ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-766/2022 от 06.10.2022 Раменского городского суда (Московская область)

УИД: 50RS0039-01-2022-007994-56

Дело № 12-766/2022

Р Е Ш Е Н И Е

06 октября 2022 года г. Раменское, Московская область

Судья Раменского городского суда Московской области Короткова О.О., при секретаре Игониной Н.И., с участием заявителя ФИО1, рассмотрев жалобу защитника АО «МОСТРАНСАВТО» ФИО1 на постановление заместителя начальника ОГИБДД МУ МВД России «Раменское» подполковника полиции ФИО2 от по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.31 ч. 1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника ОГИБДД МУ МВД России Раменское подполковника полиции ФИО2 от юридическое лицо - МАП № 2 АО МОСТРАНСАВТО г. Коломна признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица, защитник юридического лица АО «МОСТРАНСАВТО» подал жалобу, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права.

Будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, законный представитель юридического лица в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, на защиту интересов Общества направил защитника, в связи с чем, суд считает, что в данном случае право, лица в отношении которого ведется производство по делу на защиту нарушено не будет, что позволяет разрешить жалобу в его отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав мнение защитника ФИО1, суд находит постановление должностного лица подлежащими отмене.

Статья 12.31 части 1 КоАП РФ предусматривает ответственность за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего технического осмотра, что влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ юридические липа, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатации транспортных средств, среди прочего обязаны: обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств.

В соответствии с пунктом 12 Основных положений по допуску транспортных средств эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается том числе, выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, в переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.

Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств установлены Федеральным законом от 01 июля 2011 г. 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 01 июля 2011 г. 170-ФЗ), согласно которому, если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью: каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года изготовления которых прошло не более пяти лет: а) легковые такси; б) автобусы; в) грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более восьми (за исключением места для водителя); (пункт 3 части 1 статьи 15); каждые шесть месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 3 настоящей части, с года изготовления которых прошло более пяти лет (пункт 4 части 1 статьи 15).

В соответствии с действующим законодательством, суд не является органом преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений ст. 26.1 КоАП РФ, для привлечения лица к административной ответственности необходимо установление состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Состав административного правонарушения, в том числе его событие, устанавливаются на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Требования к постановлению изложены в ст. 29.10 КоАП РФ. Согласно данной статье, в числе прочего, в решении по делу должны быть указаны обстоятельства, установленные при его рассмотрении и мотивированное решение по делу.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ - административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Соответственно в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны действия либо бездействие привлекаемого лица, образующие объективную сторону состава административного правонарушения.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: помимо прочего обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Данные требования закона при рассмотрении должностным лицом органа административной юрисдикции настоящего дела об административном правонарушении в отношении МАП № 2 АО МОСТРАНСАВТО г. Коломна не выполнены.

Как следует из оригинала постановления должностного лица - в 06:15 по адресу юридическое лицо МАП № 2 АО МОСТРАНСАВТО г. Коломна совершило нарушение Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 № 1434 «Об утверждении Правил поведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые законодательные акты Правительства РФ», а именно, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ (Выдержка из КоАП РФ: "Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего технического осмотра").

Порядок выпуска на линию транспортного средства установлены рядом нормативно-правовых актов Правительства РФ, при этом порядок прохождения технического осмотра установлен рядом вышеназванных Федеральных законов.

Однако, в постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении ссылки на нарушение юридическим лицом при выпуске транспортного средства конкретных норм (статей и пунктов) Федеральных законов и Постановления Правительства, не имеется. Более того, в постановлении отсутствуют сведения о транспортном средстве, выпущенном на линию в нарушение предусмотренных Законом требований и сведения о лице фактически управлявшим данным транспортным средством.

Таким образом, в оспариваемом постановлении не отражены обстоятельства правонарушения, не конкретизировано, в чем именно выражалось вмененное юридическому лицу правонарушение, не указано, какое транспортное средство выпущено на линию и с нарушениями каких требований осуществлен его выпуск. Само по себе постановление содержит в себе лишь ссылки на Федеральные законы и Постановление Правительства РФ, без указания конкретных статей и пунктов, нарушенных юридическим лицом, а также фабулу статьи вменной юридическому лицу.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица по делу об административном правонарушении не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения, как элемент состава правонарушения, в тексте постановления не изложена.

Более того, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом не исследован вопрос о надлежащем субъекте вменного административного правонарушения.

Так, субъектами по ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ могут выступать должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, юридические лица.

В соответствии с Уставом АО "МОСТРАНСАВТО", пунктом 2.9 Общество может создавать филиалы и открывать представительства, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Филиалы и представительства Общества не являются юридическими лицами, действуют от имени Общества и на основании утверждаемых Обществом положений.

"МАП № 2 г. Коломна" филиал АО "МОСТРАНСАВТО" является обособленным подразделением АО "МОСТРАНСАВТО" и выполняет часть производственных и коммерческих функций АО "МОСТРАНСАВТО", что подтверждается в том числе положением о "МАП № 2 г. Коломна" филиал АО "МОСТРАНСАВТО", утвержденным приказом АО «МОСТРАНСАВТО».

Таким образом, филиал лишь исполняет функции от имени Общества, а все юридически значимые действия должны проводиться только в отношении юридического лица - АО "МОСТРАНСАВТО".

Перечисленные выше процессуальные нарушения являются существенными, не позволившими рассмотреть дело с соблюдением требований ст. 24.1 КоАП РФ о полноте, всесторонности, объективности и своевременности выяснения обстоятельств дела, рассмотрении его в соответствии с законом, и влекут отмену постановленного с существенными процессуальными нарушениями акта должностного лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы и отмены постановления срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу защитника АО «МОСТРАНСАВТО» ФИО1 - удовлетворить.

Постановление заместителя начальника ОГИБДД МУ МВД России «Раменское» подполковника полиции ФИО2 от по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.31 ч. 1 КоАП РФ, в отношении МАП № 2 г. Коломна филиал АО МОСТРАНСАВТО – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения в Московский областной суд через Раменский городской суд.

Судья О.О. Короткова

Мотивированное решение суда изготовлено 06 октября 2022 г.

Судья О.О. Короткова