходы масел турбинных отработанных без проведения инвентаризации, разработки проекта НООЛРО и в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Результаты проверки отражены в акте проверки [суммы изъяты] от 25.07.2016 г.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении [суммы изъяты] от 08.08.2016 г. (л.д. 145-142), актом проверки [суммы изъяты] от 25.07.2016 г. с с приложенными к нему протоколами отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, а также фототаблицей (л.д. 139-99), реестром расходных документов за сентябрь 2015 г. и актом списания от 04.09.2015 г. (л.д. 92, 91-90), реестром расходных документов за ноябрь 2015 г. и актом списания от 20.11.2015 г., от 10.11.2015 г. (л.д. 89, 88-86, 85-84), актом обследования объектов основных средств [суммы изъяты] от 10.11.2015 (о том, что произведена замена масла ТП-22С в связи с его загрязнением) (л.д. 83-82), ведомостью актов [суммы изъяты] от 10.11.2015 г. (л.д. 81), актами списания от 18.11.2015, от 25.11.2015 г. (л.д. 80-79, 78-77), актом обследования объектов основных средств [суммы изъяты] от 25.11.2015 г. (л.д. 76-75), ведомостью дефектов 22/2 от 25.11.2015 г. (л.д. 74), актом списания от 16.11.2015 г. (л.д. 73-72), актом обследования объектов основных средств [суммы изъяты] от 16.11.2015 г. (л.д. 71-70), ведомостью дефектов [суммы изъяты] от 16.11.2015 г. (л.д. 69), актом обследования основных средств [суммы изъяты] от 18.11.2015 г. (л.д. 68-67), ведомостью дефектов [суммы изъяты] от 18.11.2015 г. (л.д. 66), актом списания [суммы изъяты] от 10.11.2015 г. (л.д. 65), распоряжением [суммы изъяты]-р от 19.05.2016 г. о проведении плановой выездной проверки ООО «Газпром переработка» (л.д 14-4), распоряжением от 24.06.2016 г. о внесении изменений в распоряжение от 19.05.2016 г. (л.д. 2).
В силу положений ст. 26.11 КоАП РФ, суд находит представленные Роспотребнадзором доказательства допустимыми, достоверными и достаточными.
Таким образом, совершенное обществом деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что ООО «Газпром переработка» разработан проект НООЛРО на отход масла индустриального, который утвержден Роспотребнадзором по ЯНАО суд находит несостоятельным в силу того, что индустриальные масла и турбинные масла, хоть и родственные продукты, как указывает представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, однако имеют разный код по Федеральному классификационному каталогу отходов (далее ФККО). Так, индустриальные масла имеют код ФККО 2002/2014 5410020502033/ 40613001313, а турбинные масла – 5410021202033/ 40617001313, в связи с чем, должны указываться в проекте НООЛРО каждый в отдельности.
Как следует из представленных материалов дела об административном правонарушении, в документах об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Новоуренгойского городского округа и Пуровского муниципального района № 185, 186 от 01.08.2016 г., отходы турбинного масла отсутствуют.
Довод жалобы о том, что в действиях ООО «Газпром переработка» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, также не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Объект настоящего правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
При этом, субъектный состав правонарушения не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, субъектами административной ответственности являются, в том числе любые лица, которые в своей деятельности не соблюдают экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим природоохранным законодательством.
Как установлено в судебном заседании, и подтверждено материалами дела об административном правонарушении, на территории ЗПКТ были обнаружены турбинные отходы, образовавшиеся в ходе осуществления деятельности ООО «Газпром переработка», которые не были включены в проект НООЛРО, что является нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что в свою очередь, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления должностного лица, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено ООО «Газпром переработка» в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО «Газпром переработка» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для изменения или отмены состоявшегося постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ЯНАО ФИО2[суммы изъяты] от 15 августа 2016 года, которым ООО «Газпром переработка» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ, которые влекут прекращение производства по делу об административном правонарушении при рассмотрении жалобы главного инженера – первого заместителя генерального директора ООО «Газпром переработка» ФИО1 также не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ЯНАО ФИО2[суммы изъяты] от 15 августа 2016 года, которым ООО «Газпром переработка» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей – оставить без изменения, а жалобу главного инженера – первого заместителя генерального директора ООО «Газпром переработка» ФИО1 без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд <адрес>, в течение 10 суток, со дня получения копии решения через Новоуренгойский городской суд.
Судья Р.Р. Гареев