ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-76/19 от 29.05.2019 Минусинского городского суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Минусинского городского суда Красноярского края Сергеев Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Минусинского района ФИО1 на постановление Службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края от 07.03.2019 года № 22-11.19.5-19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы Минусинского района ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края от 07.03.2019 года № 22-11.19.5-19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы Минусинского района ФИО1, указанное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившимся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.

ФИО1 не согласившись с указанным постановлением от 07.03.2019 года № 22-11.19.5-19 обратился в суд с жалобой, которую мотивирует тем, что согласно Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на строительство зерноочистительных комплексов, складов для хранения зерна; на приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденным постановлением администрации Минусинского района от 27.07.2013 года № 713-п лицо, которому предоставлена субсидия обязан выполнить ряд условий. Невыполнение всего объема условий является основанием для возврата всей суммы субсидии в бюджет Минусинского района. ООО «Мельник» часть условий соглашения о предоставлении субсидии исполнило. Пропорционально невыполненным условиям заключённого соглашения о предоставлении субсидии с ООО «Мельник» в бюджет Красноярского края возвращены денежные средства в размере 1 425 396,49 рублей. Следовательно, у главы района отсутствовала обязанность не позднее 20.12.2018 года возвратить субсидии в местный бюджет Минусинского района в сумме 3 843 422,97 рублей, с последующим возвратом указанной суммы в краевой бюджет не имелось, в связи с чем ущерба Красноярскому краю не было причинено. На основании чего ФИО1 полагает, что в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ не содержится и просит отменить оспариваемое постановление и производство по делу прекратить.

В период времени с 07 октября 2010 года по 12 октября 2010 года в ходе проверки по предписанию № 361 от 23.09.2010 года выявлено, что предписание в полном объеме не выполнено.

В судебное заседание ФИО1, его защитник и представитель административного органа не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, что в силу требований ст. 25.1 части 2 КоАП РФ позволяет суду рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Из буквального толкования диспозиции ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.

Законность предписания означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.

Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

В предписании от 26 июня 2018 года № 101-01018 в качестве нарушений действующих норм права указаны ст. 139.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 22 Порядка предоставления, распределения и расходования иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов Красноярского края, реализующих муниципальные программы (подпрограммы муниципальных программ), направленные на развитие сельских территорий, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.05.2016 № 261-п, пункта 2.3.6 соглашения от 04.078.2017 № 10/17 о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов (заключенного между министерством сельского хозяйства Красноярского края и администрацией Минусинского района) администрацией Минусинского района не осуществлен возврат межбюджетных трансфертов по мероприятию программы «Предоставление субсидией юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории района, на приобретение техники и оборудования для производства овсяных хлопьев пищевого растительного масла, экструдированных кормов, муки костяной и мясокостной кормовой» в связи с не достижением целевых индикаторов и показателей результативности использования предоставленной субсидии.

В предписании указано, что ООО «Мельник», заключившее с администрацией Минусинского района соглашение № 01 от 28.11.2017 года о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение оборудования для производства овсяных хлопьев, в связи с не завершением монтажа приобретенного оборудования не обеспечено исполнение п. 2.4.1 соглашения в части достижения целевых показателей результативности деятельности.

В предписании и в иных материалах дела не указано, каким образом нарушены нормы ст. 139.1 Бюджетного кодекса РФ, потому как в указанных нормах предусмотрена возможность предоставления местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе в форме дотаций, в пределах 10 процентов общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений. В случае предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджету субъекта Российской Федерации для предоставления бюджетам муниципальных образований, на сумму указанных иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, может быть превышено ограничение, установленное настоящей статьей.

Что именно нарушено главой Минусинского района из норм ст. 139.1 Бюджетного кодекса РФ предписание и иные материалы не содержит.

Согласно пункту 22 Порядка предоставления, распределения и расходования иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов Красноярского края, реализующим муниципальные программы (подпрограммы муниципальных программ), направленные на развитие сельских территорий", утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 31.05.2016 № 261-п, в случае невыполнения показателей по итогам реализации мероприятий программы, выявленных по результатам анализа отчетов муниципальных районов, представленных в Министерство органами местного самоуправления в соответствии с Соглашением, органы местного самоуправления осуществляют возврат межбюджетных трансфертов по мероприятиям программы пропорционально невыполненным значениям плановых показателей, закрепленных в Соглашении.

При этом как установлено судом всего ООО «Мельник» получило бюджетных средств 3 843 422,97 рублей, что составило 70% от суммы приобретённого оборудования без НДС (5 490 604,23 рубля)

По факту оборудование приобретено на сумму без НДС 5 490 604,23 рубля, что зафиксировано в Акте встречной проверки от 08.06.2018 года (л.д. 107, 111). Так же в акте указано, что на момент осмотра монтаж оборудования осуществлен частично, производство овсяных хлопьев не осуществляется.

Согласно Акта (л.д. 112) в нарушение п. 2.4 Соглашения № 1 ООО «Мельник» не обеспечил выполнение целевого показателя результативности «Приозводство овсяных хлопьев», в связи с тем, что производство овсяных хлопьев им не осуществляется. Исходя из п. 3.1. Соглашения № 1 и п. 26 Порядка от 27.07.2017 № 713-п, при установлении фактов предоставления получателем субсидии недостоверных сведений и документов и несоблюдения им условий заключенного соглашения № 1, является основанием для возврата субсидии в бюджет Минусинского района.

Само соглашение № 1 было заключено 28.11.2017 года (л.д. 205) между администраций Минусинского района и ООО «Мельник».

Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до момента исполнения обязательств сторонами соглашения либо до момента возврата субсидии (п.5.1 соглашения).

Судом установлено, что в ООО «Мельник» была перечислена субсидия в сумме 3 817 422,97 рублей платежным поручением от 01.12.2017 года (л.д. 200) и 26 000 рублей платежным поручением от 30.11.2017 года (л.д. 201).

То есть всего было получено ООО «Мельник» бюджетных средств 3 843 422,97 рублей.

Предписанием от 26 июня 2018 года № 101-01018 на администрацию Минусинского района возложили обязанность возместить в краевой бюджет ущерб, причиненный Красноярскому краю, в размере 3 843 422,97 рублей.

Как указывает административный орган в своем возражении, денежные средства частично возвращено в бюджет в сумме 1 425 396,49 рублей.

Таким образом, на муниципальный орган возложена обязанность по перечислению по указанным в предписании реквизитам всей суммы субсидии предоставленной ООО «Мельник» - 3 843 422,97 рублей (л.д. 200, 201).

Установлен срок исполнения предписания 20.12.2018 года.

В качестве основания предписания указан п. 22 Порядка предоставления, распределения и расходования иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов Красноярского края, реализующим муниципальные программы (подпрограммы муниципальных программ), направленные на развитие сельских территорий", утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 31.05.2016 № 261-п.

Однако указанный п. 22 предполагает возврат межбюджетных трансфертов пропорционально невыполненным значениям плановых показателей.

Указанный п. 22 не позволяет произвести полный возврат межбюджетных трансфертов.

Таким образом, требование предписания от 26 июня 2018 года № 101-01018, мотивированное приведенной нормой Порядка незаконно.

Также в предписании в качестве оснований указан п. 2.3.6. Соглашения №10/17 от 04.07.2017 года, в соответствии с которым Получатель (администрация Минусинского района) обязан обеспечить достижение целевых показателей, установленных муниципальной программой (л.д. 175).

При этом при вынесении предписания не было учтено, что целевые индикаторы и показатели результативности использования субсидии определены не на 1 год (2017), а на 3 года: 2017, 2018, 2019 год, в том числе по производству овсяных хлопьев (л.д. 183).

Оценка деятельности администрации Минусинского района административным органом дана лишь за 1 месяц (декабрь) 2017 год, при условии получения субсидии 30.11.2017-01.12.2017 года.

Полный возврат межбюджетных трансфертов органом местного самоуправления, именнно то, что содержится в предписании административного органа, возможен в порядке п. 23 Порядка предоставления, распределения и расходования иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов Красноярского края, реализующим муниципальные программы (подпрограммы муниципальных программ), направленные на развитие сельских территорий", утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 31.05.2016 № 261-п, согласно которого в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления межбюджетных трансфертов допущены нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления межбюджетных трансфертов, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий размеру межбюджетных трансфертов, подлежит возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления межбюджетных трансфертов.

Иной процедуры полного возврата Порядок предоставления, распределения и расходования иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов Красноярского края, реализующим муниципальные программы (подпрограммы муниципальных программ), направленные на развитие сельских территорий не предусматривает.

Сроки проведенной проверки административным органом и установленные сроки в предписании для возврата объема средств, соответствующих размеру межбюджетных трансфертов административным органом выбраны произвольно, а именно в нарушение п. 23 Порядка.

Суд приходит к выводу, что указание в предписании от 26 июня 2018 года № 101-01018 о нарушении главой Минусинского района п. 22 указанного Порядка необоснованно.

Установленные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что предписание от 26 июня 2018 года № 101-01018 не отвечает критерию законности.

Также административный орган с грубыми нарушениями провел процедуру привлечения к административной ответственности должностное лицо в силу следующих обстоятельств, установленных судом.

Так, 29 января 2018 года был составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 36), в котором зафиксирована дата совершения правонарушения 21.12.2018 года, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля от 26 июня 2018 года № 101-01018.

07 марта 2019 года вынесено оспариваемое постановление № 22-19,5-19 по делу об административном правонарушении по ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 41), за невыполнение в установленной срок законного предписания органа государственного финансового контроля от 26 июня 2018 года № 101-01018.

Однако, 07 марта 2019 года приказом Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края № 33оп в предписание от 26 июня 2018 года № 101-01018 вносятся изменения в частности изменена редакция п.2 резолютивной части и дополнено ранее отсутствующим п.3 этой же резолютивной части предписания (л.д. 59).

Тем самым административный орган признал, что предписание некорректно, и при этом его неисполнение, по мнению указанного органа, может повлечь ответственность по ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ, хотя следуя Закону, новая редакция предписания должна была быть доведена до сведения лица, которому оно выдано и установлен новый срок для его исполнения.

В соответствии с требованиями ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как отсутствие состава административного правонарушения.

С учетом того, что выводы административного органа о наличии в действиях главы Минусинского района ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ не подтверждаются достоверными доказательствами, а имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют об отсутствии в действиях главы Минусинского района указанного состава административного правонарушения, прихожу к выводу, что административным органом не доказано наличие состава административного правонарушения, что является в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб и прекращения производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края от 07.03.2019 года № 22-11.19.5-19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы Минусинского района ФИО1 - ОТМЕНИТЬ.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы Минусинского района ФИО1 прекратить в связи с отсутствием в действиях главы Минусинского района состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Ю.С. Сергеев