Новгородский районный суд Новгородской области
173002, гор. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.15.
_______________________________________________________________________
Дело № 12-763/22
УИД 53RS0022-01-2022-005442-02
РЕШЕНИЕ
29 июня 2022 года гор. Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Рыцарева А.И., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 – Блохина А.С. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО2 от 13 мая 2022 года /резолютивная часть объявлена 12 мая 2022 года/ по делу № 053/04/7.30-194/2022 об административном правонарушении в отношении должностного лица – первого заместителя начальника ГОКУ «» ФИО1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей,
у с т а н о в и л:
18 апреля 2022 года главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Управления федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО3 в отношении первого заместителя начальника ГОКУ «» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО2 от 13 мая 2022 года /резолютивная часть объявлена 12 мая 2022 года/ № 053/04/7.30-194/2022 ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 3000 руб.
Не согласившись с постановлением, защитник Блохин А.С. 27 мая 2022 года обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить, в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявителем процессуальный срок для подачи жалобы на обжалование постановления соблюден.
Истребованные подлинные материалы дела поступили в суд 7 июня 2022 года.
В судебное заседание ФИО1, защитники Аксенова Ю.В., Родин А.А., представитель Новгородского УФАС не явились, о судебном заседании извещены, в связи с чем имеются основания для рассмотрения дела в их отсутствие.
Защитник Блохин А.С. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии; описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
На основании ст.34 названного Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно ч.4 ст.63 Закона о контрактной системе, действующей на момент совершения правонарушения, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
5 июля 2021 первым заместителем начальника ГОКУ «» ФИО1 была утверждена документация об аукционе в электронном виде на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Валдайском муниципальном районе Новгородской области, извещение № о проведении аукциона было размещено на официальном сайте 8 июля 2021 года.
Проект государственного контракта предусмотрен Приложением № 7 к документации.
Пунктом 7.1.3 проекта контракта предусмотрено, что заказчик обязан осуществлять контроль за ходом работ на объекте, производить приемку выполненных подрядчиком работ в порядке, предусмотренном СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85», СП 46.13330.2012 «Мосты и трубы, Актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91», в части операционного контроля, Ведомственными строительными нормами (правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог), утвержденными Минавтодором РСФСР от 14.07.1989 № НА-18/266 (далее - ВСН 19-89) иными действующими нормативными и руководящими документами и настоящим контрактом.
Пункт 9.3 проекта контракта гласит, что приёмка работ производится представителем заказчика в присутствии подрядчика в соответствии с требованиями ВСН 19-89 и других нормативных документов, действующих на момент сдачи работ. При этом толщина асфальтобетонного покрытия должна удовлетворять требованиям п.2.3.1 таблицы параметров, используемых при оценке качества работ, и условий их оценки ВСН 19-89. Исполнительная документация предоставляется подрядчиком по окончании работ в соответствии с требованиями нормативных документов (ВСН 19-89 и др.) и включает в себя: схему с размерами фактически выполненных объемов, карточку подсчета площадей, акты на скрытые работы, паспорта и сертификаты на используемые материалы, журнал производства работ, журнал укладки асфальтобетонной смеси.
В соответствии с пунктом 15.1 проекта контракта скрытые ремонтные работы в соответствии с техническим заданием должны приниматься представителем Заказчика в соответствии с требованиями, ВСН 19-89 и иными действующими нормативными и руководящими документами. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки (освидетельствования) скрытых работ и составления актов. Подрядчик в письменном виде не менее чем за сутки до проведения промежуточной приемки выполненных скрытых работ, уведомляет заказчика о необходимости проведения приемки.
Также, обязательными приложениями к проекту контракта являются техническое задание (Приложение № 1) и перечень нормативно-технических документов (Приложение № 5).
В пункте 9.12 технического задания указано, что подрядчик обязан вести с момента начала работ и до их завершения оформленные и заверенные в установленном порядке журналы производства работ на русском языке по типовой форме, а также исполнительную документацию соответствии с требованиями документов ВСН 19-89, Сборника форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них и других нормативных документов; в пункте 14.1 технического задания указано, что приёмка работ производится представителем заказчика в присутствии подрядчика в соответствии с ВСН 19-89 и других нормативных документов, действующих на момент сдачи работ. При отсутствии исполнительной документации, несоответствия её требованиям указанных нормативно-технических документов предъявленные подрядчиком к приемке работы не могут быть приняты заказчиком.
В Перечне нормативно-технических документов Учреждением, помимо прочих, перечислены следующие документы:
- ГОСТ Р 55224-20 12 «Цементы для транспортного строительства. Технические условия»;
- ВСН 208-89/МИНТРАНССТРОЙ СССР «Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог»;
- ВСН 19-89 «Правила приемки работ при строительстве и ремонте автодорог».
Вместе с тем, на момент утверждения документация к вышепоименованному аукциону в электронной форме, а, соответственно его объявления, данные нормативно-технические документы утратили силу.
Так, ВСН 19-89 утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России № 217/пр, Минтранса России № 124 от 08.04.2021. ВСН 208- 89/МИНТРАНССТРОЙ СССР утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минстроя России № 217/пр, Минтранса России № 124 от 08.04.2021. ГОСТ Р 55224-2012 утратил силу с 01.07.2021 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 13.10.2020 № 804-ст.
Таким образом, должностное лицо при утверждении документации об аукционе в электронном виде допустило нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившееся в применении технических норм о выполнении и приемки работ, которые утратили силу.
На основании изложенного, действия ФИО1 квалифицированы по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, обжалуемое постановление нельзя признать законным в силу следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
К задачам производства по делам об административных правонарушениях относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Положения статей 25.1, 26.1, 26.2, 28.2 КоАП РФ призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Из приведенных норм следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, предварительно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу административного правонарушения.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела ФИО1 не присутствовала.
Из копии паспорта следует, что ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в . Вместе с тем, уведомления о составлении протокола об административном правонарушении в 9 час. 30 мин. 18 апреля 2022 года и рассмотрении дела в 10 час. 12 мая 2022 года направлены ФИО1 соответственно 29 марта 2022 года и 19 апреля 2022 года по месту жительства по иному адресу:
Также извещения о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела были направлены ФИО1 по месту ее работы в ГОКУ «» по адресу: . Однако, как следует из представленных ФГУП «Почта России» сведений, названные уведомления были получены уполномоченным по доверенности от организации лицом ФИО4 При этом, достоверных сведений о вручении ФИО1 уведомления о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, материалы дела не содержат, должностным лицом государственного органа при рассмотрении дела не были проверены сведения о том, передавались ли соответствующие извещения ФИО1 и осуществляла ли она свою трудовую деятельность в указанный период.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент составления протокола об административного правонарушения и рассмотрения дела по существу должностное лицо административного органа не располагало сведениями о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела, а ФИО1 не была извещена о проведении процессуальных действий с ее участием каким-либо способом, позволявшим контролировать получение ею данной информации, что является существенным нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, и привело к нарушению прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения судьей жалобы на постановление по делу не истек, дело надлежит вернуть на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО2 от 13 мая 2022 года /резолютивная часть объявлена 12 мая 2022 года/ по делу № 053/04/7.30-194/2022 об административном правонарушении в отношении первого заместителя начальника ГОКУ «» ФИО1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. - отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, прокурором в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.И.Рыцарева