ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-76/20 от 17.03.2020 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Мировой судья Макарова Л.В. Дело № 12-76/2020

Р Е Ш Е Н И Е

17 марта 2020 года город Ульяновск

Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Высоцкая А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №63» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №5 Заволжского судебного района г.Ульяновска от 16.12.2019, по которому муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №63», находящееся по адресу: <...>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Заволжского судебного района г.Ульяновска от 16.12.2019 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №63» (далее по тексту – МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №63») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, а именно - за невыполнение в установленный срок предписания от 26.04.2019 №237, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, в части нарушения пункта 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - не соблюдены нормы площади на ребенка в кабинетах: № 323 (детей 27, площадь кабинета 54,66 кв.м), № 115 (детей 27, площадь кабинета 53,88 кв.м), № 224 (детей 27, площадь кабинета 55,70 кв.м), № 220 (детей 27, площадь кабинета 53,52 кв.м), № 322 (детей 25, площадь кабинета 54,28 кв.м), № 113 (детей 27, площадь кабинета 54,37 кв.м), № 423 (детей 27, площадь кабинета 53,78 кв.м), № 321 (детей 27, площадь кабинета 54,79 кв.м), № 320 (детей 29, площадь кабинета 54,41 кв.м), - при норме не менее 2,5 кв.м. на 1 обучающегося.

За указанное правонарушение МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №63» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, представитель МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №63» ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ссылаясь на то, что правила приема в муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в общеобразовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная общеобразовательная организация. За МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №63» закреплена следующая территория: бульвар Новосондецкий, дома №№ 9, 11, 15, 17, 19, 19а; проспект Ульяновский, дома №№ 18, 20, 22; проспект Ленинского Комсомола, дом №32; бульвар Ильюшина, все дома. Все дети, обучающиеся в МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №63», проживают на вышеперечисленной территории. Мировым судьей не было учтено, что для полного и реального исполнения предписания требуются значительные финансовые затраты на пристрой помещения для обучения. Не были учтены фактические обстоятельства дела, связанные с совершением административного правонарушения.

В судебном заседании представитель юридического лица - директор МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №63» ФИО1 жалобу поддержал по доводам, в ней изложенным. Дополнительно пояснил, что приказом от 02.04.2019 Управления образования администрации города Ульяновска закреплено строительство объекта капитального строительства муниципальной собственности города Ульяновска «Здание муниципального общеобразовательного учреждения города Ульяновска на 1 000 мест» на земельном участке, расположенном по адресу: квартал «Центральный» Заволжского района г.Ульяновска – 1 усл.ед. за МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №63». Таким образом, в 2020 г. планируется открытие новой школы, с учетом чего, в следующем учебном году вопрос о соблюдении обязательных требований СанПиН 2.4.2.2821-10 в части обеспечения норм площади на одного учащегося будет разрешен. В учреждение принимаются лишь учащиеся, относящиеся к данному учебному учреждению по месту жительства, соответственно, учреждение обязано принять в школу каждого ребенка, зарегистрированного на территории, закрепленной за данным учебным учреждением.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участника процесса, прихожу к следующему.

Согласно части 2 и 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранение нарушений законодательства в виде наложения административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №63» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, послужило невыполнение в установленный срок предписания от 26.04.2019 №237, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, а именно - в нарушение пункта 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» не соблюдены нормы площади на ребенка в кабинетах: не соблюдены нормы площади на ребенка в кабинетах: № 323 (детей 27, площадь кабинета 54,66 кв.м), № 115 (детей 27, площадь кабинета 53,88 кв.м), № 224 (детей 27, площадь кабинета 55,70 кв.м), № 220 (детей 27, площадь кабинета 53,52 кв.м), № 322 (детей 25, площадь кабинета 54,28 кв.м), № 113 (детей 27, площадь кабинета 54,37 кв.м), № 423 (детей 27, площадь кабинета 53,78 кв.м), № 321 (детей 27, площадь кабинета 54,79 кв.м), № 320 (детей 29, площадь кабинета 54,41 кв.м), - при норме не менее 2,5 кв.м. на 1 обучающегося.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Факт совершения МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №63» вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении от 24.10.2019; актом проверки от 24.10.2019; распоряжением о проведении плановой проверки от 08.10.2019.

Так, протоколом об административном правонарушении установлено, что 18.10.2019 МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №63» по адресу: <...>, допущено невыполнение в установленный срок законного предписания №237 от 26.04.2019 об устранении нарушений законодательства санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, выразившихся в нарушении п.4.9 СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: не соблюдены нормы площади на ребенка в кабинетах: № 323 (детей 27, площадь кабинета 54,66 кв.м), № 115 (детей 27, площадь кабинета 53,88 кв.м), № 224 (детей 27, площадь кабинета 55,70 кв.м), № 220 (детей 27, площадь кабинета 53,52 кв.м), № 322 (детей 25, площадь кабинета 54,28 кв.м), № 113 (детей 27, площадь кабинета 54,37 кв.м), № 423 (детей 27, площадь кабинета 53,78 кв.м), № 321 (детей 27, площадь кабинета 54,79 кв.м), № 320 (детей 29, площадь кабинета 54,41 кв.м), - при норме не менее 2,5 кв.м. на 1 обучающегося.

Таким образом, выводы мирового судьи о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в действиях МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №63», основаны на совокупности допустимых доказательств.

Вместе с тем, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В разъяснении обращено внимание на то, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. В силу ч. ч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ они учитываются при назначении административного наказания. Тем самым Пленум при оценке степени опасности, присущей административным правонарушениям, занял позицию, состоящую в том, что она зависит только от характера противоправности, а не от данных, характеризующих виновное лицо. Аналогичная позиция содержится в Определении Конституционного Суда РФ № 248-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Сибирская губерния» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 2.9 и частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Состав административного правонарушения, который не включает в число признаков объективной стороны какого-либо материального вредного последствия, называется формальным составом. Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав, соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных материальных последствий.

Как разъяснил ВАС РФ в п. 18 Постановления Пленума № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом, суд учитывает, что КоАП РФ не содержит запрета на применение ст.2.9 КоАП РФ к формальным составам административного правонарушения.

Статья 2.9 КоАП РФ и п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» не предусматривают возможность прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью правонарушения лишь по тем правонарушениям, которыми причинен материальный вред.

Возможность применения ст.2.9 КоАП РФ Пленум Верховного суда РФ связал со следующими критериями: характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий, а также то, что деяние не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом исследованных доказательств по делу прихожу к выводу, что правонарушение, совершенное МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №63», относится к формальному составу, вместе с тем, данное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, никаких существенных негативных последствий от допущенного нарушения не наступило.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Разрешая жалобу, учитывая характер совершенного правонарушения и обстоятельства его совершения, отсутствие каких-либо вредных последствий, явившихся следствием данного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, прихожу к выводу, что ходатайство представителя МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №63» ФИО1 об освобождении юридического лица от ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения подлежит удовлетворению.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи подлежит отмене с прекращением производства по делу за малозначительностью совершенного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.2.9, 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Заволжского судебного района г.Ульяновска от 16.12.2019 о привлечении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №63» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения.

Освободить муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №63» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Судья А.В. Высоцкая