ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-75/2022 от 02.06.2022 Шумихинского районного суда (Курганская область)

Дело № 12-75/2022

Уникальный идентификатор дела: 45RS0023-01-2022-000518-80

Р Е Ш Е Н И Е

город Шумиха, ул. Гагарина, 8 02 июня 2022 года

Судья Шумихинского районного суда Курганской области Пономарев Дмитрий Викторович, рассмотрев жалобу защитника Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области Цицилиной Е.Ф. на постановление начальника УФССП Шумихинского РО СП УФССП России по Курганской области Н. от 13.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области,

У С Т А Н О В И Л:

Обжалуемым постановлением Администрация Шумихинского муниципального округа Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Защитник Цицилина Е.Ф. обратилась с жалобой на данное постановление, в которой указывает, что Администрация Шумихинского муниципального округа Курганской области является должником по исполнительному производству № 40459/20/45056-ИП, предмет исполнения: обязать обеспечить содержание водопроводов, расположенных в с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово Шумихинского района Курганской области и соответствие питьевой воды из указанных источников водоснабжения требованиям законодательства, в части соблюдения требований п. 1.4, п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» - иметь проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения с. Большая района округа Курганской области в срок до 01.02.2018. 09.12.2021 УФССП вынесено постановление о взыскании с заявителя исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Решением Шумихинского районного суда Курганской области от 14.02.2022 заявитель освобожден от уплаты исполнительского сбора. Администрация округа не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнить решение суда, а является бюджетным учреждением, и все денежные средства, находящиеся в её распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом муниципального образования. Постановлением от 02.08.2021 №705 утверждена программа «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры Шумихинского муниципального округа Курганской области на 2021-2025 годы». Денежные средства для выполнения работ по содержанию, эксплуатации водопроводных сооружений на территории муниципального образования Шумихинский муниципальный округ Курганской области, в частности в с. Березово, д. Воробьево, в бюджете на 2022 год запланированы Решением Думы Шумихинского муниципального округа Курганской области от 30.11.2021 № 184 в объеме 57 200 руб., однако этих средств не достаточно для исполнения решения суда в срок, установленный исполнительным документом единовременно и в полном объеме, в связи с чем в Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области 20.12.2021 (исх.№ 74-02909/21) направлялось письмо с просьбой о включении Шумихинского муниципального округа Курганской области в государственную программу Курганской области «Чистая вода» и выделении субсидий, в сумме 1 144 000 рублей, на устройство автономных источников водоснабжения для обеспечения водой населенных пунктов Шумихинского муниципального округа. В обоснование суммы, требуемой для исполнения решения суда, Администрацией произведен локальный сметный расчет. До настоящего времени субсидии из бюджета Курганской области не поступали. В ООО Научно-производственную фирму «Геологоразведка», ООО «Экобетмен» направлены письма с просьбой о направлении коммерческого предложения на разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и башен водопровода, автономных источников водоснабжения, расположенных в сельской местности Шумихинского муниципального округа Курганской области. Размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд требует определенного времени, поскольку осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заявителем принимаются меры, направленные на исполнение судебного акта в части обеспечения содержания водопровода с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово Шумихинского района Курганской области и соответствие питьевой воды из указанных источников водоснабжения требованиям законодательства, а именно: сделан запрос-предложение на бурение скважин, рассматриваются коммерческие предложения по бурению новых скважин, вокруг которых будут установлены зоны санитарной охраны источников водоснабжения и башни водопровода питьевого назначения с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово Шумихинского района Курганской области. Считает решение суда от 19.02.2016 находящимся в процессе исполнения.

В отношении Администрации округа вынесено значительное количество постановлений о наложении штрафов по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 30 000 рублей по каждому, что представляет собой серьезную нагрузку на бюджет муниципального округа.

Считает, что Администрация Шумихинского муниципального округа Курганской области предприняла зависящие от нее необходимые меры в установленном законом порядке для исполнения решения суда. При этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, не могли быть устранены исключительно действиями Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области. Указывает, что имеются основания для признания того обстоятельства, что должник действовал добросовестно, соблюдая ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него судебными решениями обязанностей.

Считает, что в действиях Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия, поэтому, отсутствует субъективная сторона административного правонарушения.

Просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Защитник Цицилина Е.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, заявила ходатайство о рассмотрении дела без её участия, законный представитель Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, Н. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судья находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» наличие уважительных причин исключает привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа во вновь установленный срок.

Исходя из положений ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального округа, организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относится к бюджетным полномочиям муниципального образования.

Решением Шумихинского районного суда Курганской области от 19.02.2016 на Администрацию Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области возложена обязанность в срок до 01.02.2018 обеспечить содержание водопроводов, расположенных в с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово Шумихинского района Курганской области и соответствие питьевой воды из указанных источников водоснабжения требованиям законодательства, в части соблюдения требований п. 1.4, п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» - иметь проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово Шумихинского района Курганской области. Решение суда вступило в законную силу 25.03.2016, 12.11.2018 выдан исполнительный лист, который взыскателем Шумихинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области 18.11.2018 предъявлен для принудительного исполнения в Шумихинский РО УФССП по Курганской области.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Шумихинского районного отдела судебных приставов от 01.10.2020 возбуждено исполнительное производство № 40459/20/45056-ИП.

Определением Шумихинского районного суда от 24.06.2021 произведена замена должника по исполнительному производству Администрации Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области на правопреемника Администрацию Шумихинского муниципального округа Курганской области.

На основании вышеуказанного определения суда постановлением судебного пристава-исполнителя Б. от 10.09.2021 произведена замена должника по исполнительному производству Администрации Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области на правопреемника Администрацию Шумихинского муниципального округа Курганской области.

27.10.2021 руководитель должника Администрации Шумихинского муниципального округа Ю. предупрежден об уголовной ответственности за неисполнение решения суда, ему предложено в срок до 03.11.2021 представить документы, в том числе документы, определяющие порядок организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании, реестры расходных обязательств, проекты бюджета и предложения о включении в проект бюджета различного рода расходов, в том числе на исполнение конкретных судебных решений на каждый год, начиная с года возбуждения исполнительного производства, утвержденный бюджет муниципального образования, сведения о наличии расчетных и иных счетов; в срок до 29.11.2021 предложено письменно уведомить судебного пристава-исполнителя об исполнении либо о причинах неисполнения данного судебного акта.

Запрошенная информация предоставлена судебному приставу-исполнителю в полном объеме, в том числе, предоставлены ежемесячные отчеты о состоянии лицевого счета Администрации Шумихинского муниципального округа, за период с июля по ноябрь 2021 года.

Администрация Шумихинского муниципального округа обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, определением Шумихинского районного суда Курганской области от 23.11.2021 в удовлетворении заявления отказано.

09.12.2021 судебным приставом-исполнителем Шумихинского районного отделения судебных приставов УФССП России по Курганской области Б. было вынесено постановление о взыскании с Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установлен новый срок исполнения требований до 31.01.2022, которое получено должником 10.12.2021.

Должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа в полном объеме не выполнены, что подтверждается письмом от 22.04.2022.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области протокола об административном правонарушении от 27.04.2022, на основании которого 13.05.2022 начальником Шумихинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области Н. вынесено постановление о привлечении Администрации Шумихинского района Курганской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также Администрация Шумихинского муниципального округа обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Решением Шумихинского районного суда Курганской области от 14.02.2022 заявитель освобожден от уплаты исполнительского сбора.

Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не установлено, что у юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не дана никакая оценка доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Из представленных копий материалов дела об административном правонарушении следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо, вынесшее обжалуемое решение, руководствовалось только протоколом об административном правонарушении. Документы, необходимые для рассмотрения дела, в том числе те, на которые имеется ссылка в обжалуемом постановлении, протоколе об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют, при этом в постановлении указывается о подтверждении вины материалами дела об административном правонарушении.

Исходя из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что на должника была возложена обязанность по обеспечению содержания водопроводов, расположенных в с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово Шумихинского района Курганской области и соответствие питьевой воды из указанных источников водоснабжения требованиям законодательства, бюджетом Шумихинского муниципального округа на 2021 год, принятом в декабре 2020 года, средства на указанные цели не были предусмотрены, что лишило должника возможности исполнить решение суда в полном объеме в установленный срок до 29.11.2021.

Распоряжением Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области от 10.12.2021 № 398 создана комиссия по проведению осмотра и установлению технического состояния инженерных сооружений, которой проведены осмотры инженерных сооружений в с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово Шумихинского района, о чем составлены акты от 14.12.2021 согласно которым система водоснабжения (водопроводные сети, водонапорные башни) в связи с износом не пригодны к эксплуатации.

При проведении инвентаризации имущества установлено, что на водопроводы в с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово отсутствуют правоустанавливающие документы, техническая документация, объекты не поставлены на кадастровый учет. Для разработки проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения в данных населенных пунктах необходимо оформить правоустанавливающие документы на объекты, после чего заключить контракты на возмездное оказание услуг со специализированными организациями в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что исполнение решения суда в части разработки проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения требует временных и финансовых затрат.

Администрацией Шумихинского муниципального округа Курганской области направлено предложение в Научно-производственную фирму «Геологоразведка» о направлении коммерческого предложения на разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и башен водопровода, автономных источников водоснабжения, расположенных в сельской местности Шумихинского муниципального округа Курганской области, сделан запрос-предложение на бурение скважин, рассматриваются коммерческие предложения по бурению новых скважин, вокруг которых будут установлены зоны санитарной охраны источников водоснабжения и башни водопровода питьевого назначения с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово Шумихинского района Курганской области

Из протоколов лабораторных испытаний и экспертных заключений следует, что производственный контроль качества питьевой воды в с. Большая Рига, д. Антошкино, д. Назарово производился в марте, июне, ноябре 2020 года, апреле, июле, сентябре 2021 года, марте 2022 года производился микробиологический анализ воды.

В проекте бюджета Шумихинского муниципального округа Курганской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов предусмотрены расходы на водоснабжение в сумме 1 900 000 руб., в том числе 1 500 000 руб. на устройство автономных источников водоснабжения, что подтверждается выпиской из приложения № 8 к Решению Думы Шумихинского муниципального округа Курганской области от 30.11.2021 № 184.

Администрацией Шумихинского муниципального округа Курганской области в адрес Директора Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области направлялись письма о включении Шумихинского муниципального округа Курганской области в государственную программу Курганской области «Чистая вода», выделении субсидий в сумме 1 144 000 руб. на устройство автономных источников водоснабжения для обеспечения водой населенных пунктов Шумихинского муниципального округа (от 20.12.2021, 11.05.2022), ООО Научно-производственную фирму «Геологоразведка», ООО «Лаборатория Глобэкс» о направлении коммерческого предложения на разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и башен водопровода, автономных источников водоснабжения, расположенных в сельской местности Шумихинского муниципального округа Курганской области (от 09.12.2021, 17.12.2021). В обоснование суммы, требуемой для исполнения решения суда, Администрацией округа произведен локальный сметный расчет.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрацией Шумихинского муниципального округа Курганской области были предприняты возможные меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличия объективных препятствий в исполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда.

Судья считает обоснованными доводы жалобы о невозможности исполнения решения суда в полном объеме, учитывая характер возложенных судом обязанностей, в установленный срок.

Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были соблюдены требования п. 7 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, что является существенным процессуальным нарушением.

Доказательств того, что у Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ей не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется, в связи с чем вина юридического лица не установлена.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Жалобу удовлетворить.

Постановление начальника Шумихинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области Н. от 13.05.2022, которым Администрация Шумихинского муниципального округа Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения с принесением жалобы через Шумихинский районный суд Курганской области.

Судья Д.В. Пономарев