№12-762/2019 г.
19RS0001-02-2019-007988-49
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Абакан Республика Хакасия 22 октября 2019 года
Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия А.В. Зарубин,
при секретаре А.С. Анжиганове,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Меркурий», ФИО4, на постановление Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия №АЗРТ-137-102-19 от 17.05.2019 г., о привлечении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Меркурий» (ООО «Эко-Меркурий»), юридический адрес: <адрес>, <адрес>, к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением от 17.05.2019 г. ООО «Эко-Меркурий» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при эксплуатации, зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением, представитель юридического лица ООО «Эко-Меркурий», ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой указал, что срок давности привлечения к административной ответственности истек 15.04.2019 года. Приказ о проведении проверки изначально является незаконным, а, следовательно, и результаты такой проверки, в том числе, обжалуемое постановление о назначении административного наказания от 17 мая 2019 года, являются априори незаконными. Срок действия лицензии, предоставленной Управлением Росприроднадзора по РХ обществу на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности 19.11.2013 года, истек 01 января 2019 года, о чем Управление Росприроднадзора по РХ уведомило заявителя. Новой лицензии заявитель до настоящего времени не получил, даже не подал документы на получение лицензии. Таким образом, т.к. заявитель не имеет действующей лицензии, в настоящее время заявитель не осуществляет никакой деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности, что известно административного органу, поэтому осуществлять в отношении заявителя лицензионный контроль Управление Росприроднадзора по РХ не имело права, как не имело права вообще осуществлять государственный надзор и контроль, проводить плановые и внеплановые проверки в отношении деятельности бшества, т.к. деятельности, контроль которой попадает в компетенцию Управления Росприроднадзора по РХ, заявитель не осуществляет. Считает, что даже если в действиях (бездействии) общества и были формально признаки административного правонарушения, то общество должно было получить административное наказание в форме предупреждения, т.к. это впервые, либо общество должно было быть освобождено от административной ответственности по малозначительности якобы совершенного правонарушения, т.к. вреда ни чьим интересам реально причинено не было. Просит отменить постановление.
Представитель юридического лица ООО «Эко-Меркурий» - ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Пояснил, что если суд усмотрит состав административного правонарушения, то в связи с тем, что правонарушение совершено впервые, ущерба общественным отношениям не было нанесено, просит освободить от наказания, либо уменьшить сумму штрафа. Поскольку с 01.01.2019 г. ООО «Эко-Меркурий» не осуществляет свою деятельность, поскольку закончилась лицензия и не была пролонгирована. Решение Арбитражного суда РХ в части отказа признания приказа о проведении проверки незаконным обжалуется ООО «Эко-Меркурий» в апелляционном порядке.
Представитель Управления Росприроднадзора по РХ в судебном заседании возражал против доводов жалобы, пояснил, что срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен и составляет 1 год. ООО «Эко-Меркурий» не велась работа по отслеживанию вредных выбросов в атмосферный воздух. В протоколе были представлены сведения после проведения замеров лабораторией. Вредные выбросы в атмосферный воздух превышали норму в 12.6 раз, а согласно иным измерениям в 1500 раз. Оснований об отсутствии правонарушения не было представлено. При возможном административном штрафе в 300 000 рублей было назначено наказание в 20 000 рублей.
Огласив жалобу, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ст. 8.1 КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Из материалов дела следует, что, для проведения работ по обезвреживанию ртутных ламп ООО «Эко-Меркурий» использовало установку демеркуризации ртутных ламп УДМ-3000 производства ООО «НПК Меркурий», г. Чебоксары. Гигиенический сертификат на установку демеркуризации ртутных ламп УДМ -3000, № 51 от 06.02.1996, утвержден Постановлением Госкомсанэпиднадзора России г 05.01.93 № 1.
Проектная производительность установки составляет 3000 шт. ламп в сутки. Режим работы прерывный, 2 смены в сутки по 12 часов (весенне-летний период). В зимнее время участок сводится на консервации.
Согласно «Рабочему проекту по участку переработки люминисцентных ламп ООО «Эко-Меркурий» в РГУП «Хакресводоканал» в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия», процесс демеркуризации отработанных ртутных ламп посредством УДМ-3000 состоит из возгонки ртути из предварительно раздробленных ламп, последующей конденсации паров ртути, удалении продуктов переработки.
Раздробленные в дробилке лампы до крупности стекла в 30мм, шнеком подаются в Чековую электропечь на термообработку при температуре 350-390°С.
Стеклобой перемещается к месту выгрузки в течение 15-20 мин, за это время ртуть переходит в газообразное состояние и уносится потоком технологических газов, содержащих, кроме паров ртути, органические соединения, образующиеся в печи при сгорании цоколевой мастики и изоляционных прокладок ламп и, захваченный потоком газа, люминофор. Из печи технологический газ поступает в фильтр-дожигатель, конструкция которого обеспечивает сгорание органических соединений, находящихся в газовой фазе, до СО2 и Н2О при контакте газа с поверхностью электронагревателей при температуре 800-900°С.
Затем технологический газ направляется в конденсатор, обеспечивающий охлаждение газа температуры 35-40°С и конденсацию основной части ртути (91%). Конденсированная ртуть с примесью некоторого количества продуктов уноса (ступпа) является конечным продуктом переработки.После осаждения основной массы ртути в конденсаторе технологический газ поступает в адсорбер, заполненный химическим поглотителем ртути, очищается до концентрации 0,01 мг/м3 и направляется в фильтровентиляционный модуль ФМВ, где разбавляется воздухом, отсасываемым из помещения, очищается до концентрации ниже 0,0003 мг/м3 и выбрасывается в атмосферу.
С целью очистки выбросов от паров ртути, установка демеркуризации ртутных ламп УДМ — 3000, оснащена фильтровентиляционным модулем ФВМ. Модуль предназначен для работы в вытяжной системе помещения для утилизации ртутных ламп, обеспечивает отсос, очистку выбросов от ртути до концентрации ниже 0,0003 мг/м3и выброс их в атмосферу. По мере поглощения ртути сорбент насыщается ею, и, когда содержание ртути достигает 10-20%, поглотитель (адсорбер) выгружается из адсорбера. Согласно проекту имеет эффективность очистки газов по ртути 98%.
В соответствии с представленной инвентаризацией выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, проведенной в 2017г., на предприятии определено 2 стационарных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: источник №: установка демеркуризации ртутных ламп; источник №: склад-накопитель отработанных ртутных ламп.
В процессе обезвреживания (демеркуризации) и накопления ртутьсодержащих отходов, в атмосферу происходит выброс загрязняющего вещества - ртуть металлическая, что подтверждается проведенными ранее результатами производственного контроля ООО «Эко- Меркурий»:
В 2017 году ООО «Эко-Меркурий» дважды произведены замеры массового выброса ртути на выходе из фильтровентиляционного модуля (ФМВ) силами аккредитованной лаборатории ООО «Аналитик».
Массовая концентрация ртути составила 0,0000038 г/м3 - 0,0038 мг/м3
В соответствие с протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ№/Х-Э ПВ, массовая концентрация ртути на выходе из ФМВ составила 0,47 мг/м3.
В 2018 году предприятие осуществляло деятельность по обезвреживанию (демеркуризации) отходов I класса опасности в сентябре, октябре, что подтверждается отчетом «Сведения о количестве обезвреженных отходов I-IV классов опасности», представленным в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия 27.12.2018 Вх.№ 5237. В сентябре 2018 г. обезврежено 21,540 тонн отходов, в октябре 2018г. 15,320 тонн.
Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
ООО «Эко-Меркурий» разработана Программа производственного экологического контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства, контроля за блюдением санитарных правил и норм, и выполнением соответствующих мероприятий на предприятии (далее - Программа). Программа утверждена директором 16.08.2017.
В результате анализа Программы, установлено:
Раздел «Общие положения» не содержит наименование, категорию, код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также наименования уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведений об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице.
Раздел "Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе «аккредитации" не содержит реквизиты аттестатов аккредитации, привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации области их аккредитации.
Нарушены требования п. 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.3, п.8 Требований к содержанию программы «производственного экологического контроля, утв. приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2018 год ООО «Эко-Меркурий» в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия в установленный срок (до 25.03.2019) не представлялся.
Нарушены требования: п. 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1, 2 порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 N 74.
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха в 2018 году не проводился, результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия не представлены. Нарушены требования п.1, п.3 ст.25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Таким образом, своим бездействием, юридическое лицо ООО «Эко-Меркурий», выразившимся в несоответствие разработанной Программы производственного экологического контроля установленным требованиям, в непредставлении в установленный срок в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия Отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2018 год, не проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха в 2018 году, совершило административное правонарушение ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.
Факт нарушения обществом порядка охраны атмосферного воздуха подтверждается собранными по делу доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе: протоколом об административном правонарушении; актом проверки; пр.
Доводы жалобы представителя юридического лица опровергается материалами дела.
Таким образом, действия ООО «Эко-Меркурий» образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Процессуальных нарушений, которые бы не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, и являлись бы основанием для его отмены, не установлено.
При таких обстоятельствах постановление является законными и обоснованными, оснований для отмены, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
Согласно п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия №АЗРТ-137-102-19 от 17.05.2019 г., о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Меркурий», к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.
Судья
Абаканского городского суда А.В. Зарубин