ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-76/17 от 09.02.2017 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Мировой судья Шулепина И.Б. к делу № 12-76/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

город Сочи «09» февраля 2017 года

Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Бажин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи ФИО1ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 102 Центрального района г. Сочи от 12.12.2016 года о привлечении директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Центрального района г. Сочи Шулепиной И.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, директор департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Представитель директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи ФИО1ФИО2 обратился в Центральный районный суд города Сочи с жалобой на данное постановление, поскольку является незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, ввиду чего просит прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В обоснование своих доводов указал, что в соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 28.05.2014 № 19-АД14-5, для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо установить совокупность двух обстоятельств: наличие нарушения установленного порядка предоставления государственной услуги, а также факт непредоставления государственной услуги заявителю либо ее предоставления с нарушением предусмотренных сроков.

Выводы мирового судьи о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и вине ФИО1 в его совершении не подтверждаются приведенными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении доказательствами.

Постановлением администрации города Сочи от 01.11.2013 № 2406 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства».

В соответствии с пунктом 2.2 Регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация города Сочи. Уполномоченным органом по предоставлению муниципальной услуги является администрация города Сочи в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи при участии МАУ МФЦ города Сочи и техническом сопровождении МБУ города Сочи «ЦГТ».

В силу пункта 2.2.1 Регламента в предоставлении данной муниципальной услуги участвует в рамках компетенции большое число должностных лиц, от добросовестности поведения которых зависит правильность и своевременность ее предоставления.

При этом мировым судьей сделан неверный вывод о единоличной вине директора Департамента ФИО1 в нарушении порядка предоставления муниципальной услуги, повлекшем нарушение срока ее предоставления.

Таким образом, совокупность двух условий, обозначенных в Постановлении Верховного Суда РФ от 28.05.2014 № 19-АД14-5, заместителем прокурора Хостинского района города Сочи не установлена.

Соответственно, у мирового судьи отсутствовали основания для привлечения директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО1 к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.63 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Кроме того, частью 1 статьи 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка предоставления государственной услуги, непредоставление государственной услуги заявителю либо ее предоставление с нарушением предусмотренных сроков.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее -государственная услуга), - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее -органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Таким образом, под государственной услугой, которая предоставляется органом местного самоуправления при выполнении отдельных государственных полномочий, понимается деятельность по реализации функций соответствующего органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Закон устанавливает перечень органов, осуществляющих государственные услуги. К ним относятся органы местного самоуправления исключительно в случае делегирования им отдельных государственных полномочий в целях повышения эффективности реализации соответствующих полномочий. Делегирование полномочий осуществляется с обязательной передачей необходимых финансовых ресурсов. Включая в этом случае органы местного самоуправления в круг субъектов, оказывающих государственные услуги, законодатель подчеркивает, что, осуществляя делегированные полномочия, органы местного самоуправления выполняют отдельные государственные функции, а не присущие им задачи по решению местных дел.

Под муниципальной услугой в Законе № 210-ФЗ понимается предоставляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Муниципальные услуги оказываются местными администрациями и иными органами местного самоуправления, наделенными исполнительно-распорядительными полномочиями.

В силу пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.

Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка является муниципальной услугой, а не государственной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления в силу делегирования ему отдельных государственных полномочий.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее -Закон) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Постановлением администрации города Сочи от 01.11.2013 № 2406 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» (далее - Регламент).

В соответствии с Регламентом уполномоченным органом по предоставлению рассматриваемой муниципальной услуги определен департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.

Согласно разделу 2 Регламента общий срок предоставления муниципальной услуги составляет десять (10) дней со дня поступления заявления в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.

Однако, в обжалуемом постановлении мировым судьей срок предоставления услуги исчисляется начиная со дня поступления заявления генерального директора ООО «<данные изъяты>» Х О.Б. в МАУ «МФЦ» города Сочи - ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с чем, мировым судьей не в полной мере исследованы обстоятельства, послужившие основаниям для привлечения лица к административной ответственности, что привело к необъективной оценке доказательств по делу и вынесению незаконного постановления.

Кроме того, в соответствии с Положением о департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 01.09.2014 N 33 департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи, осуществляющим функции* в области градостроительной и архитектурной деятельности на территории муниципального образования город-курорт Сочи.

Таким образом, директор департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО1 является должностным лицом органа местного самоуправления.

При этом, должностное лицо органа местного самоуправления не включено в перечень субъектов административной ответственности, который императивно определен в ч. 1 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в действиях директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отсутствие состава административного правонарушения означает, что факт деяния имел место, однако при этом отсутствует хотя бы один из необходимых признаков, в совокупности образующих состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного указанным Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Учитывая изложенное, постановление мирового судьи судебного участка № 102 Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным ввиду ошибочной оценки мировым судьей всех обстоятельств дела, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО1 состава административного правонарушения.

Доводы жалобы подробно описаны в ее описательно-мотивировочной части.

Представитель директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи ФИО1ФИО2 в судебном заседании в полном объёме поддержал доводы, изложенные в жалобе, и просил суд удовлетворить ее по основаниям в ней изложенным.

Прокурор Хостинского района г. Сочи, в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, о причине своей не явки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, об отложении дела не ходатайствовал, в связи изложенным суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав мнение явившихся участников производства, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд пришел к выводу, что жалоба представителя директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи ФИО1ФИО2 подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении, судья не связан доводами жалобами и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как усматривается из положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Как следует из содержания ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Ответственность по ч. 1 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в результате нарушения должностным лицом должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Согласно ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон N 210-ФЗ) нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закон № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

В силу п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Как следует из материалов дела прокуратурой Хостинского района г. Сочи в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере организации предоставления муниципальных услуг в деятельности департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи по обращению по обращению генерального директора ОООЛ «<данные изъяты>» Х О.Б., по вопросу ненадлежащего предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства».

Проверкой установлено, что заявление генерального директора ООО «<данные изъяты>» Х О.Б. о предоставлении муниципальной услуги поступило в МАУ МФЦ г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ, однако услуга оказана лишь ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 12 Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Постановлением администрации города Сочи от 01.11.2013 № 2406 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» (далее - Регламент).

В соответствии с пунктом 2.2 Регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация города Сочи. Уполномоченным органом по предоставлению муниципальной услуги является администрация города Сочи в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи (далее -Департамент) при участии МАУ МФЦ города Сочи и техническом сопровождении МБУ города Сочи «ЦГТ».

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее -государственная услуга), - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Таким образом, под государственной услугой, которая предоставляется органом местного самоуправления при выполнении отдельных государственных полномочий, понимается деятельность по реализации функций соответствующего органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Закон устанавливает перечень органов, осуществляющих государственные услуги. К ним относятся органы местного самоуправления исключительно в случае делегирования им отдельных государственных полномочий в целях повышения эффективности реализации соответствующих полномочий. Делегирование полномочий осуществляется с обязательной передачей необходимых финансовых ресурсов. Включая в этом случае органы местного самоуправления в круг субъектов, оказывающих государственные услуги, законодатель подчеркивает, что, осуществляя делегированные полномочия, органы местного самоуправления выполняют отдельные государственные функции, а не присущие им задачи по решению местных дел.

Под муниципальной услугой в Законе № 210-ФЗ понимается предоставляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Муниципальные услуги оказываются местными администрациями и иными органами местного самоуправления, наделенными исполнительно-распорядительными полномочиями.

В силу пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.

Таким образом, предварительное согласование предоставления разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства является муниципальной услугой, а не государственной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления в силу делегирования ему отдельных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно положению о департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 01.09.2014 № 33 департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи, осуществляющим функции в области градостроительной и архитектурной деятельности на территории муниципального образования город-курорт Сочи.

Таким образом, директор департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО1 является должностным лицом органа местного самоуправления.

При этом, должностное лицо органа местного самоуправления не включено в перечень субъектов административной ответственности, который императивно определен в ч. 1 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, выявленное административное правонарушение необходимо квалифицировать по ч. 1.1 ст. 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из вышеизложенных обстоятельств следует, что в действиях директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО1 имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренный ч. 1.1 ст. 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При изложенных выше обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 102 Центрального района г. Сочи Шулепиной И.Б. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи ФИО1 отменить и направить на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу представителя директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи ФИО1ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 102 Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.63 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» - удовлетворить частично.

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным мировым судьей судебного участка № 102 Центрального района г. Сочи Шулепиной И.Б. о привлечении директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи ФИО1 к административной ответственности ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ – отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение, в связи существенным нарушением процессуальных требований.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения, но может быть обжаловано в порядке надзора.

Судья А.А. Бажин