ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-76/20 от 01.09.2020 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Дело №12-76/20

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

01 сентября 2020 г. г. Апшеронск

Судья Апшеронского районного суда Краснодарского края Наумов С.Н., с рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Адыгейского территориального отдела Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 № 84/19 от 19 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора Адыгейского территориального отдела Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 № 84/19 от 19 июля 2020 г., администрация Хадыженского городского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, администрация Хадыженского городского поселения обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что при вынесении оспариваемого постановления должностным лицом неправильно применены нормы материального права в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в частности положения Закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», не дана оценка письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №11-41/28131 от 12 ноября 2019 г., поскольку газовые сети переданы по договору аренды организации имеющей лицензию на обслуживание ОПО, в связи с чем оснований для привлечения к административной ответственности администрации не имелось, кроме того, так как ранее администрация Хадыженского городского поселения обращалась в суд с жалобой, однако жалоба не была принята к производству суда, срок обращения ею был пропущен, поэтому просит восстановить срок обжалования данного постановления ввиду его пропуска по уважительной причине.

Представитель администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержал и просил удовлетворить ее в полном объеме.

Представитель Адыгейского территориального отдела Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, данными о причинах неявки суд не располагает, заявления о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя администрации ФИО1, считаю, что постановление главного государственного инспектора Адыгейского территориального отдела Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от 19 июля 2020 г. подлежит отмене и прекращению производства по административному делу за отсутствием состава административного правонарушения, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Доводы, на которые администрация Хадыженского городского поселения Апшеронского района ссылается в своем ходатайстве являются состоятельными, поскольку администрацией данная жалоба подавалась 29 июля 2020 г., однако ввиду отсутствия у представителя доверенности правомочным подписывать жалобу она была возвращена и оставлена без рассмотрения, в связи с чем, имеются основания для восстановления пропущенного срока на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 19 июля 2020 г.

Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) - в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП РФ). При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Судом установлено, что главным государственным инспектором Адыгейского территориального отдела Северо-кавказского управления Ростехнадзор ФИО2 составлен протокол об административно правонарушении № 84/19 от 19 июля 2020 г. из которого следует, что 10 июля 2019 г. при сверки реестра опасных производственных объектов, установлено, что администрация Хадыженского городского поселения Апшеронского района эксплуатирует опасный производственный объект «Сеть газопотребления администрация Хадыженского городского поселения Апшеронского района», зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов за , расположенный по адресу: 352680, <адрес>. 13 июля 2020 г. представителем администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района не были представлены сведения об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2019 г. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления» администрация Хадыженского городского поселения Апшеронского района. Таким образом, сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представлены администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района с нарушением сроков предоставления, чем нарушено требование п. 2 ст. 11 Федерального закона Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а так же по факту нарушения требований промышленной безопасности, а именно отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, чем нарушено требование п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ.

Постановлением о назначении административного наказания от 19 июля 2020 г. администрация Хадыженского городского поселения Апшеронского района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, за что предусмотрена ответственность для юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Как следует из материалов дела, администрация Хадыженского городского поселения Апшеронского района является собственником подземного газопровода, расположенного по адресу: <адрес>, подземного, надземного газопровода (ввод) (Центральная) среднего давления, расположенного по адресу: <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, собственником 2868/10000 доли распределительного газопровода среднего давления, расположенного по адресу: <адрес>, а также собственником подземного, надземного газопровода (ввод) (Центральная котельная), расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.05.2012 г., 25.05.2012 г.

В соответствии с требованиями ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года, администрация по результатам открытого конкурса на право заключения долгосрочного договора аренды муниципального имущества, заключило договоры аренды с ОАО «<адрес>» с перечнем передаваемого имущества согласно приложению: от 05 июля 2019 г., от 05 июля 2019 г., от 05 июля 2019 года, от 05 июля 2019 г., от 05 июля 2019 г.

В соответствии с пунктом 1.5. Договоров аренды Арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования Имуществом передаются права по проведению технической политики по развитию системы газоснабжения Хадыженского городского поселения Апшеронского района, в том числе формирование технических условий на подключение потребителей к объектам Имущества.

В соответствии с пунктом 3.1. Договоров аренды Арендатор обязуется:

3.1.1. Принять Имущество, указанное в п. 1.1. настоящего договора и использовать его в соответствии с его назначением, обеспечивать сохранность Имущества, поддерживать Имущество в исправном состоянии, осуществлять обслуживание переданного Имущества в целях обеспечения его надежной работы, в том числе осуществлять:

-техническую политику в вопросах газоснабжения потребителей Хадыженского городского поселения Апшеронского района; -оперативно-техническое обслуживание; -текущий ремонт; -аварийно-восстановительные работы; -круглосуточное аварийное обслуживание; -проверку и испытания Имущества, приборов и систем учета, руководствуясь действующими нормами, правилами технической эксплуатации объектов и сетей газоснабжения, правилами пожарной безопасности, производственной санитарии, требованиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Госстандарта России, экологическими нормативами.

3.1.3. В течение срока действия настоящего Договора осуществлять деятельность по приему, передаче и распределению газа потребителям Хадыженского городского поселения Апшеронского района.

3.1.7. Получать лицензии и разрешения, необходимые для исполнения обязанностей, вытекающих из настоящего Договора.

3.1.9. Застраховать арендуемое имущество на срок действия настоящего договора в соответствии с действующим законодательством.

3.1.10. Нести полную ответственность за противопожарное состояние арендуемого Имущества. Арендатор обязан своевременно выполнять предписания или предложения органов государственного пожарного надзора по устранению причин и условий, способствующих возникновению пожара.

В соответствии с пунктом 4.3. Передаваемое по настоящему договору Имущество учитывается у Арендатора. В период действия настоящего договора Арендатор осуществляет учет Имущества, переданного по настоящему договору, начисляет на него амортизацию, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Согласно актам приема-передачи имущества передаваемого в аренду от 05 июля 2019 г. все объекты по указанным договорам аренды переданы ОАО «<адрес>

Под подписанием договора следует понимать закрепленное на бумаге (или в электронном документе) волеизъявление сторон, направленное на соблюдение письменной формы договора (ст. 434 Гражданского кодекса РФ). Несоблюдение письменной формы в определенных законом случаях влечет недействительность сделки (п. 2 ст. 162, ст. 331, п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Условия договоров соблюдены сторонами в полном объеме, о чем свидетельствует акты приема передачи подписанный сторонами, и Арендатор производит плату по договору аренды, о чем свидетельствуют платежные поручения имеющиеся в материалах дела.

Вместе с тем, факт непредставления обязательных сведений до 01 апреля 2020 г. представителем администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района ФИО1 не оспаривается, он пояснил, что в связи с передачей полномочий по эксплуатации «Сеть газопотребления» по договорам аренды и направлении заявления об исключении из государственного реестра опасных производственных объектов в начале августа 2019 г. обязанность по представлению соответствующих сведений лежит на арендаторе - ОАО «<адрес>». Пояснил, что каких-либо нарушений администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района не допущено, негативных последствий не повлекло.

Из представленного отказа в исключении ОПО в государственный реестр ОПО Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 07 августа 2019 г. следует, что при рассмотрении заявления и документов, управлением принято решение об отказе в исключении, так как заявление не соответствует Приложению 3 Регламента а именно:

- в разделе 2 «Прошу» заполнен некорректно, тем самым не удается определить конкретное регистрационное действие;

- полностью указываются фамилия, имя, отчество руководителя, указывается должность.

В соответствии с пунктом 12 административного регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных Производственных объектов, Утверждённый приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 апреля 2019 г. N 140 регистрация ОПО в Реестре, оформление и выдача свидетельства о регистрации, исключение ОПО из Реестра, внесение изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (изменения характеристик ОПО; изменения, связанные с исключением ОПО в связи со сменой эксплуатирующей организации), осуществляются в срок, не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления от заявителя в системе делопроизводства территориального органа Ростехнадзора.

Однако как установлено судом, отказ в исключении ОПО в государственный реестр ОПО Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому и атомному надзору направлен в нарушении пункта 12 вышеуказанного регламента.

Так, отказ Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору имеет исходящий номер 17584/10-14 от 07 августа 2019 г., однако поступил он в администрацию Хадыженского городского поселения Апшеронского района лишь 12 марта 2020 г., о чем свидетельствует штемпель на конверте.

Таким образом, ответ на заявление администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района об исключении из государственного реестра опасных производственных объектов был направлен по истечении 6 месяцев, то есть в нарушение установлено регламентов срока.

Кроме того, ОАО «Апшеронскрайгаз» неоднократно обращалось с заявление об исключении из реестра администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района и признании их эксплуатирующими объект, однако Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) было отказано во внесении изменений в государственный реестр ОПО.

При рассмотрении материалов дела и размера наложенного на администрацию Хадыженского городского поселения Апшеронского района административного штрафа, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно сведений, содержащихся в постановлении о назначении административного наказания от 19 июля 2020 г., отягчающих вину обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено, юридическое лицо - администрация Хадыженского городского поселения Апшеронского района ранее к административной ответственности не привлекалось.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Суд полагает, что формально в действиях администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района имелись признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, что также установлено протоколом и постановлением, однако указанное деяние не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, поскольку таких сведений в суд представлено не было, не представлено также и сведений о каких-либо негативных последствиях.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценив с учетом фактических обстоятельств дела степень общественной опасности деяния, совершенного администрацией Хадыженского городского поселения Апшеронского района, принимая во внимание отсутствие ее существенности, вреда охраняемым законом интересам общества и государства, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного деяния.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд находит постановление главного государственного инспектора Адыгейского территориального отдела Северо-Кавказского управления Ростехнадзора № 84/19 от 19 июля 2020 г. по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района подлежащим отмене, а, производство по данному административному делу прекращению.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 30.5 - 30.9 КоАП РФ, судья,

р е ш и л:

Жалобу администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора Адыгейского территориального отдела Северо-Кавказского управления Ростехнадзора ФИО2 № 84/19 от 19 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района - отменить, производство по указанному административному делу, прекратить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья

Апшеронского районного суда ФИО3