ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-75/2022 от 04.05.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Ткачук Н.А.

№ 12-75/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

04.05.2022

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу АО "Сегежский ЦБК" на постановление судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 09.02.2022 делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении АО "Сегежский ЦБК",

установил:

постановлением судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 09.02.2022 АО "Сегежский ЦБК" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 руб.

С постановлением не согласно Общество, в поданной жалобе просит его отменить. Указывает, что образовательная деятельность не указана в ЕГРЮЛ в числе сведений об основном и дополнительных видах деятельности Общества. Общество проводит обучение только для собственных нужд в целях получения работниками навыков работы на конкретном оборудовании предприятия. После окончания обучения присваивает профессию, но не выдает документ об образовании государственного образца. Общество является промышленным предприятием с вредными и опасными условиями труда, на котором не допускается работа граждан, имеющих физические и психические недостатки и нуждающихся в специальных условиях обучения.

Заслушав защитников (...) поддержавших доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, изучив материалы лицензионного дела, прихожу к следующему.

В силу ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 150000 до 250000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В силу ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в редакции, действовавшей на день выявления правонарушения (далее - Закон № 99-ФЗ), к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В силу п. 40 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе, образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково").

Согласно п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 (далее – Положение) лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том, числе, наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с п. 2 ч. 3, ч. 10 ст. 11, ст. 46 и ст. 50 Федерального закона "Об образовании в РФ" (подп. "г"); наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ч.ч. 1, 3, 8, 10 и 11 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в РФ" (подп. "е").

Согласно ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (далее - Закон) под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2014 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

В силу п. 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований относятся, в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подп. "а" - "ж" п. 7 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ.

Согласно п. 19 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Закона организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. На такую организацию распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций.

Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 25.11.2021 в ходе плановой проверки, проведенной в порядке федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на основании решения (...) следующие обстоятельства. Общество, осуществляя на основании лицензии образовательную деятельность по адресу <...>, допустило следующие грубые нарушения лицензионных требований:

1. в нарушение подп. "г" п. 7 Положения не подтверждено наличие в штате лицензиата или привлечением им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с п. 2 ч. 3, ч. 10 ст. 11, ст. 46 и ст. 50 Закона;

2. в нарушение подп. "е" п. 7 Положения не подтверждено наличие у Общества специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ч.ч. 1, 3, 8, 10 и 11 ст. 79 Закона.

Вместе с тем, нарушение под № 1 подлежит исключению из объема вмененных Обществу нарушений лицензионных требований. Так, лицензиатом в дело представлены сведения о кадровом обеспечении реализации основных образовательных программ (л.д. 36-53) и заявлены доводы о соблюдении подп. "г" п. 7 Положения. При этом как в протоколе об административном правонарушении, так и в обжалуемом постановлении событие вмененного правонарушения в данной части не конкретизировано. Не указано, каким именно требованиям к уровню или профилю образования, стажу работы и квалификации не соответствуют работники, привлеченные Обществом для осуществления образовательной деятельности. С очевидностью данного вывода из материалов дела не усматривается, в связи с чем приведенная неполнота препятствует конкретизации предмета доказывания по делу и реализации Обществом права на защиту.

Событие правонарушения в остальной части и вина лицензиата в его совершении подтверждаются протоколом об административном правонарушении, копией лицензии с приложением, выпиской из ЕГРЮЛ, решением о проведении контрольного мероприятия, актом плановой проверки, представленными Обществом сведениями по запросу административного органа, копией выданного Обществом свидетельства о прохождении обучения, иными материалами дела.

Факт отсутствия специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностям здоровья Общество не оспаривает, полагая об отсутствии такой обязанности. Вместе с тем указанные в жалобе мотивы и цель реализации образовательных программ, а также возможность трудоустройства обучающихся в данной организации не освобождают Общество от обязанности по выполнению требований подп. "е" п. 7 Положения. Законодательство не ставит указанную обязанность в зависимость от намерения лицензиата проводить обучение соответствующей категории граждан и перспективы их трудоустройства.

При таких обстоятельствах Общество по существу на законных основаниях привлечено к административной ответственности, его действия квалифицированы правильно.

Назначенное административное наказание соответствует минимальной санкции статьи и характеру допущенного нарушения. Просьбы о применении ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ жалоба не содержит.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, не допущено.

Иные доводы жалобы также не опровергают правомерность привлечения лицензиата к административной ответственности и обоснованность назначенного наказания.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы по существу, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 09.02.2022 делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении АО "Сегежский ЦБК" по существу оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Исключить из постановления судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 09.02.2022 по настоящему делу вывод о нарушении АО "Сегежский ЦБК" подп. "г" п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

С.В. Щепалов