ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-765/20 от 17.09.2020 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

17 сентября 2020 года г. Астрахань

Судья Кировского районного суда г. Астрахани Кольцова В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя руководителя агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области ФИО1,

установил:

Заявитель обратился в суд с жалобой на постановление заместителя министра финансов Астраханской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе заявитель указывает, что постановлением заместителя министра финансов Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ заместитель руководителя агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. ФИО1 не согласен с данным постановлением, поскольку при формировании НМЦК агентство исходило из возможностей ресурсов получения информации, где информация о годе постройки не отражается. Полагает, что министерство финансов также не обладало достоверной информацией об объектах, в том числе годе постройки, при определении наличия состава правонарушения. Считает, что допущенное нарушение является малозначительным, не повлияли на права потенциальных участников размещенного заказа на поставку товара.

ФИО1 в судебное заседание не явился, доверил полномочия представителю.

Представитель заявителя ФИО3 в судебном заседании жалобу поддержала, дополнительно указав, что ст.18 ФЗ-44 от 05.04.2013 на которую в постановлении ссылается Министерство, утратило силу с 01.10.2019, в связи с чем, постановление нельзя признать законным и обоснованным.

Представитель министерства финансов Астраханской области ФИО4 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила отказать. При этом указала, что факт того, что одно из законоположений, на который имеется ссылка в обжалуемом постановлении, утратил силу не исключает состав вмененного ФИО1 правонарушения.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, административное дело, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из существа постановления, при закупке жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования «Ахтубинский район» (вторичный рынок жилья) в целях формирования специализированного жилищного фонда Астраханской области для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нарушении п.1 ч.3 ст. 18, ч.ч.2,3,12 ст. 22 ФЗ-№ 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при определении начальной минимальной цены контракта ( НМЦК) в отношении закупок 18 жилых помещений, включенных в план график от 26.10.2019 года (версия 12 в ЕИС), Агентством использовалась ценовая информация на жилые помещения с характеристиками, отличными от запланированных к закупке.

Судом установлено, что Планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2019 год Агентства (далее - план-график) с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ (версия 12 в ЕИС) предусмотрено 18 закупок (закупки 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0) «приобретение жилого помещения на вторичном рынке жилья, расположенного на территории муниципального образования «<адрес>» в государственную собственность <адрес> в целях формирования специализированного жилищного фонда <адрес> для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения». Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) в размере 990261,36 руб. в отношении каждой из 18 закупок включена в столбец 5 «Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» данного плана-графика.

Согласно информации, указанной в форме обоснования плана-графика с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ (версия 12 в ЕИС), НМЦК в отношении вышеуказанных закупок определена и обоснована «иным методом».

Техническими заданиями документаций об электронных аукционах вышеуказанных закупок установлены требования к планируемым к закупке жилым помещениям, в том числе:

общая площадь - не менее 33 м ;

год постройки дома - не ранее 1975 года.

Вместе с тем, согласно «Обоснованию начальной (максимальной) цены государственного контракта» от ДД.ММ.ГГГГ, в целях обоснования невозможности применения для определения НМЦК метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) Агентством использована общедоступная информация о рыночных ценах, планируемых к закупке жилых помещений, содержащаяся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте https://www.avito.ru/rossiya. Жилые помещения расположены, в том числе, по адресам:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Данная информация получена Министерством финансов Астраханской области из данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) (официального сайта https://rosreestr.ru), ГБУ АО «Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ)», таким образом, доводы заявителя, что эта информация может быть не актуальна, не нашла своего подтверждения.

Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 18, частей 2, 3, 12 ст. 22 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при определении и обосновании НМЦК закупок 18 жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования «Ахтубинекий район» (вторичный рынок жилья), включенных в план-график с учетом изменений от 26.10.2019 (версия 12 в ЕИС), «иным методом», а именно, в ходе обоснования невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для обоснования НМЦК вышеуказанных закупок, Агентством использовалась ценовая информация на жилые помещения, с характеристиками, отличными от запланированных к закупке.

Требования к методу сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) установлены частями 2-5 ст. 22 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которым:

метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ);

при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 3 ст. 22 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Частью 5 ст. 22 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС.

Таким образом, НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) должна быть определена и обоснована Заказчиком с учетом источников, определенных ч. 5 ст. 22 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными ч.ч. 2, 3 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

То есть, при определении и обосновании НМЦК, включенной в план- график с учетом изменений от 11.10.2019 (версия 12 в ЕИС) в отношении каждой из 18 закупок Агентство руководствовалось ценовой информацией товара (ценами на жилые помещения), характеристики которых отличались от запланированных к закупке.

Таким образом, НМЦК этих закупок определена и обоснована Агентством в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 18, частей 2, 3 ст. 22 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся особенностей исполнения контрактов, регулируются Законом о контрактной системе (пункт 4 части 1 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 16 указанного Федерального закона планирование закупок осуществляется исходя из определенных целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Частью 1 статьи 18 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях настоящего Федерального закона обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 настоящего Федерального закона.

Исходя из ч.ч. 1, 2, 3, 6 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одним из предусмотренных данной частью методов или нескольких методов. При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), являющийся приоритетным, заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (часть 3 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Субъектами административных правонарушений по статье 7.29.3 КоАП РФ являются должностные лица юридических лиц, участвующих в системе государственных закупок.

В части 2 статьи 12 Закона N 44-ФЗ указано, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах должностное лицо министерства финансов Астраханской области пришло к правильному выводу о наличии именно в действиях ФИО1, как должностного лица, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно пункту 5.2 Порядка осуществления министерством финансов Астраханской области контроля за соблюдением Закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2018 № 368-П, в акте проверки объективно излагаются выявленные нарушения Закона от 05.04.2013 №44-ФЗ и иных нормативных правовых актов при реализации полномочий в соответствии с настоящим Порядком с приложением копий подтверждающих документов, с указанием, какие положения правовых актов нарушены.

Нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в области регулирования в сфере закупок, создает предпосылки для дезорганизации функционирования контрактной системы и препятствует достижению целей и задач государства, тем самым наносит вред общественным отношениям и свидетельствует о пренебрежительном отношении Заявителя к исполнению публично-правовых обязанностей в сфере закупок.

Отсутствие негативных последствий для участников контрактных правоотношений либо их последующее устранение, само по себе, не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, является формальным, и для его наличия достаточно только лишь установления самого нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Кроме того, доказательства наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное ФИО1, как малозначительное, в жалобе отсутствуют.

Довод жалобы о том, что в постановлении о привлечении к административной ответственности указана ссылка на ст.18 ФЗ-44 от 05.04.2013, которая утратила силу, не может служить основанием к отмене оспариваемого постановления, так как на квалификацию по ч.1 ст.7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не влияет.

Вместе с тем, постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 07.08.2020 № 40/МФ/2020 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изменению путем исключения из объема вмененного административного правонарушения указания на п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, поскольку утратил силу с 1 октября 2019 года. - Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.

Другие доводы жалобы также не могут быть основанием для отмены законного и обоснованного постановления.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя министра финансов Астраханской области № 41/ФМ/2020 от 07.08.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1 изменить, исключить из объема вмененного административного правонарушения указание на п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней с момента получения.

Судья В.В.Кольцова