ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-761/2013 от 16.12.2013 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е

16 декабря 2013 года г. Оренбург

Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Бахарева Е.А.,

при секретаре Ульяницкой А.В.,

с участием:

лица привлекаемого к административной ответственности ФИО1,

представителя лица привлекаемого к административной ответственности ФИО2,

представителя УФАС по Оренбургской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе главного специалиста отдела организации и правового обеспечения государственных закупок управления государственных закупок министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области ФИО1 <данные изъяты> <дата> года рождения, уроженца <адрес> О. <адрес>, <данные изъяты>, имеющего <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес> на постановление заместителя руководителя УФАС по <данные изъяты> И.А. от 14.08.2013 г. <№> о привлечении его к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя УФАС по Оренбургской области ФИО4 от <дата> <№> должностное лицо главный специалист отдела организации и правового обеспечения государственных закупок управления государственных закупок министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области ФИО1 – был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

В Ленинский районный суд г. Оренбурга поступила жалоба ФИО1 на вышеуказанное постановление, в которой он просит его отменить, производство по делу прекратить.

В жалобе ФИО1 указал, что формирование извещений о проведении открытых аукционов в электронной форме и размещение указанной информации на официальном сайте производится с помощью автоматизированной информационной системы «Государственный заказ Оренбургской области» на основе сведений, подготовленных в указанной системе заказчиком. В целях опубликования информации на официальном сайте им совешаются действия только по составлению документации об открытом аукционе, которая формируется на основании изготовленных разработчиками системы шаблонов, без возможности её редактировать. Полагает, что обнаружить при размещении на сайте извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, наличие в наименовании заказа латинских букв объективной, технической возможности не имелось. Считает, что в его действиях отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 свою вину в совершении инкриминируемого административного правонарушения не признал, пояснил, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ совершено не им, а по вине организации – заказчика, так как именно заказчиком были допущены ошибки в виде написания не верных букв при размещении информации о заказе на официальном сайте. Просил суд жалобу удовлетворить, постановление заместителя руководителя УФАС по Оренбургской области от <дата> <№> отменить.

Представитель лица привлекаемого к административной ответственности ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы ФИО1 поддержал в полном объеме. Считает, что выявить техническую ошибку при визуальной проверке или при проверке информации о заказе с помощью автоматизированной программы было не возможно. Указал, что должностным лицом не оценена значимость наступления последствий в результате совершения инкриминируемого ФИО1 правонарушения, считает, что права и интересы поставщиков заказа нарушены не были, а при рассмотрении административного дела не дана оценка их доводам о малозначительности инкриминируемого ФИО1 правонарушения.

Представитель УФАС по Оренбургской области ФИО3 в судебном заседании пояснила, что постановление от <дата> вынесенное в отношении ФИО1 является законным и обоснованным. Считает, что привлекаемое к административной ответственности лицо обязано было проверить в полном объеме правильность оформления заказа, перед официальным опубликованием в сети интернет. Поскольку в действиях ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ просила суд оставить постановление заместителя руководителя УФАС по Оренбургской области от <дата> <№> без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении извещен надлежащим образом.

Изучив жалобу заявителя, исследовав представленный материал, выслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.

<дата> в ходе проверки исполнения законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд прокуратурой Оренбургской области было выявлено, что на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru   <дата> главным специалистом отдела организации и правового обеспечения государственных закупок управления государственных закупок министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области ФИО1 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № <данные изъяты> документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку электронного лицензионного программного обеспечения Microsoft Windows 7 Ultimate для нужд ГБУЗ «<данные изъяты>».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте, в наименовании заказа, кириллические символы заменены на аналогичные символы латинского алфавита: «по  ставку лицензио  нного» (латинские символы подчеркнуты), а так же латинские символы заменены на аналогичные кириллические символы: Microso  ft Windo  ws.

Кроме того, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru  <дата> главным специалистом отдела организации и правового обеспечения государственных закупок управления государственных закупок министерства экономического развития, промышленной политики и торговли О. <адрес> ФИО1 было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме <№> и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных препаратов, обладающих кортикоидным действием для нужд ГБУЗ «<данные изъяты>».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте, в наименовании заказа кириллические символы заменены на аналогичные латинские символы: «лекарс  твенных» (латинские символы подчеркнуты).

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения <дата> заместителем прокурора Оренбургской области в отношении главного специалиста отдела организации и правового обеспечения государственных закупок управления государственных закупок министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения поступивших из прокуратуры материалов дела об административном правонарушении <дата> заместителем руководителя Управления антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях, установлена юридическая ответственность.

В соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации опубликование должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе или заявок на участие в запросе котировок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о размещении заказов, заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения cpoка представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также в случае, предусмотренном частью 6 статьи 42 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о размещении заказов в случая предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные размещением заказов.

На основании ч. 6 ст. 16 ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для нужд заказчика, размещается на официальном сайте.

Во исполнение ч. 7 ст. 16 Закона о размещении заказов Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 147 утверждено «Положение пользовании официальными сайтами в сети «Интернет» для размещения информации размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг дл государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологически программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами» (далее - Постановление).

Согласно п. 9, п. 10 Постановления программное обеспечение и технологически средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей дл ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основ распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств. Размещенные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.

В соответствии с п. 13 Постановления ведение официальных сайтов и размещена на них информации осуществляются на русском языке.

Выше указанные нормы также отражены в Приказе Минэкономразвития РФ 646 Казначейства РФ N 21н от 14.12.2010 г. "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и  организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом".

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона о размещении заказов, в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее также -уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Оренбургской области от 30.01.2006 № 28-п «О порядке размещения государственного заказа Оренбургской области» министерство является органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для всех государственных заказчиков Оренбургской области и бюджетных учреждений Оренбургской области.

Как следует из п. 3.11. и п. 3.9. Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков Оренбургской области при размещении заказов для нужд заказчиков Оренбургской области, финансируемых за счет средств областного бюджета, государственных внебюджетных фондов и иных источников финансирования, утвержденного Постановлением 28-п, уполномоченный орган в соответствии с законодательством о размещении заказов осуществляет следующие функции по размещению заказов для нужд заказчиков Оренбургской области:

- в течение пяти рабочих дней осуществляет мониторинг заявок на размещение заказа, поступивших в соответствии с подпунктом 4.2 настоящего Порядка от заказчиков Оренбургской области, и при отсутствии замечаний осуществляет в порядке, предусмотренном подпунктом 3.5 настоящего Порядка, формирование извещений о проведении открытого конкурса или открытого аукциона в электронной форме, извещений о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об открытом аукционе в электронной форме. При наличии замечаний по результатам мониторинга заявки направляет ее на доработку заказчику с учетом выявленных замечаний; осуществляет размещение на официальном сайте информации о размещении заказов.Таким образом, исходя из комплексного анализа вышеуказанных норм, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области наделено функциями по размещению заказов для заказчиков, и, соответственно, несет ответственность в случае ненадлежащего выполнения своих полномочий.

<дата> приказом министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области № <данные изъяты> от ФИО1 переведен на должность главного специалиста отдела организации и правового обеспечения государственных закупок управления государственных закупок министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области <дата> г.

<дата> приказом министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области № <данные изъяты>, ФИО1 наделен правом ЭЦП как должностное лицо уполномоченного органа.

Согласно письму Уполномоченного удостоверяющего центра Федерального казначейства <№> от <данные изъяты>., ФИО1 имеет сертификат открытого ключа ЭЦП со сроком действия с <дата> по <дата> г.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены доказательствами, исследованными судом в ходе судебного разбирательства Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

В рассматриваемой ситуации ФИО1 не принял всех зависящих от него мер по соблюдению указанных выше требований закона.

Доводы жалобы о том, что автоматизированная информационная система «Государственный заказ Оренбургской области» не имела функциональной возможности определить наличие латинских букв в наименовании заказа, в связи с чем, определить наличие символов не представлялось возможным; функционал программного продукта АИС «<данные изъяты>» не позволяет уполномоченному органу осуществлять какое-либо редактирование (корректировку) поступившей заявки от заказчика; нарушение было допущено при формировании заказчиком заявки в программном продукте автоматизированная информационная система «<данные изъяты>», в связи с чем, ФИО1 полагает, что его вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения отсутствует, не являются основанием для освобождения ФИО1 как лица разместившего информацию о размещении заказов от ответственности, не опровергают исследованных в суде доказательств, не доверять которым у суда нет оснований и которые полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину ФИО1

Кроме того, из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что прокуратурой Оренбургской области данное правонарушение было выявлено путем осуществления запроса выписки из системного журнала учета операций пользователя, что свидетельствует о наличии возможности у специалиста отдела организации и правового обеспечения государственных закупок управления государственных закупок министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области аналогичным способом проверить правильность оформления информации, поступающей от заказчика перед её опубликованием на официальном сайте в сети Интернет.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из постановления заместителя прокурора Оренбургской области от <дата> о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что ФИО1 имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, ранее к административной ответственности не привлекался, в материалах дела об административном правонарушении, сведения о создании существенной угрозы охраняемым общественным интересам в виду совершенного ФИО1 правонарушения отсутствуют, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.

Из представленных материалов усматривается, что наличие латинских символов в словах «по  ставку лицензио  нного», «Microso  ft Windo  ws» и «лекарс  твенных» не препятствовало лицам, желающим принять участие в размещении заявок, осуществлять поиск заказа в системе по коду классификации, ключевым словам.

По запросу котировок поступило несколько заявок, по результатам которых, были заключены контракты.

Таким образом, суд приходит к выводу, что предусмотренный ст. 2.9 КоАП РФ правовой механизм освобождения лица от административной ответственности с учетом тяжести правонарушения применим в данном случае вопреки выводам заместителя руководителя УФАС по Оренбургской области об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным.

Действия ФИО1 формально содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, суд считает данное правонарушение, предусмотренное ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, малозначительным и с учётом степени общественной опасности совершенного ФИО1 правонарушения, всех обстоятельств дела и вида наказания, предусмотренного за данное правонарушение, имущественного положения правонарушителя, полагает возможным освободить ФИО1 от административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда от 25.05.2006 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении вынесенное заместителя руководителя УФАС по Оренбургской области в отношении ФИО1 не может быть признано законным и обоснованном и подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 2.9, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу главного специалиста отдела организации и правового обеспечения государственных закупок управления государственных закупок министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области ФИО1 <данные изъяты> на постановление заместителя руководителя УФАС по Оренбургской области ФИО4 от <дата> <№> о привлечении его к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ - удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении от <дата> <№> вынесенное заместителем руководителя УФАС по О. <адрес> ФИО4 о привлечении главного специалиста отдела организации и правового обеспечения государственных закупок управления государственных закупок министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области ФИО1 <данные изъяты> к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении главного специалиста отдела организации и правового обеспечения государственных закупок управления государственных закупок министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области ФИО1 <данные изъяты> прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в виду малозначительности.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г. Оренбурга со дня получения копии решения.

Судья: Бахарева Е.А.