ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-75/2021 от 28.05.2021 Дзержинского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

КОПИЯ

Дело № 12-75/2021

...

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

28 мая 2021 года г. Новосибирск

Судья Дзержинского районного суда г. Новосибирска Дульзон Е.И., при секретаре Тихоновой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1 на постановление врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу ... от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу ... от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении деятельности по обороту алкогольной продукции в складском помещении, в котором в нарушение требований п. 2 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации в ЕГАИС отсутствуют программно-аппаратные средства, подключение к ЕГАИС.

Согласно обжалуемому постановлению, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления поступили обращения гражданина, содержащие информацию о том, что в складских помещениях, расположенных по адресам: ..., а также в рядом стоящем сооружении (адрес не указан, но здание отмечено на приложенной к обращению схеме) ООО «РостПиво-Сиб» осуществляет хранение большого количества алкогольной продукции, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС и без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее оборота.

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу в отношении ООО «РостПиво-Сиб» было вынесено определение ... о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках дела об административном правонарушении ... должностными лицами Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу проведены осмотры помещений (сооружений), расположенных по адресам, указанным в обращениях.

В ходе осмотра сооружения (помещения), адрес которого не указан в обращениях, но здание отмечено на приложенной к обращению схеме (стоящее рядом с помещениями, расположенными по адресу: ...), установлено, что в данном сооружении (помещении) осуществляет деятельность ООО «РостПиво-Сиб» (договор аренды складского помещения общей площадью 105 кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ...с, заключенный с ЗАО). В осматриваемом помещении находятся пустые металлические кеги, алкогольная продукция не обнаружена. Какой-либо деятельности по обороту алкогольной продукции на дату проведения осмотра ООО «РостПиво-Сиб» не осуществляло (помещение пустое), программно-аппаратные средства ЕГАИС отсутствовали. Осматриваемое помещение (отдельно стоящее здание) располагается на значительном расстоянии от офисного помещения, находящегося по адресу: ... (также отдельно стоящее здание).

Таким образом, в ходе административного расследования было установлено, что ООО «РостПиво-Сиб» осуществляло деятельность по обороту алкогольной продукции в складском помещении, расположенном по адресу: ..., общей площадью 105 кв.м., при этом в нарушение Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации, в указанном складском помещении программно-аппаратные средства ЕГАИС не установлены. Программно-аппаратные средства ЕГАИС располагаются на значительном расстоянии от вышеуказанного адреса в другом (отдельно стоящем) здании по адресу: ... то есть не по месту непосредственного осуществления ООО «РостПиво-Сиб» деятельности по обороту алкогольной продукции.

В постановлении также указано, что данное нарушение допущено по причине ненадлежащей организации работы и контроля со стороны директора ФИО1 за соблюдением правил и норм, закрепленных Федеральным законом № 171-ФЗ, Правилами ЕГАИС, Приказом № 149, Требованиями к техническим средствам фиксации и передачи информации в части соблюдения установленного порядка учета объема оборота алкогольной продукции и фиксации информации в ЕГАИС.

Директор ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, указав, что отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, поскольку в части фиксации информации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС нарушений не допущено. На момент осмотра у ООО «РостПиво-Сиб» обособленные подразделения, упомянутые в п. 2 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации в части соблюдения установленного порядка учета объема оборота алкогольной продукции и фиксации информации в ЕГАИС, отсутствовали по причине нахождения административного здания и складского помещения в пределах одной территории складского комплекса по адресу: .... Полагал, что в таком случае нахождение программно-аппаратных средств ЕГАИС в офисе ООО «РостПиво-Сиб» не противоречит закону и не препятствует своевременному фактическому документальному учету движения товара на складе и в ЕГАИС.

Также указал, что нарушение Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации ... от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для привлечения к ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ, так как указанный нормативный акт не регулирует порядок учета алкогольной продукции в ЕГАИС, то есть нарушение вышеуказанных требований диспозицией ст. 14.19 КоАП РФ не охватывается.

Поэтому директор ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1 просит постановление врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу ... от ДД.ММ.ГГГГ отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Директор ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Как усматривается из материалов дела, на основании поступивших ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу обращений гражданина, содержащих информацию о том, что в складских помещениях ООО «РостПиво-Сиб» осуществляет хранение большого количества алкогольной продукции, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС, и без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее оборота, вынесено определение ... о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.

В ходе административного расследования установлено, что ООО «РостПиво-Сиб» осуществляло деятельность по обороту алкогольной продукции в складском помещении, расположенном по адресу: ..., общей площадью 105 кв.м., при этом в нарушение Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации в указанном складском помещении программно-аппаратные средства ЕГАИС не установлены. Программно-аппаратные средства ЕГАИС располагаются на значительном расстоянии от вышеуказанного адреса в другом (отдельно стоящем) здании по адресу: ..., то есть не по месту непосредственного осуществления ООО «РостПиво-Сиб» деятельности по обороту алкогольной продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.

Учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям ст. 8 данного Федерального закона № 171-ФЗ (ч.1 ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ).

Технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждены постановлением Правительства РФ № 650 «О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Данные технические средства включают в себя программно-аппаратные средства организаций, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта (подпункт б пункта 1 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. постановлением Правительства РФ N 650)).

При наличии у организации обособленных подразделений программно-аппаратные средства должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности) (пункт 2 указанных Требований).

Пунктом 4 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление Правительства РФ N 380) установлено, что учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в ЕГАИС.

Согласно п.п. 7, 15 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Постановление Правительства РФ № 1459), организации, зарегистрированные в качестве юридического лица, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему, информацию, указанную в подпунктах 1 - 3, 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 названных Правил.

Из приведенных норм следует, что несоблюдение указанных требований свидетельствует о нарушении установленного порядка учета алкогольной продукции при ее производстве или обороте.

Согласно ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.

Факт совершения директором ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе: протоколом об административном правонарушении ... от ДД.ММ.ГГГГ; обращениями ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении ООО «РостПиво-Сиб» нелегального оборота алкогольной продукции; схемой расположения складов ООО «РостПиво-Сиб»; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования ... от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра ... от ДД.ММ.ГГГГ; товарными транспортными накладными от ДД.ММ.ГГГГ; отчетом об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от ДД.ММ.ГГГГ; договором аренды нежилого помещения ... от ДД.ММ.ГГГГ; договором аренды нежилого помещения ... от ДД.ММ.ГГГГ и другими доказательствами, которые были надлежащим образом оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

На основании изложенного суд считает, что вина директора ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1 в совершении административного правонарушения установлена, в связи с чем, последний обоснованно привлечен к административной ответственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 841 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» признаны утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по перечню, в том числе согласно пунктам 15, 66, 70 приложения № 1 утратили силу Постановления Правительства РФ № 380, № 1459, № 650, соответственно.

Вместе с тем порядок контроля этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте, за нарушение которого ФИО1 привлечен к административной ответственности, не изменен.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2466 утверждены Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате) в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Требования № 2466).

Федеральным законом от 22.12.2020 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон № 171-ФЗ внесены изменения, в том числе в указанные нормы.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Согласно ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Так, при назначении директору ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1 наказания врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу данные обстоятельства были учтены и назначено наказание в виде предупреждения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу ... от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1 к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде предупреждения является законным, обоснованным и справедливым.

Довод директора ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1 о том, что на момент осмотра у ООО «РостПиво-Сиб» обособленные подразделения отсутствовали по причине нахождения административного здания и складского помещения в пределах одной территории складского комплекса по адресу: ... является несостоятельным исходя из следующего.

В силу ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Как следует из письма Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ... территориальная обособленность подразделения российской организации определяется несовпадением места нахождения этого обособленного подразделения с адресом указанной организации.

Поскольку из схемы территории по ... следует, что офис ООО «РостПиво-Сиб», где находятся программно-аппаратные средства ЕГАИС, расположен на значительном расстоянии от склада, расположенного возле помещений по ..., то он обладает признаками обособленного подразделения.

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований указанного законодательства, а также свидетельствующих о том, что директор общества предпринял все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.

Довод директора ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1 о том, что нарушение Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации ... от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для привлечения к ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ, так как указанный нормативный акт не регулирует порядок учета алкогольной продукции в ЕГАИС, то есть нарушение вышеуказанных требований диспозицией ст. 14.19 КоАП РФ не охватывается, также является несостоятельным, поскольку опровергается вышеуказанными правовыми нормами и выводами суда.

Какие-либо нарушения закона при производстве по данному административному делу, при наличии которых возможно исключение тех или иных доказательств, допущены не были. Обжалуемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что жалоба директора ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1 не подлежит удовлетворению, а постановление врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу ... от ДД.ММ.ГГГГ является законным и его следует оставить без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу ... от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1 к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу директора ООО «РостПиво-Сиб» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья (подпись) Е.И. Дульзон

Верно

Судья Е.И. Дульзон

Секретарь А.Д. Тихонова

Подлинник документа находится в деле об административном правонарушении № 12-75/2021 Дзержинского районного суда г. Новосибирска.