Судья – Ящихина В.В. Дело№12-767/2018-7-228К
Р Е Ш Е Н И Е
26 ноября 2018 года судья Новгородского областного суда, расположенного по адресу: ул. Нехинская, д. 55, стр. 1, Великий Новгород, ФИО1,
при секретаре Сизовой Ю.Б.,
с участием представителя военной прокуратуры Новгородского гарнизона Прозорова А.С., представителя ФКУ «Военный комиссариат Новгородской области» ФИО2, представителя Государственной инспекции труда в Новгородской области ФИО3,
рассмотрев в порядке пересмотра протест заместителя военного прокурора Новгородского гарнизона ФИО4 на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 27 сентября 2018 года, которым отменено постановление <...> главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Новгородской области ФИО3 от 16 августа 2018 года, в отношении Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Новгородской области» о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, данное дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Новгородской области,
у с т а н о в и л :
01 августа 2018 года военным прокурором Новгородского гарнизона в отношении Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Новгородской области» (далее – учреждение) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, за непроведение работодателем специальной оценки условий труда на рабочих местах.
16 августа 2018 года главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Новгородской области (далее – Инспекции) ФИО3 рассмотрено указанное дело об административном правонарушении и постановлением <...>ППР ФКУ «Военный комиссариат Новгородской области» привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
27 сентября 2018 года судьей Новгородского районного суда Новгородской области по жалобе ФКУ «Военный комиссариат Новгородской области» вынесено решение, которым постановление о привлечении учреждения к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Новгородской области.
В протесте военной прокуратуры Новгородского гарнизона ставится вопрос об отмене судебного решения с возращением дела на новое рассмотрение в Новгородский районный суд. Среди доводов протеста указано на закрепленные в Трудовом кодексе РФ полномочия государственного инспектора труда и отсутствие доказательств заинтересованности главного государственного инспектора труда (по охране труда) Инспекции ФИО3 в исходе данного дела об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, судья считает, что срок подачи протеста военной прокуратурой Новгородского гарнизона соблюден.
Представитель военной прокуратуры Новгородского гарнизона – помощник прокурора Прозоров А.С. поддержал протест по изложенным в нем доводам.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Новгородской области» ФИО2 возражала против удовлетворения протеста, согласилась с выводами решения судьи районного суда.
Представитель Государственной инспекции труда в Новгородской области ФИО3 считал протест военной прокуратуры Новгородского гарнизона обоснованным.
Проверив материалы дела в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ), изучив доводы протеста и возражений, выслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г.
16 августа 2018 года главным государственным инспектором труда (по охране труда) ФИО3 рассмотрено дело об административном правонарушении и постановлением <...> учреждение привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Основанием для привлечения ФКУ «Военный комиссариат Новгородской области» к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что при проведении в отношении учреждения проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, военной прокуратурой Новгородского гарнизона установлено, что в нарушение приведенных выше норм учреждением не проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах.
В рамках пересмотра указанного выше постановления должностного лица Инспекции труда в порядке, предусмотренном статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей Новгородского районного суда Новгородской области постановление от 16 августа 2018 года признано незаконным и отменено, дело возвращено в тот же административный орган на новое рассмотрение.
Отменяя постановление, судья районного суда установил допущенное при рассмотрении дела нарушение положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Оснований не согласиться с выводами судебной инстанции не имеется.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 28 июня 2018 года по 26 июля 2018 года военной прокуратурой Новгородского гарнизона по обращению ФИО5 проводилась проверка соблюдения ФКУ «Военный комиссариат Новгородской области» требований трудового законодательства.
Для обеспечения полноты и объективности вышеназванной проверки на основании ст.ст. 6, 22, 27, 47 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» к участию в проведении проверки по запросу военного прокурора Новгородского гарнизона привлечен специалист Инспекции труда, а именно - главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Новгородской области ФИО3
К материалам проверки приобщена справка главного государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО3, в которой отражены выявленные проведенной проверкой нарушения обязательных требований трудового законодательства, с указанием на выводы названного должностного лица Инспекции о квалификации выявленных правонарушений.
16 августа 2018 года тот же специалист Инспекции, рассмотрев дело об административном правонарушении, вынес постановление о привлечении ФКУ «Военный комиссариат Новгородской области» к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Между тем, рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Новгородской области ФИО3, который принимал участие в производстве по данному делу в качестве специалиста, не согласуется с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющей задачи производства по делам об административных правонарушениях, к которым относятся: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом, качество объективности при рассмотрении дела поставлено под сомнение в том случае, когда должностное лицо уже высказало свою позицию по делу (в том числе о квалификации деяния конкретного лица) до рассмотрения дела по существу.
Приведенные выводы согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениипределении от 16 июля 2013 года N 1180-О, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года N 1131-О, о том, что законодательство об административных правонарушениях исключает возможность рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, заинтересованным в его разрешении. Это означает, что лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, не может являться его участником и обладать каким-либо иным процессуальным статусом, в том числе выступать свидетелем по данному делу.
Таким образом, учитывая, что судьей районного суда по делу правильно применены нормы материального права, и нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Доводы письменных возражений ФКУ «Военный комиссариат Новгородской области» в части, содержащей просьбу об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, не подлежат учету и рассмотрению в рамках пересмотра дела по протесту военного прокурора Новгородского гарнизона, поскольку такая просьба может быть заявлена учреждением лишь в жалобе на советующий акт по делу об административном правонарушении, поданной с соблюдением требований КоАП РФ. В том числе, такие доводы учреждения должны быть предметом исследования при новом рассмотрении дела об административном правонарушении в Государственной инспекции труда в Новгородской области.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 27 сентября 2018 года в отношении ФКУ «Военный комиссариат Новгородской области», вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, протест военного прокурора Новгородского гарнизона – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья Новгородского
областного суда ФИО1