Дело №12-76/2018
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Ломов 29 октября 2018 года
Судья Нижнеломовского районного суда Пензенской области Богданова О.А.,
рассмотрев жалобу и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 23 июля 2018 года о привлечении ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ,
Установил:
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 23 июля 2018 года должностное лицо и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст. 14.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой указал, что, привлекая его к административной ответственности, УФАС по Пензенской области сослался на решение от 29 марта 2018 года об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства, которое не вступило в законную силу и оспаривается администрацией Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области и администрацией Нижнеломовского района Пензенской области. Полагает, что поскольку решение комиссии Управления ФАС от 29 марта 2018 года не вступило в законную силу, то основания для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении него отсутствовали, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, в том числе и по тому основанию, что отсутствует умышленный характер действий. Кроме того, отсутствуют вредные последствия, не представляющие существенные нарушения охраняемым общественным отношениям, тяжких последствий не наступило. В связи с чем, просил обжалуемое постановление отменить, производство по административному делу прекратить в связи с малозначительностью совершённого правонарушения.
В судебном заседании и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 (решение Комитета местного самоуправления Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области №8 от 23 сентября 2014 года) жалобу поддержал, сославшись на доводы, изложенные в ней. Дополнительно пояснил, что умысла на совершение правонарушения у него не было. Договоры аренды от 06 декабря 2016 года, заключенные между администрацией Нижнеломовского района Пензенской области и ИП ФИО1, были расторгнуты путём заключения 21 марта 2017 года соглашений №21117, №22117 о расторжении указанных договоров аренды. С решением от 29 марта 2018 года ни администрация Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, ни администрация Нижнеломовского района Пензенской области не согласны, оно было обжаловано в Арбитражном суде Пензенской области и 24 октября 2018 года оставлено без изменения, однако, обе администрации намерены и дальше обжаловать указанное решение. Просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения либо в связи с малозначительностью совершённого правонарушения.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области.
Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему:
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственности; виновность лица в совершении административного правонарушения и другие обстоятельства, перечисленные в указанной норме закона.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ, образуют действия, выразившиеся в заключении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ч.1.2 ст. 28.1 КоАП РФ основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного нарушения.
Из материалов дела следует, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части достижения к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет распоряжением Правительства Пензенской области от 26 апреля 2013 года №226-рП утверждён План мероприятий «дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования».
Согласно указанному распоряжению Правительства Пензенской области реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очерёдности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя, в том числе, предоставление субсидий муниципальным районам и городским округам на финансирование строительства (реконструкции) и капитального ремонта муниципальных дошкольных образовательных учреждений Пензенской области.
Распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2015 года №2145-р утверждена программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016 - 2025 годы.
В целях реализации основной задачи Программы предусмотрено строительство школ с использованием типовых проектов, предусматривающих соответствие архитектурных решений современным требованиям к организации образовательного процесса, возможность трансформации помещений, позволяющей использовать помещения для разных видов деятельности.
Финансовое обеспечение Программы за счёт средств федерального бюджета осуществляется путём выделения Минобрнауки РФ дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета начиная с 2016 года в рамках основного мероприятия 2.2 «Развитие общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы». Согласно Программе, дополнительные бюджетные ассигнования должны быть использованы на софинансирование мероприятий региональных программ.
Приложением №5 к программе «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы», утверждённой 15 апреля 2014 года, являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения.
Согласно п. 2 Правил субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), возникающих при реализации региональных программ, которые должны включать в себя одно или несколько из следующих мероприятий:
- модернизация инфраструктуры общего образования (проведение капитального ремонта, реконструкции, строительства зданий, пристроя к зданиям общеобразовательных организаций, возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение (выкуп), аренда зданий и помещений, в том числе оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - средства обучения и воспитания);
- оптимизация загруженности общеобразовательных организаций (эффективное использование имеющихся помещений (в том числе за счёт сетевого взаимодействия), повышение эффективности использования помещений образовательных организаций разных типов, включая образовательные организации дополнительного, профессионального и высшего образования, проведение организационных мероприятий, направленных на оптимизацию образовательной деятельности, и кадровых решений, в том числе решений по повышению квалификации педагогических работников начального общего, основного общего и среднего общего образования);
- поддержка развития негосударственного сектора общего образования.
Одним из мероприятий подпрограммы 1 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Пензенской области «Развитие образования в Пензенской области на 2014 - 2020 годы», утверждённой Постановлением Правительства Пензенской области от 30 октября 2013 года №804-пП, является содействие созданию в Пензенской области новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе введённых путём строительства объектов инфраструктуры общего образования.
Постановлением Правительства Пензенской области от 29 февраля 2016 года №112-пП утверждена программа Пензенской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Пензенской области в 2016 году и на период до 2025 года» (далее - Программа).
30 декабря 2016 года в указанную Программу внесены изменения: включены мероприятия по строительству здания общеобразовательной организации в с. Верхний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области на 150 мест со сроком строительства 25 декабря 2018 года.
Таким образом, одним из мероприятий данной Программы являлось строительство здания школы в с. Верхний Ломов на 150 мест.
Согласно выписке из муниципальной программы Нижнеломовского района Пензенской области «Развитие образования в Нижнеломовском районе Пензенской области на 2014-2020 годы» от 06 февраля 2017 года на указанную дату перечень мероприятий данной программы также предусматривал строительство здания школы в с. Верхний Ломов.
В соответствии с п. 14 ч. 8 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01 марта 2015 года) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если данный земельный участок в соответствии с утверждёнными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При этом согласно п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган должен принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Таким образом, земельный участок (находящийся в государственной и муниципальной собственности), который в соответствии с утверждёнными документами территориального планирования предназначен для размещения объектов местного значения, не может быть передан третьим лицам в аренду по результатам торгов, а также без их проведения по заявлению лица. Единственное исключение предусмотрено для лица, уполномоченного на строительство объектов местного значения.
Согласно п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения
Пункт 20 ст. 1 ГрК РФ определяет объекты местного значения - как объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 ГрК РФ планируемые для размещения объекты, относящиеся к области образования, относятся к объектам местного значения поселения, которые отображаются на картах планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
Согласно ст. 9.2 Закона Пензенской области от 14 ноября 2006 года №1164-ЗПО «Градостроительный устав Пензенской области» объекты образования относятся к объектам местного значения, подлежащим отображению на генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа.
Исходя из приведённых норм законодательства здание школы в с. Верхний Ломов на 150 мест является объектом местного значения, которое подлежало отображению в документах территориального планирования.
В соответствии с ч. 7 ст. 26 ГрК РФ, если программы, реализуемые за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, принимаются после утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, в указанные документы территориального планирования в пятимесячный срок с даты утверждения таких программ и принятия таких решений, вносятся соответствующие изменения.
В нарушении указанных норм действующего законодательства 28 октября 2016 года администрация Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района на основании постановления от 28 октября 2016 года №205 «О проведении аукциона по продаже права аренды земельных участков из земель населённых пунктов» разместила извещение о проведении 25 ноября 2016 года торгов №281016/4624731/01:
по продаже права аренды земельного участка (Лот №1) из земель населенных пунктов с кадастровым №, разрешённое использование - дошкольные учреждения, школы, объекты дополнительного образования, площадью 5 204 кв. метров, <адрес> (далее - Земельный участок №1).
по продаже права аренды земельного участка (Лот №2) из земель населенных пунктов с кадастровым <адрес>, разрешённое использование - спортзалы, бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы, площадью 6 212 кв. метров, <адрес> (далее - Земельный участок №2).
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 25 ноября 2016 года на аукцион по Лоту №1 и Лоту №2 была подана единственная заявка от ИП ФИО1, в связи с чем, аукцион признан несостоявшимся.
06 декабря 2016 год администрацией Верхнеломовского сельсовета по Лоту №1 и Лоту №2 с единственным участником, подавшим заявку (ИП ФИО1), заключены договоры аренды на указанные земельные участки сроком на 5 лет. В тот же день между сторонами по договору подписаны акты приёма-передачи земельных участков, передаваемых в аренду.
Таким образом, в нарушение норм Земельного кодекса РФ, администрация Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области выставила на аукцион и передала в аренду ИП ФИО1 земельные участки, предназначенные для размещения объектов местного значения.
Как было указано выше, 30 декабря 2016 года в Программу Пензенской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Пензенской области в 2016 году и на период до 2025 года» были внесены изменения: включены мероприятия по строительству здания общеобразовательной организации в с. Верхний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области на 150 мест со сроком строительства 25 декабря 2018 года.
12 января 2017 года Министерство образования Пензенской области, Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Пензенской области, администрация Нижнеломовского района и ИП ФИО1 (инвестор) заключили Соглашение о намерениях на основе государственно-частного партнерства. Предмет данного соглашения:
- намерение сторон объединить усилия для решения задач, обеспечивающих мобилизацию финансовых, кредитных, материальных и других видов ресурсов, направленных на реализацию предполагаемого инвестиционного проекта «Строительство общеобразовательной организации на 150 мест по ул. Школьная, д. 26 с. Верхний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области» (п. 1.1.1 Соглашения),
- координация, сохранение и развитие сложившихся в ходе сотрудничества взаимоотношений между Сторонами и другими организациями, вовлеченными в процесс решения задач, предусмотренных Соглашением (п. 1.1.2 Соглашения).
В соответствии с п. 2.2.1 Соглашения инвестор в лице ИП ФИО1 намеревается инвестировать в строительство объекта (общеобразовательной организации) ориентировочно 216 293 700 рублей.
Согласно п. 2.3 Соглашения администрация намеревается в соответствии с действующим законодательством обеспечить проведение необходимых мероприятий по приобретению Объекта, построенного инвестором, в собственность.
12 января 2017 года администрация Нижнеломовского района направила в адрес Министерства образования Пензенской области информацию №67 о приобретении здания школы путём выкупа со сроками ввода в эксплуатацию - декабрь 2017 года.
13 января 2017 года Правительством Пензенской области в адрес Министерства образования и науки РФ была направлена заявка на участие в отборе государственных программ субъектов РФ, направленных на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, для предоставления в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджету РФ на софинансирование расходов, возникающих при реализации указанных государственных программ субъектов РФ в рамках реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (далее - Заявка).
К заявке были приложены письма от 13 января 2017 года №1/9/61 и от 13 января 2017 года №1/9/59, в которых содержалась следующая информация о приобретаемом объекте в году, в котором планируется предоставление субсидии: общеобразовательная организация, строительный адрес: ул. Школьная, д. 26, с. Верхний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области.
Плановая мощность объекта - 150 мест;
Сроки ввода в эксплуатацию - декабрь 2017 года;
Цена строительства - 216 293 700. рублей.
Информация о наличии/отсутствии инвестиционного контракта: 12 января 2017 года подписан четырёхсторонний протокол о намерениях, процедура приобретения здания общеобразовательной организации будет осуществлена в рамках п. 31 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Как следует из Заявки и Соглашения в них речь идёт о приобретении (выкупе) здания общеобразовательной организации, при этом соответствующие изменения в Программу Пензенской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Пензенской области в 2016 году и на период до 2025 года», предусматривающие именно такой способ приобретения объекта (вместо строительства) были внесены только 26 мая 2017 года Постановлением Правительства Пензенской области №251-пП «О внесении изменений в программу Пензенской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Пензенской области в 2016 году и на период до 2025 года», утверждённую постановлением Правительства Пензенской области от 29 февраля 2016 года №112-пП.
В соответствии с заявкой Пензенской области для предоставления субсидии в 2017 году был отобран 1 объект - «Средняя общеобразовательная школа на 150 мест в с. Верхний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области».
Распоряжением Правительства РФ от 28 января 2017 года №131-р бюджету Пензенской области на указанные цели предусмотрены средства федерального бюджета в размере 102 155 400 рублей.
Администрацией Нижнеломовского района решение о приобретении (выкупе) объекта, принималось тогда, когда разрешение на строительство объекта не было выдано ИП ФИО1, ООО «Север», объект ещё не был построен и введён в эксплуатацию, не была произведена его оценка.
Согласно п. 31 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключение контракта с единственным поставщиком возможно в случае заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Постановлением администрации Нижнеломовского района Пензенской области от 10 февраля 2017 года №124 утверждён градостроительный план земельного участка с кадастровым №.
06 декабря 2016 года между администрацией Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района в лице и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета ФИО2 и ИП ФИО1 заключен договор аренды указанного земельного участка (по результатам открытого аукциона).
Между тем, действия администрации Нижнеломовского района свидетельствуют об оказании содействия ИП ФИО1 при осуществлении им действий, направленных на строительство школы в с. Верхний Ломов в рамках вышеуказанной областной Программы, в нарушение действующего закона и без проведения конкурсных процедур по определению победителя на работы по строительству школы.
Таким образом, исходя из положений статей 39.6, 39.16 ЗК РФ, Программы Пензенской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Пензенской области в 2016 году и на период до 2025 года», муниципальной программы Нижнеломовского района Пензенской области «Развитие образования в Нижнеломовском районе Пензенской области на 2014-2020 годы», администрация Верхнеломовского сельсовета должна была в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» провести аукцион на право строительства школы в с. Верхний Ломов.
В нарушение указанных норм администрация Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области выставила на торги и передала 06 декабря 2016 года в аренду земельные участки, предназначенные для строительства школы в с. Верхний Ломов, ИП ФИО1, а затем ООО «Север».
Имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что целью указанных мероприятий было исключение из конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке капитального строительства.
В период проведения Нижнеломовской прокуратурой проверки по факту использования заведомо ложных документов при оформлении земельных участков, 21 марта 2017 года администрация Нижнеломовского района Пензенской области и ИП ФИО1 заключают соглашение №21/17 и №22/17 о расторжении договоров аренды земельных участков от 06 декабря 2016 года. По акту приёма-передачи от 21 марта 2017 года ИП ФИО1 передаёт земельные участки администрации Нижнеломовского района.
Согласно письменным пояснениям администрации Нижнеломовского района от 07 декабря 2017 года №3462 после расторжения указанных договоров администрацией была проведена работа по объединению данных земельных участков. На сформированный земельный участок с кадастровым №, площадью 15 970 кв. метров, расположенный по адресу: <...> земельный участок №2Б, вид разрешённого использования «Детские школьные и образовательные учреждения», был разработан градостроительный план №RU58521317-1215 (постановление администрации Нижнеломовского района Пензенской области от 04 апреля 2017 года №301) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которым определён земельный участок в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости 10 апреля 2017 года указанный земельный участок площадью 15 970 кв. метров поставлен на кадастровый учёт за №.
10 апреля 2017 года администрация Нижнеломовского района Пензенской области на основании постановления №309 «О проведении аукциона по продаже права аренды земельных участков из земель населенных пунктов» разместила извещение о проведении 12 мая 2017 года торгов №100417/4624731/01:
- по продаже права аренды земельного участка (Лот №1) из земель населённых пунктов с кадастровым №, разрешённое использование - детские дошкольные и общеобразовательные учреждения, площадью 15 970 кв. метров, адрес: <...> участок 2а (далее - Земельный участок).
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 12 мая 2017 года на аукцион по Лоту №1 была подана единственная заявка от ООО «Север», в связи с чем, аукцион признан несостоявшимся.
22 мая 2017 года администрацией Нижнеломовского района по Лоту №1с единственным участником, подавшим заявку (ООО «Север»), заключен договор аренды на указанный земельный участок. В тот же день между сторонами по договору подписаны акты приёма-передачи земельных участков, передаваемых в аренду.
31 мая 2017 года администрация Нижнеломовского района Пензенской области выдала ООО «Север» разрешение на строительство школы на 150 мест в с. Верхний Ломов на земельном участке, предоставленным в аренду по договору от 22 мая 2017 года.
Как указывалось выше, земельный участок (находящийся в государственной и муниципальной собственности), который в соответствии с утверждёнными документами территориального планирования предназначен для размещения объектов местного значения, не может быть передан третьимлицам в аренду, как по результатам торгов, так и без их проведения по заявлению лица. Единственное исключение предусмотрено для лица, уполномоченного на строительство объектов местного значения.
Аукционная документация, как в первом, так и во втором случае, не содержала информации о планируемом выкупе в муниципальную собственность объекта, построенного на передаваемом в аренду земельном участке, о стоимости данного объекта, о сроках в которые предполагалось осуществить строительство объекта, а затем его выкуп, о требованиях к его строительству (включая наличие проектной документации, материалов и т.д.). При этом, в случае проведения в соответствии с действующим законодательством торгов на строительство образовательного учреждения, данная информация была бы обязательна к размещению в открытом доступе в составе документации.
Отсутствие указанной информации, а также чётких гарантий получения денежных средств, за выполненные работы по строительству объекта, привели (могли привести) к невозможности хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по строительству объектов капитального строительства принять участие в конкурентной борьбе за строительство данного объекта и выйти на соответствующий товарный рынок.
Согласно информации, содержащейся в Едином реестре членов СРО (http/reestr.nostroy.ru/) у ИП ФИО1 отсутствует свидетельство СРО о допуске к определённому виду работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. У ООО «Север» имеется свидетельство СРО о допуске к определённому виду работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Но указанное свидетельство СРО предусматривает разрешённую стоимость работ по одному договору строительного подряда (уровень ответственности) не более 60 000 000 рублей. Следовательно, при проведении администрацией Верхнеломовского сельсовета аукциона на строительство школы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», как предусмотрено Программой, ИП ФИО1 и ООО «Север» не были бы допущены к участию в указанном аукционе и принять в нем участие, в связи с отсутствием указанных документов.
Вместе с тем, на момент участия ИП ФИО1 в аукционе, проводимом администрацией Верхнеломовского сельсовета, Программа, утверждённая Постановлением Правительства Пензенской области от 29 февраля 2016 года №112-пП, не содержала информации о планируемом строительстве здания школы. Изменения в указанную Программу, которыми были включены мероприятия по строительству здания общеобразовательной организации в с. Верхний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области на 150 мест со сроком строительства 25 декабря 2018 года, были внесены лишь 30 декабря 2016 года, то есть уже после того, как с ИП ФИО1 были заключены договоры аренды.
Таким образом, в открытом доступе информация о планируемом строительстве школы в с. Верхний Ломов до 30 декабря 2016 года отсутствовала, информация о планируемом приобретении (выкупе) здания школы за счёт бюджетных средств в открытом доступе появилась только 25 мая 2017 года (после внесения соответствующих изменений в Программу).
Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии в ИП ФИО1, ООО «Север» и об отсутствии у иных потенциальных участников товарного рынка по строительству школы в с. Верхний Ломов информации о планируемом строительстве, а в дальнейшем и выкупе (приобретении) здания школы на 150 мест.
Данные действия совершались в период с октября 2016 года по декабрь 2017 года.
Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что выбор способа в виде приобретения здания школы был осуществлён до окончания его строительства.
Следовательно, неисполнение предусмотренных законодательством конкурентных процедур при приобретении здания школы, ограничивает конкуренцию на рынке строительства школы в с. Верхний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области.
Решением Комиссии Пензенского УФАС по Пензенской области по делу №3-21/34-2018 от 29 марта 2018 года действия администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, выразившиеся в заключении и реализации соглашения с администрацией Нижнеломовского района Пензенской области и ИП ФИО1, целью которого являлось осуществление строительства школы с последующим выкупом данного объекта за счёт бюджетных средств «в обход» конкурентных процедур, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок строительства школы в с. Верхний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области, признаны нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
По данному факту главным специалистом - экспертом отдела контроля органов власти и рекламы УФАС по Пензенской области был составлен протокол об административном правонарушении в отношении и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2
Принимая решение о признании и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ, должностное лицо исходило из следующего:
решением Комитета местного самоуправления Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области №8 от 23 сентября 2014 года исполняющим обязанности главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области назначен ФИО2
Согласно п. 1 ст. 22 Устава Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области глава администрации 0 высшее должностное лицо Верхнеломовского сельсовета, наделённое настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Подпунктом 9 пункта 6 статьи 22 Устава Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области глава администрации издаёт постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Комитета местного самоуправления.
Пунктом 3.1 должностной инструкции главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, исходя из функций и задач глава администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, Устав Пензенской области, законы и иные нормативные акты Пензенской области, Устав и иные муниципальные правовые акты муниципального образования, обеспечивать их исполнение.
Постановление администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области №205 от 28 октября 2016 года «О проведении аукциона по продаже права аренды земельных участков из земель населённых пунктов подписано и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2
Поскольку и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области является ФИО2, то он в силу ст. 2.4 КоАП РФ подлежал административной ответственности.
Исходя из указанных выше документов, должностное лицо пришло к выводу о том, что в действиях и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ (на момент совершения правонарушения) и ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ (на момент составления протокола), а именно выразившиеся в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, к частности к ограничению доступа на товарный рынок строительства школы с. Верхний Ломов.
В ходе рассмотрения данного дела, факт совершения и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством и привели (могли привести) к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, были полностью подтверждены совокупностью собранных по делу доказательствами.
Таким образом, оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ, не имеется.
Ссылка и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 на то, что решение Комиссии Пензенского Управления ФАС по Пензенской области от 29 марта 2018 года на момент его привлечения к административной ответственности не вступило в законную силу, а потому не могло быть положено в основу обжалуемого им постановления, не может быть принята во внимание, поскольку нарушение антимонопольного законодательства со стороны ФИО2 подтверждается исследованными в судебном доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении, на которых должностное лицо основывал свои выводы. Кроме того, указанное решение было обжаловано в последующем сторонами, решением Арбитражного суда Пензенской области от 24 октября 2018 года администрации Нижнеломовского района Пензенской области и администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области в удовлетворении заявления к УФАС по Пензенской области о признании решения незаконным отказано. Доказательств подтверждающих обратное, суду не представлено.
Довод и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку у не го не было умысла на его совершение, не может быть принят во внимание, поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ, заключается, как указывалось выше, в заключении органом местного самоуправления, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.
Рассматривая доводы жалобы о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, исхожу из положений ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2015 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая, что ФИО2 в связи с занимаемой должностью и наделёнными полномочиями должно быть известно о последствиях совершаемых действий, но мер по недопущению и предотвращению нарушений антимонопольного законодательства предпринято не было, заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения (договора аренды земельного участка) создаёт существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям и в рассматриваемом случае заключается в пренебрежительном отношении ФИО2 к исполнению должностных обязанностей, состав совершённого должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ, является формальным, представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с регулированием хозяйственной (предпринимательской) деятельности организаций в целях пресечения ограничения (устранения) конкуренции. Следовательно, опасность совершённого ФИО2 правонарушения заключается в факте совершения действий, запрещённых антимонопольным законодательством.
Таким образом, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания совершённого ФИО2 правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ, малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности.
Ссылка и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 на применение п. 3 примечания к ст. 14.32 КоАП РФ, согласно которой при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьёй, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2- 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, а также следующее обстоятельство, смягчающее административную ответственность, лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них, не может быть принята во внимание, поскольку основана на неверном толковании норм права, положения указанного примечания к указанной статье подлежат применению в отношении юридических лиц, а не должностных лиц.
Таким образом, выводы должностного лица о виновности и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 в совершении административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведённых в обжалуемом постановлении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Действиям и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 дана правильная юридическая оценка.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом, административное наказание назначено и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 в соответствии с санкцией ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ,что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении №11-П от 15 июля 1999 года, в соответствии с которой санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, административным органом не допущено.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения жалобы ФИО2 и, следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Решил:
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 23 июля 2018 года, которым и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ, оставить без изменения.
Жалобу и.о. главы администрации Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии.
Судья О.А. Богданова