ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-761/2022 от 18.08.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

судья Макаров М.В. № 7/2-280/2022

дело 12-761/2022

РЕШЕНИЕ

город Якутск 18 августа 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Протодьяконов В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника охраны ООО РОА «Шериф» Козырева П.П.,

установил:

25 апреля 2022 года старшим инспектором отдела лицензионно-разрешительной работы по г.Якутску и ГО «Жатай» Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республики Саха (Якутия) (далее - Управление Росгвардии) по итогам плановой проверки ООО РОА «Шериф» по факту того, что вскрытие, а также сдача комнаты хранения оружия под охрану осуществляется диспетчерами, которые не являются ответственными лицами, не имеют допуск к комнате хранения оружия и патронов, что книга номерного учёта и персонального закрепления оружия и патронов, ведётся не корректно, а именно в части I книги номерного учёта и персонального закрепления оружия и патронов отсутствуют отметки о проведении ежеквартальных сверок, в части II книги отсутствуют подписи охранников в графе о сдаче оружия и патронов в комнату хранения оружия, а также за закреплёнными сотрудниками охраны не указаны номера служебного оружия, количество патронов и разрешения на хранение и ношения служебного оружия в отношении начальника Козырева П.П. возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

27 апреля 2022 года постановлением начальником отдела Управления Росгвардии Козырев П.П. признан виновным в совершении данного правонарушения, ему назначен штраф в размере 50000 рублей.

19 мая 2022 определением начальником отдела Управления Росгвардии исправлена ошибка, допущенная в постановлении, в соответствии с которым датой совершения административного правонарушения следует считать 22 апреля 2022 года.

Не согласившись с постановлением, Козырев П.П. обратился с жалобой к вышестоящему должностному лицу, в которой указывая о том, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, которые получены с нарушением закона, что протокол составлен с нарушением срока, что плановая проверка не проводилась 25.04.2022, а протокол вручен 26.04.2022, просил постановление отменить.

24 мая 2022 года решением врио начальника Управления Росгвардии данное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Якутский городской суд, Козырев П.П., указывая о незаконном проведении плановой проверки, о получении доказательств и составлении протокола с нарушением закона, недоказанности вины, что при составлении акта он не был предупреждён о привлечении к административной ответственности, что предписание от 27.04.2022 не было ему вручено, просил постановление отменить, решение вышестоящего должностного лица признать незаконным.

5 июля 2022 года решением Якутского городского суда постановление в отношении Козырева П.П. изменено, административный штраф снижен до 25000 рублей.

В рассматриваемой жалобе Козырев П.П., указывая о том, что проверяющее лицо не ознакомило его с распоряжением о проведении выездной проверки, по окончании проверки проверяющее лицо не расписалось в журнале учёта мероприятий по контролю, что в пункте 4 акта указаны иные нарушения, чем вменённые в вину протоколом, в пункте 3 акта отсутствует отметка о составлении протокола, акт проверки составлен с нарушениями, о чём свидетельствует вывод суда о том, что в его действиях отсутствуют нарушение, связанное с отсутствием подписей охранников в части II книги номерного учёта и персонального закрепления оружия и патронов, что нарушение, касающееся действий по вскрытию и сдаче комнаты хранения посторонними лицами не подтверждается доказательствами, что отсутствие в части I книги номерного учёта и персонального закрепления оружия и патронов отметки о проведении ежеквартальных сверок не его вина, поскольку разрешение на хранение и использование оружия он получил лишь во втором квартале – 04.04.2022, и что постановление об административном правонарушении, в котором указано о плановой проверке 25.04.2022 не соответствует протоколу, который составлен с нарушением сроков, без уведомления о времени и месте его составления и без его участия, просит отменить постановление об административном правонарушении и решение суда.

Козырев П.А. о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещён, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие привлекаемого лица.

Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объёме, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учёта оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) урегулированы правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.

В силу статьи 22 Закона об оружии, гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 25 Закона об оружии правила учёта, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации. Сведения о владельцах оружия, об оружии и патронах, контроль за оборотом которых в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, учитываются в государственной информационной системе, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия.

В соответствии с пунктом 51 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённых во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2-7 статьи 10 Закона об оружии, и юридические лица, занимающиеся для выполнения своих уставных задач исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, осуществляют учёт оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия.

Пункт 56 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему предусматривает, что порядок приёма оружия и патронов на хранение, их передачи, выдачи и оформления необходимых учетных документов устанавливается приказами руководителей юридических лиц в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 № 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).

Согласно подпункту "г" пункта 127 Инструкции лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведётся, в том числе, книга учёта посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН).

В соответствии с пунктом 146 Инструкции в организациях проводятся ежеквартальные (за отчётный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учётным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учётных документах. Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учёта оружия. Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учёта оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов. При отсутствии расхождений в результатах проведённых сверок в книгах учёта оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.

Как следует из материалов дела, 22.12.2021 Козырев П.П. принят на работу в качестве ДОЛЖНОСТЬ. Приказом № ... от 15.03.2022 он назначен ответственным за хранение и выдачу служебного оружия, т.е. является субъектом административного правонарушения (л.д.20-21).

Объективную сторону правонарушения по части1 статьи 20.8 КоАП РФ характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением правил хранения, учёта оружия и патронов к нему.

Проведённой проверкой установлено, что книга учёта посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН), в том числе с 15.03.2022, не велась Козыревым П.П., а велась диспетчерами, сверка соответствия фактического наличия оружия и патронов учётным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учётных документах в части I книги номерного учёта и персонального закрепления оружия и патронов отсутствуют отметки о проведении ежеквартальных сверок (л.д.24-27).

Административная ответственность наступает за сам факт нарушения правил хранения и учёта должностным лицом, ответственным за хранение и выдачу служебного оружия.

Факт хранения оружия и патронов к нему с нарушением правил хранения и учёта подтверждается актом проверки обеспечения условий хранения оружия и патронов от 22.04.2022; рапортом старшего инспектора Управления Росгвардии от 22.04.2022; протоколом об административном правонарушении от 25.04.2022; приказом о приёме работника на работу от 22.12.2021; приказом о назначении ответственного лица за учёт оружия и патронов к нему, обеспечение их сохранности и безопасности от 15.03.2022; постановлением по делу об административном правонарушении от 27.04.2022; предписанием от 27.04.2022 и другими доказательствами.

Выявленные нарушения Козыревым П.П. при составлении акта проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов не оспаривались (л.д.18).

Оценив добытые доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ, с учётом положений статьи 2.4 КоАП РФ, должностное лицо Росгвардии и судья, пришли к обоснованному выводу о виновности Козырева П.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, дав его действиям верную юридическую оценку.

Административное наказание назначено Козыреву П.П. менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, соответствует требованиям статьи 4.1 КоАП РФ и является справедливым.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, является формальным, и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.

Существенных нарушений процессуальных требований, о чём говорится в жалобе заявителя, при производстве по делу не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены состоявшихся по делу решений и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение Якутского городского Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, жалобу привлекаемого лица – без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья