УИД: 0
Дело № 12-760/2021
Р Е Ш Е Н И Е
23 июля 2021 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Ермошкиной О.В.
при секретаре Толкачёвой М.С.,
с участием:
защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, ФИО2, ФИО3,
государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора ФИО4,
ведущего специалиста - эксперта межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Уральская сталь» на постановление N от 6 апреля 2021 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора ФИО4по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ в отношении акционерного общества «Уральская сталь»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением по делу об административном правонарушении N от 6 апреля 2021 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора ФИО4 акционерное общество «Уральская сталь» (далее АО «Уральская сталь») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Уральская сталь» г.Оренбурга в порядке статей 30.1- 30.3 КоАП РФ обратилось с жалобой в Новотроицкий городской суд Оренбургской области, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована неправомерностью применения ГОСТ Р 56929-2016 для определения оборудования точки отбора проб на источнике N, на его рекомендательный, добровольный для применения характер. Кроме того заявитель жалобы ссылается на тот факт, что ГОСТ Р 56929-2016 введен в действие с 1 января 2017 года и не включен в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в отношении которых не применяются положения частей 1, 2, 3 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», устанавливающих, что с 1 января 2021 года не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. Считает, что несоблюдение требований, содержащихся в ГОСТ Р 56929-2016 не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Определением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 11 мая 2021года, жалоба АО «Уральская сталь» передана на рассмотрение по подведомственности в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
В судебном заседании защитники лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали, просили постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Допрошенный в судебном заседании государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, специалист-эксперт межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора ФИО4, показал, что по результатам обращения жительницы г.Орска с жалобой на загрязнение атмосферного воздуха и поступившей информации из Орской природоохранной межрайонной прокуратуры о превышениях предельно допустимых концентрации сероводорода, оксида углерода и фенола в г.Орске и г.Новотроицке Оренбургской области в отношении АО «Уральская сталь» была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению природоохранного законодательства в части атмосферного воздуха при эксплуатации объекта АО «Уральская сталь», а также 24 декабря 2020года возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.1 КоАП РФ и в период с 24 декабря 2020года по 24 февраля 2021года проведено административное расследование. Материалы внеплановой выездной проверки и административного расследования объединены в одно производство. В ходе проверки установлено, что точка отбора на источнике N оборудована с нарушением требований пункта 10.3.1 ГОСТ Р 56929-2016 в соответствии, с которым место для обора проб необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы обеспечить получение достоверных результатов, измерительное сечение должно располагаться на прямом участке газохода с установившимся газовым потоком, оптимальным местом выбора измерительного сечения является расстояние, определяемое 5-6 диаметрами прямолинейного участка газохода перед местом проведения измерений и 3-4 диаметрами после него. Однако АО «Уральская сталь» точка отбора проб оборудована у окончания источника (трубы), которая имеет квадратное сечение – на расстоянии примерно 10 см от окончания трубы. Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО «Уральская сталь» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ и принятия обжалуемое постановление. Указал, что в ГОСТ Р 56929-2016 имеется отсылка на применение ГОСТ 17-2.4.06-90. Данный ГОСТ Р 56929-2016 не относится к числу нормативно-правовым актом, в связи с чем, ссылка заявителя жалобы на применение частей 1, 2, 3 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не состоятельна.
Ведущий специалист - эксперт межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, ссылалась на законность принято постановления. Пояснила, что при неправильной организации точки отбора происходит изменение аэрохимических характеристик, в связи с чем, могут быть предоставлены недостоверные результаты измерений.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ). Указанная норма является общей как на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьёй, так и для стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
В силу частей 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
В силу частей 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года №1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Согласно частям 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники, соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования предусмотрена абзацем седьмым пункта 1 статьи 30 Закона №96-ФЗ.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с пунктом 3.14.31 Указа Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года № 7-УК «Об утверждении положения о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области», уполномоченный орган власти Оренбургской области согласовывает мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорических условий.
Согласно пункту 8 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 27 марта 2012 года № 263-п, юридические лица, имеющие источники выбросов, согласовывают разработанные мероприятия в период НМУ с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Пунктом 7 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Приказом Росстандарта от 26 мая 2016 года №415-ст введен в действие ГОСТ Р 56929-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Исследование фракционного состава пыли оптическим методом при нормировании качества атмосферного воздуха" (далее ГОСТ Р 56929-2016).
Согласно пункту 10.3.1 ГОСТ Р 56929-2016, место для отбора проб выбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить получение достоверных результатов. Измерительное сечение должно располагаться на прямом участке газохода с установившимся газовым потоком. Оптимальным местом выбора измерительного сечения является расстояние, определяемое 5 - 6 диаметрами прямолинейного участка газохода перед местом проведения измерений и 3 - 4 диаметрами после него.
Для отбора проб в газоходе на уровне измерительного сечения делают два отверстия диаметром до 40 мм для отбора 2-х единичных проб. На выбранном месте приваривают штуцеры. На расстоянии 30 - 70 мм выше штуцера приваривают пруток диаметром 10 мм и длиной около 1 м для крепления оборудования. К месту отбора должен быть подведен источник электропитания.
Отбор проб и измерения термодинамических параметров газа проводится в одном и том же сечении газохода. Параметры газового потока в газоходе определяют перед отбором проб в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06 и ГОСТ 33007.
При отсутствии крупных частиц пыли (более 10 мкм) и равномерном распределении скоростей газа по сечению газохода, отклонение скорости газа в точке измерений от средней скорости потока не превышает 15%, отбор может производиться в одной точке измерительного сечения. В остальных случаях пробы необходимо отбирать в тех же точках, где определяют скорость газа согласно ГОСТ 17.2.4.06.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 24 декабря 2020года по результатам получения из Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора обращения жительницы г.Орска с жалобой на загрязнение атмосферного воздуха, информации Орской природоохранной межрайонной прокуратуры, ЦУКС ГУ МЧС России по Оренбургской области, администрации г.Орска, Оренбургского ЦГМС – филиала ФГБУ «Приволжское УГМС» о превышение предельно допустимых концентрации сероводорода, оксида углерода и фенола в г.Орск и г.Новотроицк Оренбургской области в период с 12 декабря 2020 года по 24 декабря 2020 года, с целью выяснения всех обстоятельств дела, определением N государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении АО «Уральская сталь» по статье 8.1 КоАП РФ.
В рамках административного расследования должностным лицом истребованы сведения, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, опрошены начальник лаборатории мониторинга, окружающей среды управления экологического контроля и охраны окружающей среды АО «Уральская сталь» ФИО6, начальник управления экологического контроля и охраны окружающей среды АО «Уральская сталь» ФИО3, специалистами лаборатории ЦЛАТИ по Оренбургской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» отобраны пробы атмосферного воздуха и промышленных выбросов в атмосферу от источников: N (установка беспылевой выдачи кокса коксового цеха) в момент отбора установка находилась в работе; N (разгрузка УСТУ коксового цеха) в момент отбора проб функционировала; N (санитарный скруббер цеха улавливания) в момент отбора проб функционировал.
В Южно-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора из Орской природоохранной межрайонной прокуратуры, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступила информация о превышениях 19 января 2021 года в период с 11 ч. 15 мин. по 11 ч. 45 мин. предельно допустимой концентрации сероводорода в г.Орске в 3,4 раза. Превышение зафиксировано передвижным постом ПЭП-1 лаборатории ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области». Максимально разовая ПДК сероводорода в атмосферном воздухе населенных мест составляет 0,008 мг/м.куб.
В период с 9 февраля 2021 года по 10 марта 2021 года на основании приказа от 4 февраля 2021 года N-П заместителя руководителя Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по требованию Орской межрайонной природоохранной прокуратуры от 19 января 2021 года N с целью проведения проверки изложенных фактов нарушения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в части охраны атмосферного воздуха, в отношении АО «Уральская сталь» проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки установлено, что одним из потенциальных источников загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах является объект «Уральская сталь-1» (N) АО «Уральская сталь», расположенный по адресу .... Данный объект поставлен на учет как объект 1 категории, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору. В состав объекта «Уральская сталь-1» входит основное производство (коксохимпроизводство (КХП), доменный цех (ДЦ), электросталеплавильный цех (ЭСПЦ), листопрокатный цех N (ЛПЦ-1), механический цех (МЦ) от источников которых в атмосферный воздух выбрасывается наибольшая масса загрязняющих веществ, в том числе –сероводород (32,56 т/год).
Южно-Уральским межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании приказа от 26 февраля 2020 года N АО «Уральская сталь» для объекта «Уральская сталь-1» выдано разрешение N на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласно которому, Обществу разрешается осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на площадке по адресу: ...... период с 26 февраля 2020 года по 25 февраля 2021 года. Согласно разрешению Обществу от объекта «Уральская сталь-1» разрешено выбрасывать 14688,17678 т (с учетом залповых выбросов), в 2021 год – 14688,17678 т (с учетом залповых выбросов). Согласно утвержденному проекту нормативов ПДВ, выбросы в атмосферный воздух содержат 62 наименования загрязняющих веществ, из них 29 твердых, 33 жидких/газообразных. Основную массу от валового выброса составляют: оксид углерода – 9050,5985599 т/год, диоксид серы – 1860,16756 т/год; диоксид азота – 1590,421537 т/год; оксид азота – 727,8273527 т/год; пыль неорганическая ниже 20% двуокиси кремния – 557,297316 т/год; пыль неорганическая 70-20% двуокиси кремния – 261,343612 т/год. Разрешенный выброс сероводорода составляет 32,55753266 т/год, фенола – 2,796309864 т/год.
В рамках проведения административного расследования и внеплановой выездной проверки 10 февраля 2021 года произведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов с участием экспертов инженеров 1 категории лаборатории ЦЛАТИ по Оренбургской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», в присутствии представителей АО «Уральская сталь» начальника УЭК и ООС ФИО3, начальника ЛМОС ФИО7, начальника отдела ООС ФИО, инженеров 1 категории лаборатории ЦЛАТИ по Оренбургской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», по результатам которого составлен протокол осмотра от 10 февраля 2021 года N принадлежащих юридическому лицу территорий и находящихся там вещей и документов, акты от 10 февраля 2021 года отбора проб атмосферного воздуха и промышленных выбросов в атмосферу.
Должностными лицами установлено, что все технологические процессы на предприятии осуществляются в соответствии с требованиями технологических инструкций (регламентов), АО «Уральская сталь» разработаны мероприятия по сокращению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условиях для объектов НВОС – Уральская сталь-1, указанные мероприятия согласованы.
Согласно представленным результатам проведенных лабораторных исследований за прошедший период 2021 года Общество провело контроль соблюдения выбросов загрязняющих веществ на источниках выбросов своевременно и в полном объеме в соответствии с программой ПЭК. Превышения установленных нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на источниках АО «Уральская сталь» не зафиксировано.
Согласно представленным результатам проведенных лабораторных исследований за прошедший период 2021 года Общество провело на границе СЗЗ объекта «Уральская сталь-1» своевременно и в полном объеме в соответствии с программой ПЭК. Превышений установленных ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе СЗЗ не зафиксировано.
Вместе с тем, установлено, что точка отбора проб на источнике N оборудована с нарушением требований пункта 10.3.1 ГОСТ Р 56929-2016, а именно, точка отбора проб оборудована у окончания источника (трубы), которая имеет квадратное сечение – на расстоянии примерно 10 см. от окончания трубы.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 10 марта 2021 года N-П и послужили основанием для внесения АО «Уральская сталь» предписания N-П об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 10 марта 2021 года, составления протокола об административном правонарушении N от 10 марта 2021 года по статье 8.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением N от 6 апреля 2021 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора ФИО4 по делу об административном правонарушении АО «Уральская сталь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Признавая АО «Уральская сталь» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, должностное лицо пришло к выводу, что АО «Уральская сталь» допустило нарушение требований природоохранного законодательства РФ, не оборудовало точку отбора проб на источнике N согласно требованиям пункта 10.3.1 ГОСТ Р 56929-2016, в соответствии с которым место для обора проб необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы обеспечить получение достоверных результатов, измерительное сечение должно располагаться на прямом участке газохода с установившимся газовым потоком, оптимальным местом выбора измерительного сечения является расстояние, определяемое 5-6 диаметрами прямолинейного участка газохода перед местом проведения измерений и 3-4 диаметрами после него, АО «Уральская сталь» точка отбора проб оборудована у окончания источника (трубы), которая имеет квадратное сечение – на расстоянии примерно 10 см. от окончания трубы.
Вместе с данным выводом должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Приказом Росстандарта от 26 мая 2016года №415-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56929-2016 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Исследование фракционного состава пыли оптическим методом при нормировании качества атмосферного воздуха" с датой введения в действие 1 февраля 2017 года.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", согласно которой документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований утвержденного технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения утвержденного технического регламента и осуществления оценки соответствия, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ "О техническом регулировании". Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Согласно пункту 1 «Область применения» национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56929-2016 устанавливает методику классификации мелкодисперсной пыли, присутствующей в атмосферном воздухе СЗЗ, воздухе рабочей зоны и промышленных выбросах, по фракционному составу с последующим определением концентрации пылевидных частиц по установленным фракциям. Методика базируется на микроскопическом анализе мелкодисперсной пыли с применением микрофотоприставки и персонального компьютера (ПК) при расчете фракционного состава пыли по размерам пылевых частиц с помощью программного продукта "SPOTEXPLORER V1.0". После установления дисперсного состава пыли ее концентрацию по фракциям, выраженную в мг/м3, определяют в соответствии с размерностью нормативов предельно-допустимой концентрации (ПДК), которые были установлены в 2010 году. Диапазон измеряемых пылевидных частиц от 0,1 до 250 мкм. Методика позволяет проводить определение концентрации пылевых частиц по фракциям от 0,1 до 2,5 мкм; от 2,5 до 10 мкм и т.д. Диапазон допустимой концентрации пыли в мг/м3 от 0,2 мг/м3 до 100 мг/м3.
Данная методика рекомендована к применению для контроля мелкодисперсной пыли, которая образуется при стабильных технологических процессах (пыль в дымовых газах электростанций, в вентиляционном воздухе производств некоторых красителей), производстве, хранении и транспортировке сухих измельченных материалов, порошков с малой степенью дисперсности, т.е. производств, которые выбрасывают в атмосферу пыль, состоящую в основном (около 95%) из мелкодисперсных аэрозолей.
Материалами дела подтверждено, что на основании приказа Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 января 2021года N АО «Уральская сталь» выдано разрешение N на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух со сроком с 21 января 2021года по 20 января 2022года. Данным разрешением установлены перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на производственной территории производственная площадка АО «Уральская сталь» ....
Согласно разрешению N от источника выбросов N в атмосферный воздух выделяются газообразные вещества без мелкодисперсной пыли (аммиак, гидроцианид, дигидросульфид, бензол, нафталин, гидроксибензол, пиридин).
Принимая во внимание, что ГОСТ Р 56929-2016 носит добровольный, рекомендательный характер применения и применяется для контроля мелкодисперсной пыли, для производств, которые выбрасывают в атмосферу пыль, состоящую в основном из мелкодисперсных аэрозолей, учитывая, что от источника N выделяются газообразные вещества, точка отбора проб на данном источнике оборудована в соответствии с ГОСТ 17.-2.4.06-90 Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения, устанавливающим методы определения скорости и объемного расхода газопылевых потоков (газов), отходящих от стационарных источников загрязнения в газоходах и вентиляционных системах со скоростью не менее 4 м/с, доказательств наличия недостоверных результатов измерения по точке отбора на источнике N материалы дела не содержат, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях АО «Уральская сталь» инкриминируемого состава административного правонарушения предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, постановление N от 6 апреля 2021 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора ФИО4 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Уральская сталь» прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу акционерного общества «Уральская сталь» - удовлетворить.
Постановление N от 6 апреля 2021 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора ФИО4по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ в отношении акционерного общества «Уральская сталь», - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись О.В. Ермошкина