Дело № 12-76/2019
Р Е Ш Е Н И Е
9 июля 2019 г. п.г.т. Холм-Жирковский
Судья Сафоновского районного суда Смоленской области Вайцещук И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на постановление врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области (по охране труда) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, от 8 апреля 2019 года в отношении Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области (по охране труда) от 8 апреля 2019 года юридическое лицо - Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель юридического лица - директор СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» подал в суд жалобу, в которой просил отменить примененные к заявителю меры ответственности, ссылаясь на то, что ввиду значительного сокращения бюджетных ассигнований в 2018 году соцучреждение было вынуждено перераспределить имеющиеся финансовые средства таким образом, чтобы были выполнены приоритетные закупки мягкого инвентаря для проживающих престралелых граждан и оборудования для подготовки к отопительному сезону. В результате этого части персонала была задержана закупка спецодежды сроком на четыре месяца до момента финансовой возможности закупки. Административный штраф за данное правонарушение является для бюджета СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» непомерно большим, нанесет серьезные финансовые убытки, прежде всего скажущиеся на закупках, необходимых для проживающих граждан. Отдельных статей для выплаты штрафов в бюджетной организации не предусмотрено.
Представитель Государственной инспекции труда в Смоленской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки и возражений относительно жалобы в суд не представил.
Директор СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, дополнительно пояснил, что учреждение не относилось пренебрежительно к исполнению своих обязанностей по закупке спецодежды для сотрудников. На момент проверки все сотрудники учреждения находились в спецодежде, которая была в хорошем состоянии. В 2018 году спецодежда не была закуплена и соответственно не выдана сотрудникам по причине того, что бюджетные средства были направлены на приоритетные закупки мягкого инвентаря для проживающих граждан и ремонт пришедшего в негодность котла, на что ушло практически 100000 рублей. Данные обстоятельства пояснял должностному лицу, но они не были учтены при привлечении юридического лица к административной ответственности. Считал, что невыдача спецодежды сотрудникам, у которых спецодежда, выданная в 2017 году не была изношена, не является существенным нарушением. Этим права и интересы работников нарушены не были. Отметил, что перчатки и рукавицы в учреждении всегда есть в наличии, они выдаются работникам по мере надобности. Согласно личным карточкам средства индивидуальной защиты были выданы сотрудникам до проведения в отношении учреждения проверки. Как только появилась финансовая возможность, спецодежда и средства индивидуальной защиты были закуплены и выданы сотрудникам. Выданное в отношении СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» предписание в настоящее время исполнено. За данные нарушения трудового законодательства, он, как должностное лицо, также понес наказание, был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ему было назначено наказание в виде штрафа, который он добровольно оплатил. Штраф за данное правонарушение для СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов», которое привлечено к административной ответственности за это же правонарушение, является для учреждения непомерно большим, поскольку учреждение является бюджетным, его бюджет формируется на год, в 2019 году бюджет учреждения был урезан. В этом году перед отопительным сезоном нужно ремонтировать котел, у которого опять имеются неисправности, в связи с чем оплата штрафа в размере 50000 рублей нанесет учреждению серьезные финансовые убытки. В связи с изложенным просил освободить СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, заслушав представителя юридического лица, проверив материалы дела и материалы проверки Государственной инспекции труда в Смоленской области в отношении СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов», прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме
В силу требований ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из представленных материалов усматривается, что по поручению врио заместителя руководителя государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Смоленской области (по правовым вопросам) от 11 февраля 2019 года проведена плановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов», уведомление о проведении которой от 27 февраля 2019 года № ххх вместе с распоряжением от 27 февраля 2019 года № ххх вручено директору СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» 28 февраля 2019 года (л.д. 1, 3-4, 5-8 материала проверки Государственной инспекции труда в Смоленской области в отношении СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»).
Согласно акту проверки от 28.03.2019 № ххх, в ходе её проведения, наряду с иным, установлено, что в нарушение требований статей 121, 221 ТК РФ, требований Приказа Минтруда России от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» в 2018 году всем работникам не были выданы положенные им средства индивидуальной защиты – оператору стиральных машин Е.В. – халат, перчатки; водителю С.П. – комбинезон х/б, рукавицы; мойщику посуды Е.В. – халат (или костюм х/б), фартук, колпак (или косынка); дезинфектору Н.М. – халаты, сапоги, перчатки; санитарке палатной О.Е. – халаты (костюмы х/б), колпаки (косынки); медсестре палатной Е.В. – халаты, колпаки (косынки) (л.д. 44-51 материала проверки Государственной инспекции труда в Смоленской области в отношении СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»).
28 марта 2019 года СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» выдано предписание № ххх об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, копию которого директор СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» получил в тот же день (л.д. 52-54 материала проверки Государственной инспекции труда в Смоленской области в отношении СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов»).
28 марта 2019 года врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителем главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области (по правовым вопросам) ФИО1 в отношении СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» составлен протокол № ххх об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, который был составлен в присутствии представителя юридического лица – директора СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов», который вину признал, был с ним ознакомлен 28.03.2019, вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 11-00 часов 8 апреля 2019 года, вручённые в тот же день директору СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
8 апреля 2019 года врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителем главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области (по правовым вопросам) ФИО1 вынесено постановление № ххх о привлечении юридического лица - СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Статьей 212 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 221 ТК РФ).
В соответствии с Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» оператор стиральных машин должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халат и брюки для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартук из полимерных материалов с нагрудником, перчатки с полимерным покрытием, перчатки резиновые или из полимерных материалов; водитель - при управлении грузовым, специальным автомобилем, автокраном и тягачом: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатки с полимерным покрытием; при управлении автобусом, легковым автомобилем и санавтобусом: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатки с точечным покрытием, перчатки резиновые или из полимерных материалов; мойщик посуды - костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; фартук из полимерных материалов с нагрудником; нарукавники из полимерных материалов, перчатки резиновые или из полимерных материалов; дезинфектор - комбинезон для защиты от токсичных веществ и пыли из нетканых материалов, сапоги резиновые с защитным подноском, перчатки с полимерным покрытием или перчатки резиновые или из полимерных материалов, очки защитные, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее.
В соответствии с приложением № 1 к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 1997 г. № 68 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» медсестра должна быть обеспечена следующими средствами индивидуальной защиты: платье хлопчатобумажное или костюм хлопчатобумажный, перчатки резиновые, тапочки кожаные на резиновой подошве или тапочки кожаные на кожаной подошве, чулки хлопчатобумажные или носки хлопчатобумажные, респиратор марлевый; санитар - халат хлопчатобумажный, ботинки кожаные, колпак или косынка хлопчатобумажные.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи,
Привлекая СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, должностное лицо исходило из того, что учреждением в нарушение требований статей 121, 221 ТК РФ, требований Приказа Минтруда России от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» в 2018 году всем работникам не были выданы положенные им средства индивидуальной защиты – оператору стиральных машин Е.В. – халат, перчатки; водителю С.П. – комбинезон х/б, рукавицы; мойщику посуды Е.В. – халат (или костюм х/б), фартук, колпак (или косынка); дезинфектору Н.М. – халаты, сапоги, перчатки; санитарке палатной О.Е. – халаты (костюмы х/б), колпаки (косынки); медсестре палатной Е.В. – халаты, колпаки (косынки).
Прихожу к выводу о неверной квалификации данного деяния.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи.
Административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты установлена частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части 1 данной статьи.
Таким образом, совершенное СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» противоправное, виновное деяние, выразившееся в необеспечении работников (оператора стиральных машин Е.В., водителя С.П., мойщика посуды Е.В., дезинфектора Н.М., санитарки палатной О.Е., медсестры палатной Е.В. ) средствами индивидуальной защиты, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и влечет административную ответственность по части 4 статьи 5.27.1 названного Кодекса.
Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Данная правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Поскольку санкцией части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией части 1 этой статьи, переквалификация действий СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области (по охране труда) от 8 апреля 2019 года, вынесенное в отношении СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии СОГБУ «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 названного Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу директора Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» удовлетворить.
Постановление врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области (по охране труда) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, от 8 апреля 2019 года в отношении Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней с момента получения или вручения копии судебного акта через Сафоновский районный суд Смоленской области.
Судья И.С. Вайцещук Решение вступает в законную силу 22.07.2019