дело №12-764/2019 РЕШЕНИЕ 08 ноября 2019 года город Уфа Судья Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Багаутдинов Т.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. генерального директора МУП «Уфаводоканал» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ, начальника отдела правового обеспечения Управления Росприроднадзора по РБ ФИО2 №04-04/23-А/ГТ от 28 августа 2019 года, которым юридическое лицо - МУП «Уфаводоканал» (№) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. УСТАНОВИЛ: Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ, начальника отдела правового обеспечения Управления Росприроднадзора по РБ ФИО2 юридическое лицо - МУП «Уфаводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. Не соглашаясь с данным постановлением ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить вышеуказанное постановление. В судебном заседании защитники общества ФИО3, ФИО4 доводы жалобы подержали просили применить положения ст.2.9 КоАП РФ. Представитель Росприроднадзора ФИО5 просил постановление оставить без изменения. Проверив представленные материалы административного дела, выслушав лиц, прихожу к следующему. Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Так, в результате плановой выездной проверки в отношении МУП «Уфаводоканал» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан на основании приказов №266-П от 09.04.2019, №364-П/1 от 20.05.2019,№372-П от 23.05.2019 (Акт проверки от 24.06.2019 №180), в период с 22.04.2019 по 24.06.2019, было установлено, что юридическое лицо - МУП «Уфаводоканал», обязанное соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации, осуществляет свою деятельность с их нарушением. Согласно инвентаризации источников выбросов за 2018 МУП «Уфаводоканал» выделяется СС14 четыреххлористый углерод (ЧХУ) от вытяжных шкафов: источника 0015 лаборатории отдела орган.анализа комната №1 - 0,000887 т/год; источника 0016 лаборатории отдела орган, анализа комната №2 - 0,001065 т/год; источника 0072 лаборатории химический отдел 1 - 0,00111 т/год; источника 0087, хим. Бак. Лаборатория комната 1 - 0,000013 т/год; источника 0088, хим. Бак. Лаборатория комната 1 -0,000012 т/год; Перечень веществ, разрушающих, озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2014 №228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой». В него входит в том числе СС14 четыреххлористый углерод (ЧХУ) или тетрахлорметан (группа II список В, код ТН ВЭД ТС 2903140000), использующийся МУП «Уфаводоканал» и выбрасываемый в атмосферный воздух на ист. №№ 0015, 0016, 0072, 0087, 0088. 1 Сроки представления ежегодной отчетности за прошедший год о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах, в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, начиная с 2015 года, не позднее 1 апреля. В 2018 году и до 01 апреля 2019 года отчет о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах филиалами МУП «Уфаводоканал» не выполнялся и не представлялся в Минприроды РФ. Отчет о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах за 2018 год МУП «Уфаводоканал» был направлен в Министерство природных ресурсов и экологии РФ 06.06.2019 года исх. № 01/7490, согласно которому следует, что: на начало 2018 года на хранении МУП «Уфаводоканал» находилось 201.6 кг ЧХУ на конец года на хранении находилось 72,6 кг ЧХУ; озоноразрушающее вещество тетрахлорметан было использовано для выполнения ан&чизов по лабораторно-производственному контролю (нефтепродукты, жиры) в природных, питьевых и сточных водах согласно плану контроля качества вод — 225 кг ЧХУ МУП «Уфаводоканал». 3) закуплено озоноразрушающих веществ в 2018 году 96,0 кг у АО «Химреактивснаб». Согласно разделу 2. Выброс в атмосферу специфических загрязняющих веществ. статостической отчет 2-ТП (воздух) за 2018 год МУП «Уфаводоканал» выброс тетрахлорметана в атмосферный воздух составил 0,006 тонн. Таким образом, в нарушение требований ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 6 Постановления Правительства РФ от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» МУП «Уфаводоканал», осуществляющие использование, хранение озоноразрушающих веществ на территории Республики Башкортостан Российской Федерации, не представило в установленный срок (до 01.04.2019 года) отчетность о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах за 2018 гол в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Состав данного административного правонарушении образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Факт совершения административного правонарушения и вина МУП «Уфаводоканал» подтверждены доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом №23-А-ГТ об административном правонарушении, составленным в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом, с описанием существа вменяемого административного правонарушения, не доверять сведениям в нем указанным оснований нет; определением, извещением и иными объективными письменными документами. Допустимость и достоверность данных доказательств никаких сомнений в своей совокупности не вызывает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и согласуются друг с другом. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности МУП «Уфаводоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. При рассмотрении дела на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины МУП «Уфаводоканал» в его совершении. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона. С учетом изложенного, прихожу к правомерному выводу о наличии в действиях МУП «Уфаводоканал» состава вмененного административного правонарушения. При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Довод заявителя о малозначительности деяния подлежит отклонению по следующим основаниям. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Оснований для признания правонарушения, вмененного МУП «Уфаводоканал» малозначительным не имеется с учетом характера административного правонарушения в области охраны окружающей среды. Административное наказание соответствует ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, является минимальным по санкции статьи. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущего отмену постановления должностного лица, не допущено. Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, РЕШИЛ: Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ, начальника отдела правового обеспечения Управления Росприроднадзора по РБ ФИО2 №04-04/23-А/ГТ от 28 августа 2019 года в отношении юридического лица - МУП «Уфаводоканал» ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии. Судья Т.Р. Багаутдинов |