ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-76/20 от 14.08.2020 Белинского районного суда (Пензенская область)

Дело № 12-76/2020
УИД 58RS0003-01-2020-000373-54

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

14 августа 2020 года г.Белинский

Судья Белинского районного суда Пензенской области Чуглина Е.А.,
при секретаре Беляковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Газпром трансгаз Саратов» на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 00146-Л, вынесенным 6 июля 2020 года заместителем начальника Управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области ФИО1, юридическое лицо

ООО «Газпром трансгаз Саратов» с юридическим адресом:

410052 <...> а стр.1, ИНН <***>

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Как указано в постановлении по делу об административном правонарушении, 22 апреля 2020 года в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 10 минут при патрулировании участков лесного фонда, с целью выявления и пресечения нарушений лесного законодательства на основании приказа на проведение патрулирования от 10.01.2020 года, в соответствии с патрульным заданием от 20.04.2020 года ( с 20.04.20202 года по 23.04.2020 года) было установлено, что на лесном участке, имеющем местоположение: Пензенская область, Белинский район, ГКУ ПО «Белинское лесничество» Поимско-Морозовское участковое лесничество, Белинский участок. кв.4, выд.19 в условиях установленного особого противопожарного режима (установлен Постановлением главы администрации Белинского района от 03.04.2020 года № 277) ООО «Газпром трансгаз Саратов» допустило не проведение противопожарного обустройства, а именно не произвело отделение пожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м либо иным противопожарным барьером, лесных массивов и охранной зоной газопровода.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ.

На вышеуказанное постановление представителем ООО «Газпром трансгаз Саратов» подана жалобы, в которой ставится вопрос об отмене постановления прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ООО «Газпром трансгаз Саратов» состава административного правонарушения. В обосновании жалобы указано, что юридическое лицо не было надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку определение о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении и копия постановления по делу об административном правонарушении поступили в ООО «Газпром трансгаз Саратов» одновременно 16 июля 2020 года. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении принимал участие ненадлежащий законный представитель юридического лица, которому такие полномочия предоставлены не были. При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в нарушении ч.3 ст.4.1 КоАП РФ должностным лицом не приняты во внимание обстоятельства смягчающие ответственность юридического лица, а именно, что до составления протокола об административном правонарушении от 20.05.2020 года ООО «Газпром трансгаз Саратов» были проведены работы по отделению пожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м лесного массива и охранной зоной газопровода. Также, часть 3 ст.8.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима. Вместе с тем, постановление главы администрации Белинского Пензенской области о введении особого противопожарного режима не было официально опубликовано, в связи с чем, его нельзя признать вступившим в законную силу. Ссылка в постановлении по делу об административном правонарушении от 06.07.2020 года на Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417 является необоснованной, поскольку данные Правила применяются для субъектов владеющих, пользующихся и (или) распоряжающимися территорией прилегающей к лесу. Поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанности собственником газопровода по оформлению прав владения или пользования земельным участком в отношении подземных объектов магистральных газопроводов, в данном случае подлежат применению специальные требования к обеспечению пожарной безопасности охранных зон магистральных газопроводов, согласно которым предусмотрена только обязанность по рубке лесных насаждений и очистка охранной зоны от порубочных остатков и других горючих материалов.

Представитель ООО «Газпром трансгаз Саратов» ФИО2, действующая на основании доверенности поддержала доводы, изложенные в жалобе и просила постановление № 00145-Л от 6 июля 2020 года в отношении ООО Газпром трансгаз Саратов» отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.

Заместитель начальника Управления лесного хозяйства Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы признал необоснованными и просил оставить постановление № 00145-Л от 6 июля 2020 года в отношении ООО Газпром трансгаз Саратов» без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителя ООО «Газпром трансгаз Саратов», а также заместителя начальника Управления лесного хозяйства Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО1, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, возражения на жалобу, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 п.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и не обязано доказывать свою невиновность.

Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 3 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Согласно п.9 (1) Правил пожарной безопасности, утвержденных Постанволением правительства РФ от 30.06.2007 года № 417 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Материалами дела установлено, что 22 апреля 2020 года в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 10 минут при патрулировании участков лесного фонда, с целью выявления и пресечения нарушений лесного законодательства на основании приказа на проведение патрулирования от 10.01.2020 года, в соответствии с патрульным заданием от 20.04.2020 года ( с 20.04.20202 года по 23.04.2020 года) было установлено, что на лесном участке, имеющем местоположение: Пензенская область, Белинский район, ГКУ ПО «Белинское лесничество» Поимско-Морозовское участковое лесничество, Белинский участок кв.4, выд.19 в условиях установленного особого противопожарного режима (установлен Постановлением главы администрации Белинского района от 03.04.2020 года № 277) ООО «Газпром трансгаз Саратов» допустило не проведение противопожарного обустройства, а именно не произвело отделение пожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м либо иным противопожарным барьером, лесных массивов и охранной зоной газопровода.

Указанные обстоятельства дела и вина ООО «Газпром трансгаз Саратов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № 2/2020-09 от 22 мая 2020 года, которым зафиксированы обстоятельства совершенного правонарушения; актом осмотра с фототаблицей к нему; постановлением администрации Поимского сельсовета Белинского района Пензенской области от 08.04.2020 года № 27, согласно которому на территории Поимского сельсовета Белинского района Пензенской области установлен особый противопожарный режим с 8 апреля 2020 года; приказом о патрулировании от 10.01.2020 года ; заданием на патрулирование от 20 апреля 2020 года; и иными доказательствами по делу.

Доводы жалобы представителя ООО «Газпром трансгаз Саратов» о об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, являются несостоятельными и опровергаются собранными и исследованными доказательствами.

То обстоятельство, что определение о переносе даты рассмотрения дела об административном правонарушении было получено ООО "Газпром трансгаз Саратов» совместно с постановлением по делу об административном правонарушении от 6 июля 2020 года не свидетельствует о ненадлежащем выполнении должностным лицом административного органа требования ст. 25.15 КоАП РФ об извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст.25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.

При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал представитель по доверенности от 6 мая 2020 года ФИО4, согласно которой он уполномочен быть представителем Общества.

При этом, как усматривается из материалов административного дела законный представитель ООО «Газпром трансгаз Саратов» был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Вместе с тем, в материалах дела имеется Устав ООО "Газпром трансгаз Саратов», из которого следует, что единоличным исполнительным органом общества является директор, который без доверенности действует от имени общества, выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия.

Поскольку КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство.

Доводы заявителя о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не было принято во внимание, что постановление главы администрации Белинского района № 154 от 03.04.2020 года не вступило в законную силу, следовательно на территории Белинского района не вводился особый противопожарный режим основаны на неверно толковании норм материального права.

Так, согласно постановлению главы администрации Поимского сельсовета Белинского района Пензенской области от 08.04.2020 года № 27 на территории Поимского сельсовета Белинского района Пензенской области с 8.04.2020 года введен особый противопожарный режим. Данное постановление вступает в силу с момента его подписания и подлежит опубликованию в Информационном бюллетене «поимские вести», принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, на основании Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ.

Другие, приведенные в жалобе доводы также, не могут являться основанием для отмены постановления должностного лица.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления в части назначенного ООО «Газпром трансгаз Саратов» наказания.

В силу ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание признание совершение правонарушения в области природоохранного законодательства впервые, принятие мер по устранению обстоятельств, послуживших причиной привлечения к ответственности, прихожу к выводу, что в своей совокупности данные обстоятельства являются исключительными, при которых административное наказание ООО «Газпром трансгаз Саратов» в виде административного штрафа может быть назначено с применением ч. 2.2, ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 150 000 рублей, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» удовлетворить частично.

Постановление № 00146-Л заместителя начальника Управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области ФИО1 от 6 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменить. Назначенное ООО «Газпром трансгаз Саратов» административное наказание снизить с 300 000 рублей до150000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через
Белинский районный суд Пензенской области в течение 10 дней.

Судья : Е.А.Чуглина