РЕШЕНИЕ
№12-76/18
19 июля 2018 г. г.Орел
Судья Железнодорожного районного суда г.Орла Абрамочкина Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу представителя ТСН «М 63Ж» О.М. Зубовой на определение № об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении заместителя начальника Управления - начальника отдела административного производства и аналитической работы Управления государственной жилищной инспекции Орловской области ФИО1
УСТАНОВИЛ:
Определением № от 21 мая 2018г. заместитель начальника Управления - начальник отдела административного производства и аналитической работы Управления государственной жилищной инспекции Орловской области ФИО1 отказал в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Подкова удачи» и ООО «Правовое агентство «Паритет».
ТСН «М 63Ж» не согласилось с данным определением и представитель ТСН «М 63Ж» О.М. Зубова подала на него жалобу. В обосновании жалобы указала, что товарищество собственников недвижимости «М 63Ж» обратилось в Управление государственной Жилищной инспекции по <адрес> с заявление о привлечении к административной ответственности ООО «Подкова удачи» и ООО «Правовое агентство «Паритет». В заявлении указывались факты нарушения вышеуказанными компаниями жилищного законодательства РФ по управлению многоквартирным зданием по адресу: <адрес>«-- руб ТСН «М 63ж» просило Управление провести проверку, обязать управляющие компании устранить нарушения, привлечь их к ответственности.
Защитник указывает, что Арбитражным судом Орловской области по делам № А48-5010/2015, А48-7177/2015, А48- 526/16, установлено, что ООО «Подкова удачи» и ООО «Правовое агентство «Паритет» с 2011года по 2017год осуществляли функции управляющей компании в отношении здания расположенного по адресу: -- руб Заключали договоры управления и содержания общего имущества с собственниками помещений в указанном здании, т.е. несли права и обязанности управляющей компании.
Нормы ст. 192 ЖК РФ устанавливают обязанность управляющей компании получить лицензию.
Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии). После 1 мая 2015 г. осуществление деятельности по управлению МКД без лицензии не допускается, организация, не имеющая к 01.05.2015 лицензии, утрачивает право управлять МКД.
Статьей 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна.
Считает, что исходя из п. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
Однако ООО «Подкова удачи» и ООО «Правовое агентство «Паритет» обязанности по предоставлению информации не соблюдали, не соблюдена так же обязанность по передаче документов от управляющей компании в ТСН «М 63 Ж», что является нарушением законодательства РФ.
Исходя из Положения об Управлении государственной жилищной инспекции Орловской области утвержденного Постановлением Правительства Орловской области № от 12.01.2015г. Управление государственной жилищной инспекции Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим правоприменительные функции в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Орловской области.
Управление государственной жилищной инспекции по Орловской области отказало в проверке направленной жалобы о несоблюдении ООО «Подкова удачи» и ООО «Правовое агентство «Паритет" требований законодательства РФ по управлению зданием, расположенным по адресу: <адрес>-- руб
В определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении присутствует указание на отсутствие у управляющей организации лицензии. Считает, что Управление государственной Жилищной инспекции по Орловской области проигнорировало требование закона по ст. 7.23.2, 14.1.3, 13.19.2 КоАП РФ,
Основанием для отказа указано, что надзор за соблюдением законодательства при оказании услуг по содержанию и ремонту помещений в нежилых зданиях выходят за рамки полномочий Управления, утвержденных постановлением Правительства Орловской области № от 12.01.2015 года.
Считает, что данный отказ не соответствует нормам Жилищного законодательства РФ и подлежит отмене.
Просила отменить Определение № от 21.05.2018г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При рассмотрении жалобы представитель О.М. Зубова жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям и просила об ее удовлетворении.
Представитель Управления государственной жилищной инспекции по Орловской области П.А.Новиков просил в удовлетворении жалобы отказать, пояснил, что здание, расположенное по адресу <адрес> не является многоквартирным домом, Управление осуществляет проверку соблюдение жилищного законодательства в отношении управляющих компаний, которые управляют многоквартирными домами.
Представитель ООО «Паритет» Чурбанов С.Ю. просил в удовлетворении жалобы отказать, пояснил, что здание, расположенное по адресу <адрес> не является многоквартирным домом. ООО «Паритет» заключала с собственниками нежилых помещений договор на техническое обслуживание здания.
Представитель ООО «Подкова удачи» Голубкова А.В. просила в удовлетворении жалобы отказать, поддержала позицию представителя ООО «Паритет» Чурбанова С.Ю.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы жалобы, материалы об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ч.5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.2 и 3 ч.1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Основанием для вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, установленных при проверке материалов или сообщений.
Из административного материала следует, что 19.04.2018г. ТСН «М 63Ж» обратилось в отдел полиции № по Железнодорожному району (УМВД по г.Орлу) с заявлением о проверке законности действий ООО «Подкова удачи» и ООО «Правовое агентство «Паритет" в связи с отказом передать техническую документацию на дом по адресу -- руб и привлечь виновных к ответственности. Считали, что в действиях этих обществ, содержатся признаки административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.23.2 и ст. 7.23.3 КоАП РФ./л.д.45-46/
07.05.2018г. административный материал был перенаправлен ОП №1 УМВД по г.Орлу в Управление государственной жилищной инспекции по Орловской области для принятия решения. /л.д.43/
В заявлении от ТСН «М 63Ж» сообщалось, что с 2011 года управляющей организацией нежилого здания по адресу: <адрес>, являлось ООО «Подкова удачи».
С 01.07.2015 года обязанности по управлению были переданы ООО «Правовое агентство «Паритет». ООО «Подкова удачи» и ООО «Правовое агентство «Паритет» являются аффилированными лицами.
02.08.2016 в соответствии с п. 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, была избрана форма управления - ТСН «М 63Ж».
Для надлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию дома ТСН «М 63Ж» необходимо иметь документацию о текущем состоянии здания, инженерных сооружений, а также информацию о состоянии сетей, обеспечивающих здание коммунальными ресурсами. В связи с этим, ТСН «М 63Ж», обратилось в ООО «Подкова удачи» и ООО «Правовое агентство «Паритет» с просьбой предать эту документацию.
Документация передана не была. Кроме того, как указывает заявитель, ссылаясь на ст. 161 и 162 ЖК РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.
В адрес ТСН «М 63Ж» годовая отчетность также не была представлена ООО «Подкова удачи» и ООО «Правовое агентство «Паритет». В связи с вышеизложенным, заявитель в действиях ООО «Подкова удачи» и ООО «Правовое агентство «Паритет» усматривал признаки административного правонарушения.
Заявитель полагал, что Управление обязано осуществлять государственный жилищный надзор в рамках ст. 20 ЖК РФ и согласно ст. 196 ЖК РФ лицензионный контроль.
Также ТСН «М 63Ж» в жалобе ссылается на Положение об Управлении государственной жилищной инспекции Орловской области утвержденное Постановлением Правительства Орловской области № от 12.01.2015 (далее - Положение № 7), полагая, что Управление наделено полномочиями по жилищному надзору за нежилыми зданиями и сооружениями.
В соответствии с ч.1 ст. 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, предусматривает административную ответственность.
Статьей 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса, предусматривает административную ответственность.
Согласно положений ст. 13.19.2 КоАП РФ неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации лицом, являющимся администратором общего собрания предусматривает административную ответственность.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
21 мая 2018г. заместителем начальника Управления - начальником отдела административного производства и аналитической работы Управления государственной жилищной инспекции Орловской области ФИО1 было вынесено обжалуемое определение №.
В основании отказа в возбуждении дела об административном правонарушении указано, что в доме по адресу: <адрес> отсутствуют квартиры, в связи с чем, данное здание не является многоквартирным домом.
На основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 "О государственном жилищном надзоре" задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Полномочия органов государственного жилищного надзора определены в статье 20 ЖК РФ.
Под государственным жилищным надзором согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В доме (здании) по адресу: <адрес> отсутствуют квартиры, в связи с чем, прихожу к выводу, что данное здание не является многоквартирным домом.
Указанное здание отсутствует в реестре лицензий субъекта Российской Федерации в связи с тем, что не является многоквартирным домом.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Так, согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Деятельность по управлению зданиями (сооружениями, строениями), не являющимися многоквартирными домами, лицензированию не подлежит.
Указанное здание имеет «управляющую компанию», как указали арбитражные суды, но не по смыслу норм ЖК РФ, которые существуют для управляющей организации именно многоквартирного дома (имеющей лицензию на данный вид деятельности) а по гражданско-правовому договору на обслуживание здания.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.23.2, ст. 13.19.2, ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена административная ответственность по ст. 7.23.2, ст. 13.19.2, ст. 14.1.3 КоАП РФ, отсутствует, ввиду того, что здание по адресу: <адрес> не является многоквартирным домом, а административная ответственность по указанным статьям предусмотрена за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, отсутствие лицензии на данный вид деятельности, неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Субъектом данных правонарушений является лицо, управлявшее многоквартирным домом.
Ни ООО «Подкова удачи», ни ООО «Правовое агентство «Паритет» таковыми не являются.
Материалы административного дела свидетельствуют о том, что обществами не осуществляется предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами, соответствующих договоров управления они не заключали.
Довод жалобы защитника о применении аналогии закона является ошибочным.
На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Руководствуясь ст. ст. 30.6- 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Определение № заместителя начальника Управления - начальника отдела административного производства и аналитической работы Управления государственной жилищной инспекции Орловской области ФИО1 от 21 мая 2018г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Подкова удачи» и ООО «Правовое агентство «Паритет» оставить без изменения, жалобу представителя товарищества собственников недвижимости «М 63Ж» Зубовой О.М. - без удовлетворения.
Судья Г.В.Абрамочкина