ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-75/2022 от 19.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 12-75/2022

УИД 13RS0023-01-2022-000707-22

РЕШЕНИЕ

19 апреля 2022 года город Саранск

Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Парамонов Сергей Петрович,

рассмотрев жалобу ФИО3 на постановление заместителя Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия ФИО4 № 1 от 8 февраля 2022 года, вынесенное в отношении заместителя директора – руководителя контрактной службы Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия ФИО4 № 1 от 8 февраля 2022 года заместитель директора – руководитель контрактной службы Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП Российской Федерации) и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия, ФИО3 просит постановление должностного лица отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3 изложенные в жалобе доводы поддержала, просила постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учетом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Необходимости в допросе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, иных лиц не усматриваю.

Проверив доводы жалобы, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав представленные доказательства и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации к задачам производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд не связан доводами жалобы, и рассматривает дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Согласно статье 6 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок и товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 44-ФЗ обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ).

Пунктами 9, 10, 13 части 2 статьи 103 указанного Федерального закона определено, что в реестр контрактов включается копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика; информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта); документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Часть 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, приказом Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» от 28 августа 2017 года № 106-А в целях обеспечения планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» создана контрактная служба без образования отдельного подразделения; утверждены постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы, положение о контрактной службе для обеспечения бесперебойной работы Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5»; заместитель директора Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» ФИО3 назначена руководителем контрактной службы.

8 февраля 2021 года между Государственным бюджетным учреждением Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» и ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» заключен контракт на поставку газа № 31-5-4797/21. В результате заключения дополнительных соглашений № 1 от 6 апреля 2021 года, № 2 от 21 июля 2021 года, № 3 от 25 августа 2021 года, № 4 от 9 ноября 2021 года цена контракта была увеличена до 967458 руб. 25 коп.

Указанный выше контракт частично исполнен поставщиком (товарная накладная № 3108 т 31 января 2021 года (утверждена заказчиком 5 февраля 2021 года)) и частично оплачен заказчиком (платежные поручения от 12 февраля 2021 года № 726184 на сумму 227178 руб. 07 коп, № 726185 на сумму 192821 руб. 93 коп.).

Документы о приемке и оплате Государственным бюджетным учреждением Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» направлены в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, подлежащих включению в такие реестры контрактов, 10 марта 2021 года, то есть на 21, 16 рабочие дни соответственно после их подписания.

Информация о частичном исполнении (платежное поручение № 891332 от 10 марта 2021 года на сумму 61989 руб. 15 коп.) по указанному контракту направлена в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, подлежащих включению в такие реестры контрактов, 9 апреля 2021 года, то есть на 22 рабочий день после списания денежных средств со счета заказчика.

Документ о приемке (товарная накладная № 19203 от 30 июня 2021 года, утвержденная заказчиком 6 июля 2021 года) Государственным бюджетным учреждением Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» направлен в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, подлежащих включению в такие реестры контрактов, 19 июля 2021 года, то есть на 9 рабочий день после его подписания.

Данные факты установлены в судебном заседании, и не оспариваются ФИО3

8 февраля 2022 года заместителем Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия ФИО4 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 1, в соответствии с которым должностное лицо ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП Российской Федерации, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Полагаю, что с выводами должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 3 декабря 2018 года между Государственным бюджетным учреждением Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» (заказчик) и Государственным казенным учреждением Республики Мордовия «Централизованная бухгалтерия учреждений физической культуры и спорта» (исполнитель) заключено соглашение № 07-18 о передаче полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета ГКУ Республики Мордовия «Централизованная бухгалтерия», согласно которому Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» на основании распоряжения Правительства Республики Мордовия № 577-Р от 24 сентября 2018 года передает Государственному казенному учреждению Республики Мордовия «Централизованная бухгалтерия учреждений физической культуры и спорта» ведение бюджетного, бухгалтерского, налогового учета и отчетности; планирование и экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 2.28 указанного Соглашения исполнитель несет ответственность за предоставление документов в срок, регламентированный законодательством Российской Федерации для размещения на сайте заказчиком.

Из показаний ФИО3 следует, что товарная накладная № 3108 от 31 января 2021 года и платежное поручение № 726184 от 12 февраля 2021 года получены от Государственного казенного учреждения Республики Мордовия Централизованная бухгалтерия учреждений физической культуры и спорта» 9 марта 2021 года, платежное поручение № 891332 от 10 марта 2021 года – 7 апреля 2021 года, товарная накладная № 19203 от 30 июня 2021 года – 19 июля 2021 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются также представленными в материалы административного дела скриншотами электронных писем о направлении данных документов сотрудниками Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Централизованная бухгалтерия учреждений физической культуры и спорта» ФИО1 и ФИО2

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 пояснила, что поступающие документы направляются в Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5», в том числе товарные накладные и платежные поручения, после устного или письменного запроса. С просьбой о направлении документов ФИО3 обратилась 9 марта 2021 года, после чего указанные документы были незамедлительно направлены. Самостоятельно документы ими не направляются.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО1 указала, что если сотрудникам Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» необходимы какие-либо документы, то они обращаются к ним, после чего они направляют необходимые документы. В СБИС у ФИО3 доступ отсутствует.

Таким образом, судья полагает, что направление ФИО3 в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, подлежащих включению в такие реестры контрактов, в установленный законом 5-дневный срок было невозможно, поскольку несмотря на имеющееся соглашение № 07-18 от 3 декабря 2018 года сотрудниками Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Централизованная бухгалтерия учреждений физической культуры и спорта» в установленный законодательством Российской Федерации срок документы, указанные в оспариваемом постановлении, направлены не были. Платежные поручения и товарные накладные переданы ФИО3 только после ее обращения в Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Централизованная бухгалтерия учреждений физической культуры и спорта».

На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что ФИО3 предприняты все возможные меры для своевременного направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, подлежащих включению в такие реестры контрактов, товаркой накладной № 3108 от 31 января 2021 года, платежного поручения № 726184 от 12 февраля 2021 года, платежного поручения № 726185 от 12 февраля 2021 года, платежного поручения № 891332 от 10 марта 2021 года, товарной накладной № 19203 от 30 июня 2021 года. Однако объективная возможность для совершения указанных действий в установленный законом 5-дневный отсутствовала, поскольку указанные документы были предоставлены ей значительно позже. Действия данного лица однозначно свидетельствуют о том, что ею предпринимались конкретные меры по надлежащему исполнению возложенных на нее обязанностей.

В части 1 статьи 2.4 КоАП РФ указано, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Наличие вины применительно к вменяемому административному правонарушению не презюмируется, а подлежит доказыванию.

Привлекая к административной ответственности, административный орган не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины.

Вина является необходимым условием административной ответственности. Не может быть административной ответственности без установления вины.

Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, при рассмотрении настоящего дела должностным лицом надлежащим образом не исследовался вопрос о вине заместителя директора – руководителя контрактной службы Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» ФИО3 в совершении административного правонарушения.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что по данному делу вина ФИО3 в совершении вмененного ей административного правонарушения не является доказанной в установленном законом порядке.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление должностного лица не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 2.9, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу ФИО3 на постановление заместителя Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия ФИО4 № 1 от 8 февраля 2022 года, вынесенное в отношении заместителя директора – руководителя контрактной службы Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.

Постановление заместителя Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия ФИО4 № 1 от 8 февраля 2022 года, вынесенное в отношении заместителя директора – руководителя контрактной службы Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Л.Я. ФИО5» ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья С.П. Парамонов