ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-769/19КОПИ от 01.11.2019 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 12-769/2019 Копия

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Челябинск 01 ноября 2019 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе

судьи Центрального районного суда г. Челябинска Л.Н. Главатских,

при секретаре К.Н. Чудиновой,

с участием старшего помощника прокурора Калининского района г. Челябинска Пряловой Д.Н., защитника Саблина М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест И.о. прокурора Калининского района г. Челябинска на постановление мирового судьи судебного участка № 8 Центрального района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном с. 19.29 КоАП РФ в отношении директора ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» Богдановский В.И.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Центрального района г. Челябинска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Богдановский В.И. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях и освобожден на основании ст. 2.9 КоАП РФ от административной ответственности, ограничившись устным замечанием..

Не согласившись с данным постановлением, И.о. прокурора Калининского района г. Челябинска направил протест, в обоснование указал, что с указанным постановлением не согласен, поскольку постановление вынесено с нарушением законодательства РФ, просит обжалуемое постановление отменить, дело об административном правонарушении в отношении директора ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» Богдановский В.И. направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 8 Центрального района. Челябинска.

В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского района г. Челябинска Прялова Д.Н. доводы протеста поддержала.

Богдановский В.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью.

Защитник Саблина М.В. по г.Челябинску в судебном заседании ходатайствовала о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью, полагала постановление мирового судьи законным и обоснованным.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста и.о. Прокурора Центрального района г. Челябинска, заслушав доводы помощника прокурора Калининского района г. Челябинска, защитника Саблина М.В., суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Из материалов дела следует, что директор ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» Богдановский В.И., осуществляя деятельность по адресу <адрес>, привлек к трудовой деятельности бывшего государственного служащего Шляпина Л.А., замещавшую должность старшего государственного налогового инспектора ИФНС по Калининскому району г. Челябинска, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным Законом «О противодействии коррупции» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, а именно не сообщил о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы в 10-дневный срок с момента заключения трудового договора, совершив, тем самым, административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ.

Согласно ч. 1,4,5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, трудовой договор со Шляпина Л.А. заключен от имени работодателя в лице Богдановский В.И.ДД.ММ.ГГГГ, должность, которую занимала Шляпина Л.А., включена в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, замещение которой связано с коррупционными рисками, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Приказов ФНС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем у работодателя возникла необходимость не позднее ДД.ММ.ГГГГ направить в ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска уведомление о трудоустройстве Шляпина Л.А., однако уведомление о трудоустройстве датировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом срока.

Данное обстоятельство, по мнению прокурора, является нарушением ч. 4 ст. 12 Закона "О противодействии коррупции" и образует состав правонарушения по ст. 19.29 КоАП РФ.

В соответствии со. 19.29 КоАП привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, для квалификации действий лица по ст. 19.29 КоАП РФ необходимо установить, в частности, совокупность следующих фактов: привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность; данное привлечение к трудовой деятельности указанного работника осуществлено работодателем в нарушение требований Закона "О противодействии коррупции".

При рассмотрении дела мировым судьей директор ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» Богдановский В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ и освобожден на основании ст. 2.9 КоАП РФ от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. Производство по делу об административном правонарушении прекращено.

Рассматривая доводы протеста прокурора, исхожу из следующего.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Законом "О противодействии коррупции".

Для противодействия коррупции действующим законодательством на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора налагаются определенные ограничения.

В частности, согласно ч. 2 ст. 12 Закона "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 данной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 вышеназванного закона, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 12 Закона "О противодействии коррупции").

С учетом изложенного, работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Между тем, подобная информация сообщается работодателем в отношении не всякого гражданина, замещавшего ранее должности государственной или муниципальной службы, а только в отношении гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень.

Перечень должностей государственной службы, при замещении которых государственным служащим на работодателя этого лица по новому месту работы возлагается обязанность сообщить представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы о заключении трудового договора, установлен Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

Пунктом 4 данного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок разработать и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Закона "О противодействии коррупции".

Исходя из разъяснений, данных в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при решении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ необходимо принимать во внимание, что под указанными в статье 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.

Федеральной налоговой службой Российской Федерации принят Приказ от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-4/754@, которым утвержден перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей согласно приложению к настоящему приказу.

Исходя из указанного перечня, должность государственной гражданской службы старший государственный налоговый инспектор в Инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня включена в перечень должностей, при замещении которых на гражданина после увольнения с государственной службы налагаются ограничения при заключении трудового или гражданско-правового договоров.

Следовательно, директор ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» Богдановский В.И. при заключении трудового договора с Шляпина Л.А. обязан был сообщить в десятидневный срок о заключении такого договора (ч. 4 ст. 12 Закона "О противодействии коррупции").

Уведомление о заключении ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» с Шляпина Л.А., ранее замещавшей должность государственной гражданской службы старшего государственного налогового инспектора ИФНС по Калининскому району г. Челябинска работодателем в Межрайонную ИФНС по Калининскому району г.Челябинска, не отвечает установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ требованиям, а именно: уведомление направлено с нарушением установленного 10-дневного срока со дня заключения трудового договора, что является нарушением требований ч. 4 ст. 12 Закона "О противодействии коррупции".

Указанные обстоятельства были выявлены в результате проверки и явились основанием для возбуждения ДД.ММ.ГГГГ. прокурором Калининского района г. Челябинска дела об административном правонарушении в отношении директора ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» Богдановский В.И. по ст. 19.29 КоАП РФ.

Факт совершения указанным лицом административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-7); сообщением ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска в адрес прокуратуры Калининского района г. Челябинска об уведомлении по истечении установленного срока; копией приказа об увольнении Шляпина Л.А. старшего государственного налогового инспектора ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о приеме на работу Шляпина Л.А. ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» в качестве музейного смотрителя с ДД.ММ.ГГГГ., копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из материалов дела, в основу постановления мирового судебного участка № 8 Центрального района г. Челябинска об освобождении директора от административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу положен вывод о том, что совершенное должностным лицом деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его хаоактера, отсутствия каких-либо тяжких последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем пришел к выводу об имеющихся оснований для признания административного правонарушения малозначительным.

С таким выводом мирового судьи нельзя согласиться.

Нарушение ч. 4 ст. 12 Закона "О противодействии коррупции", после заключения ДД.ММ.ГГГГ трудового договора с Шляпина Л.А. со дня увольнения которого с должности государственного гражданского служащего не истекло 2 года, директор Богдановский В.И. не сообщил об этом в десятидневный срок со дня заключения указанного договора, по предыдущему месту службы Шляпина Л.А. в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, директор ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» Богдановский В.И. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ, поскольку несоблюдение работодателем обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Закона "О противодействии коррупции", в отношении бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в соответствующий перечень, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.

Довод защитника Саблина М.В. о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, не может быть принят во внимание, поскольку согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется. Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать жалобу.

Исходя из фактических обстоятельств дела, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что директором ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований антикоррупционного законодательства.

Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что протест и.о. прокурора Калининского района г. Челябинска подлежит удовлетворению, постановление мирового судьи судебного участка № 8 Центрального района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ в отношении директора ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» Богдановский В.И. подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение мировому судье.

В связи с безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления, при новом рассмотрении дела мировому судье следует дать оценку всем доводам сторон, изложенным в протесте и в возражениях на него.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 8 Центрального района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ в отношении директора ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» Богдановский В.И. отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 8 Центрального района г. Челябинска.

Судья п/п Л.Н. Главатских

Копия верна, решение вступило в законную силу 01.11.2019г.

Судья Л.Н.Главатских

Секретарь К.Н.Чудинова