ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-76/20 от 22.10.2020 Павловского районного суда (Воронежская область)

Дело № 12-76/2020

36RS0027-01-2020-000725-22

Р Е Ш Е Н И Е

город Павловск 22 октября 2020 года

Судья Павловского районного суда Воронежской области Шевцов Ю.И.,

с участием:

представителя заявителя – ФИО1, действующей по доверенности ООО «Агроэко-Воронеж»,

представителя административного органа - представителя по доверенности Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2,

лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – государственного инспектора в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Агроэко-Воронеж» на постановление государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03 сентября 2020 года № 166/ЛА/2020, вынесенное в отношении юридического лица - ООО «Агроэко-Воронеж» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора), вынесенным 03.09.2020г., ООО «Агроэко-Воронеж» (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа размером 150000 руб.

Обществом на указанное постановление подана жалоба, направленная в суд почтой 11.09.2020г. (дата по почтовому штемпелю, л.д. 32), то есть в установленные КоАП РФ сроки. В данной жалобе ООО «Агроэко-Воронеж» просит постановление Управления Росприроднадзора от 03.09.2020г. № 166/ЛА/2020 отменить, как незаконное, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Жалобу мотивирует тем, что в постановлении Управления Росприроднадзора от 03.09.2020г. указано, что несоблюдение требований природоохранного законодательства при транспортированию отходов установлено 03.08.2020г. 9 час. 30 мин., однако затем, в противоречие указанной дате, в том же постановлении указано, что факт нарушения требований к транспортированию отходов Обществом произошел 28.07.2020г. в 12час.10мин. в ходе мероприятия, направленного на выявление и пресечение деятельности по незаконной транспортировке и размещению отходов, проведенного совместно сотрудниками Управления Росприроднадзора и сотрудниками ОЭБиПК ОМВД России по Павловскому району, что подтверждается актом рейдового осмотра №69. Однако, при ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении представителем Общества выявлено, что данный акт отсутствует. Согласно постановления № 166/ЛА/2020 в ходе рейдового мероприятия на территории Павловского района Воронежской области 28.07.2020г. в 12 час. 10 мин. на 677км автодороги М-4 «Дон», в непосредственной близости от полигона ТБО г.Павловска, был остановлен для проверки документов автомобиль-самосвал марки 552900, госномер <№>. Водитель данного автомобиля пояснил, что в кузове самосвала находится «шелуха от пшеницы после переработки и сушки». Водитель предъявил выданный работодателем ООО «Агроэко-Воронеж» путевой лист №ВРЦБ-041578 от 28.07.2020г., в котором отсутствовала информация о виде и количестве транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования, при этом не предъявил остальную документацию, а именно, не имел паспорт отходов и документацию для транспортирования и передачи определенного количества отходов, так как эти документы не были выданы водителю организацией-работодателем.

Однако, административным органом не принято во внимание, что владельцем автомобиля, госномер <№>, является ООО «Агроэко-Воронеж», который указанный автомобиль передал по договору №ТУ/ЭМ01012018 от 01.01.2018г. организации ООО «ЭКОМИКС» для перевозки грузов. Поэтому компания-владелец ТС может выдать только путевой лист по форме ТМФ №4-С, при этом документы, подтверждающие характер груза, выдаются организацией-владельцем груза (товарно-транспортную накладную), а при необходимости выдает водителю паспорт отходов. У водителя <ФИО>1 при себе имелся указанный документ: выданная 28.07.2020г. владельцем груза ООО «ЭКОМИКС» товарно-транспортная накладная №ЦБ-9054, в которую были внесены сведения о виде отходов и их весе, наименование и адрес организации-грузополучателя (Павловское МУП ЖКХ).

Управлением Росприроднадзора не проверялся реальный вид отходов, однако был сделан вывод о том, что Обществом нарушены требования ст.16 Закона №89-ФЗ, так как независимо от вида отходов должен быть паспорт отходов и в путевом листе должно быть указание на вид и количество транспортируемых отходов. Сделав вывод только из слов водителя, без их проверки на месте, Управление Росприроднадзора в постановлении № 166/ЛА/2020 сослался на то, что транспортируемые 28.07.2020г. отходы не внесены в Федеральный классификационный каталог отходов. Данный вывод надзорного органа является необоснованным и незаконным по следующим причинам: с целью захоронения на полигоне Павловского МУП ЖКХ в г.Павловске (с которым имеется соответствующий договор) в товарно-транспортной накладной №ЦБ-9054 от 28.07.2020г. указан вес отходов-3840кг, вид отходов «некормовые отходы (зерно)». В процессе работы аспирационных систем образуется зерновая пыль, которая после выполнения циклонов, выгружается в автотранспорт и перевозится на полигон для захоронения. В Федеральном классификационном каталоге отходов вид отходов «зерновая пыль» предусмотрен кодом 3 01 161 11 42 5, поэтому паспорт отходов не требуется в соответствии с положениями ст.ст. 14,20 Закона №89-ФЗ. В том случае, если у сотрудников Управления Росприроднадзора, осуществлявших контрольный рейд, из-за разногласий, возникших между объяснением водителя самосвала, госномер <№> и сведений о виде отходов, содержащихся в товарно-транспортной накладной №ЦБ-9054, появились сомнения в отношении транспортируемого груза (отходов), необходимо было осмотреть груз, сделать его визуальное описание, фотофиксацию, а в случае, если этих мер оказалось недостаточным - взять пробы для возможного проведения экспертизы. Однако, представителями надзорного органа ничего из указанных действий сделано не было. Требование Управления Росприроднадзора о необходимости при транспортировании иметь паспорт для любого вида отходов противоречит положениям Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым установлено, что паспорт отходов является обязательным для отходов I - IV классов опасности, тогда как «зерновая пыль» относится к V классу опасности.

Кроме того, при оформлении документов, относящихся к административному правонарушению, предусмотренному ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, Управлением Росприроднадзора были допущены многочисленные процессуальные нарушения, а именно: в качестве доказательств правонарушения со стороны Общества сделаны ссылки на документы, отсутствовавшие в деле об административном правонарушении, либо сделаны ссылки на документы с неправильным указанием даты; факт выявления нарушения произошел 28.07.2020г., административное расследование не проводилось, доводы представителя Общества оставлены без внимания, при этом протокол об административном правонарушении составлен 31.08.2020г., чем нарушены требования ст.28.5 КоАП РФ, согласно которых протокол должен быть составлен немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо ООО «Агроэко-Воронеж» полагает, что допущенные административным органом нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, а вынесенное Управлением Росприроднадзора постановление от 03.09.2020г. № 166/ЛА/2020 в отношении ООО «Агроэко-Воронеж» по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ подлежит отмене, с прекращением административного производства.

Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования письменного возражения на жалобу ООО «Агроэко-Воронеж» не представило.

Представитель заявителя ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы ООО «Агроэко-Воронеж» поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 доводы жалобы ООО «Агроэко-Воронеж» не признала, просила в её удовлетворении отказать.

Лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – государственный инспектор в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 считает, что жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.

Выслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.09.2020г. № 166/ЛА/2020 по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства), и предусмотрено наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 100000 рублей до 250000 рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (статья 4.1).

Статьей 14 Закона №89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (часть 1). Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (часть 2). На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (часть 3).

На основании ст.16 Закона № 89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования. Порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Статьей 20 Закона № 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя Федеральный классификационный каталог отходов, Государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.12.2014г. №541 утвержден «Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу» установлена процедура подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами документов и материалов для отнесения отходов, образующихся в процессе их деятельности, к конкретному I - IV классу опасности.

На основании ст.26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

В Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН <№> внесена 09.09.2011г. запись о регистрации юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Агроэко-Воронеж» (ООО «Агроэко-Воронеж») по адресу: 394077, <...>; управляющей компанией является ООО «Агроэко-Менеджмент»; основным видом деятельности ООО «Агроэко-Воронеж» по ОКВЭД является «01.46 Разведение свиней», в числе дополнительных видов деятельности предусмотрены виды «49.41 Деятельность автомобильного грузового транспорта», «49.42 Предоставление услуг по перевозкам».

Автомобиль марки 552900, грузовой самосвал, регистрационный знак <№> принадлежит ООО «Агроэко-Воронеж» на основании свидетельства о регистрации ТС <№>, выданного 29.01.2020г.

01.01.2018г. между ООО «Агроэко-Воронеж»-перевозчик и ООО «ЭКОМИКС»-заказчик заключен Договор №ТУ/ЭМ01012018, по условиям которого Перевозчик подает под погрузку исправные транспортные средства, пригодные для перевозки грузов и отвечающие санитарным требованиям и нормам в срок, указанный в заявке Заказчика (п.2.4), а Заказчик (Грузоотправитель) обязан выдать водителю товарно-транспортные документы (ТТД по форме ТОРГ-12, УПД) (п.2.5.).

Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 28.11.1997г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» утверждена форма путевого листа для грузового автомобиля Форма по ОКУД 0345004 (Типовая межотраслевая форма № 4-С). Вид груза данной формой путевого листа не предусмотрен.

Приказом №69-пр/р от 28.07.2020г. Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования дано плановое (рейдовое) задание на проведение 28.07.2020г. государственным инспектором РФ ФИО3, государственным инспектором по ВО РФ ФИО4 осмотра, обследования: визуального осмотра, с фотофиксацией, территории (района) 677 км трассы М-4 «Дон» Павловского района, на предмет соблюдения требований в области окружающей среды.

Согласно Акта обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №69, государственным инспектором РФ ФИО3 в присутствии сотрудников ОЭБиПК ОМВД России по Павловскому району, осмотр начат 28.07.2020г. в 10-00 час., окончен в 14-00 час., местом осмотра (обследования) является территория, расположенная на 677 км трассы М-4 «Дон» Павловского района. В ходе рейда проведены осмотры транспортных средств, производящих транспортировку ТКО: автомобиля «Газель», госномер <№>, принадлежащего ООО «Вега»; автомобиля «МАЗ», госномер <№>, принадлежащего АО «Павловск Неруд»; автомобиля «КамАЗ», госномер <№>, принадлежащего Павловскому МУП ЖКХ. Кроме того, в тот же день в 12-00 час. был остановлен автомобиль «КамАЗ», госномер <№>, принадлежащий ООО «Агроэко-Воронеж», под управлением водителя <ФИО>1, у которого отсутствовал паспорт на отходы, в путевом листе №ВРЦБ-041578 от 28.07.2020г. не указана информация о количестве транспортируемых отходов, цели и место назначения их транспортирования.

В Акте № 69 сделаны ссылки на документы и приобщены:

-путевой лист (копия) № ВРЦБ-041578, выданный водителю автомобиля «самосвал 552900», госномер <№>, владельцем ТС ООО «Агроэко-Воронеж», водителю <ФИО>1, для работы с 08-00час. 28.07.2020г. по 20-00 час. 28.07.2020г.; последовательность выполнения задания «с.Н.Мамон база-Гаврильск ККЗ №2 вывоз отходов г.Павловск свалка; г.Павловск свалка – Гаврильск ККЗ №2 - с.Н.Мамон база». Данный путевой лист соответствует форме по ОКУД 0345004 (л.д. 24-25);

-объяснение <ФИО>1, предъявившего водительское удостоверение, в котором указал, что управлял самосвалом 552900, госномер <№> принадлежащем ООО «Агроэко-Воронеж», осуществлял маршрут без паспорта отходов, который не выдала организация, с собой имеется только путевой лист; осуществляется «перевозка шелухи от пшеницы после переработки и сушки»;

-фототаблица грузового автомобиля, госномер <№>, вид ТС спереди и вид сзади; фототаблицы груза не имеется.

В указанном Акте № 69 не отражено о проверке уполномоченными сотрудниками Росприроднадзора имевшейся (либо отсутствовавшей) у водителя <ФИО>1 товарно-транспортной накладной (зерно) № ЦБ-9054, выданной 28.07.2020г. грузоотправителем ООО «ЭКОМИКС», организация-владелец ТС ООО «Агроэко-Воронеж», организация-грузополучатель Павловское МУП ЖКХ; сведения о грузе: продукция «некормовые отходы», засоренность 99,8%, влажность 10%, отправлено некормовых отходов 3840кг, получено некормовых отходов 3840кг. Данная товарно-транспортная накладная соответствует типовой межотраслевой форме №СП-31, форме по ОКУД 0325031 (л.д. 26-27).

Определением №181 от 31.08.2020г. время и место рассмотрения дела об административном правонарушении №203/2020 в отношении юридического лица ООО «Агроэко-Воронеж» назначено на 31.08.2020г., на 03.09.2020г. в 14-00 часов.

31 августа 2020г. специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Воронежской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО3, в присутствии представителя юридического лица - ООО «Агроэко-Воронеж» (в лице представителя управляющей компании ООО «Агроэко-менеджмент» ФИО5) составлен протокол №140 об административном правонарушении: 28.07.2020г. в ходе мероприятия, направленного на выявление и пресечение деятельности по незаконной транспортировке и размещению отходов, был выявлен факт нарушения требований к транспортированию отходов, допущенных ООО «Агроэко-Воронеж». На 677км автодороги М-4 «Дон» был остановлен для проверки документов автомобиль-самосвал марки 552900, госномер <№>, водитель которого пояснил, что в кузове самосвала находится шелуха от пшеницы после переработки и сушки, при этом организация не выдала ему паспорт отходов и документацию для транспортирования и передачи отходов с указанием их количества, цели и места назначения транспортирования. Указанный автомобиль был остановлен в непосредственной близости с полигоном ТБО г.Павловска и после проверки документов продолжил движение в сторону полигона. Так как в Федеральном классификационном каталоге отходов отсутствует такой вид отходов как «шелуха пшеницы», то водитель должен был предъявить выданный организацией-работодателем паспорт отходов, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведений об их составе и происхождении. Установить в ходе рейда вид отходов, транспортируемых ООО «Агроэко-Воронеж», не представилось возможным из-за отсутствия у водителя необходимых документов на перевозимый груз.

С обстоятельствами, изложенными в протоколе об административном правонарушении, не согласилась представитель юридического лица ФИО5, которая в письменном объяснении в протоколе указала, что водитель перевозил отходы 5 класса опасности, на которые не нужен паспорт; водитель имел при себе путевой лист и товарно-транспортную накладную (л.д. 17).

Уполномоченное должностное лицо надзорного природоохранного органа оставил без удовлетворения ходатайство представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, о прекращении возбуждения дела об административном правонарушении, и за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления составил в отношении ООО «Агроэко-Воронеж» протокол № 140 об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ (л.д. 13-19).

Копия данного протокола получена представителем юридического лица ФИО5 31.08.2020г. (л.д. 18).

03 сентября 2020 года специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Воронежской области, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 вынес постановление № 166/ЛА/2020 в отношении юридического лица - ООО «Агроэко-Воронеж» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в котором указал, что 28.07.2020г. в ходе мероприятия, направленного на выявление и пресечение деятельности по незаконной транспортировке и размещению отходов, был выявлен факт нарушения требований к транспортированию отходов, допущенный ООО «Агроэко-Воронеж». Обстоятельства правонарушения изложены аналогично тому, как указано в протоколе № 140 об административном правонарушении. Так как в Федеральном классификационном каталоге отходов отсутствует такой вид отходов как «шелуха пшеницы», то водитель должен был предъявить выданный организацией-работодателем паспорт отходов, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведений об их составе и происхождении. Установить вид отходов, транспортируемых ООО «Агроэко-Воронеж», не представилось возможным из-за отсутствия у водителя необходимых документов на перевозимый груз.

Доказательствами правонарушения, допущенного ООО «Агроэко-Воронеж», признаны: объяснительная водителя, выписка из ЕГРЮЛ, акт рейдового осмотра №69 от 28.07.2020г.; копия путевого листа (№ВРЦБ-041578 от 28.07.2020г.), протокол совещания от 05.03.2020г. и иные материалы. Юридическое лицо - ООО «Агроэко-Воронеж» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, смягчающих и отягчающих обстоятельства по делу не установлено, назначено наказание в виде штрафа 150000 руб. (л.д. 6-12).

Определением от 10.09.2020г. №20/10277/03/ЛА, определением от 10.09.2020г. №20/10277/03/ЛА исправлены описки, опечатки в датах, допущенных в протоколе №140 от 31.08.2020г., в постановлении от 03.09.2020г.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, должен оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017г. №242 утвержден «Федеральный классификационный каталог отходов», в котором предусмотрены, в том числе:

-в раздел «Блок 1» код 1 10 000 00 00 0 «Отходы сельского хозяйства» включены виды отходов: код 1 11 000 00 00 0 «Отходы растениеводства (включая деятельность по подготовке продукции к сбыту)»; код 1 11 010 00 00 0 «Отходы от предпосевной подготовки семян»; код 1 11 110 00 00 0 «Отходы при уборке урожая зерновых и зернобобовых культур»; код 1 11 120 00 00 0 «Отходы от механической очистки и сортировке зерна (зерновые отходы)», который включает в себя «зерноотходы твердой пшеницы» (код 1 11 120 01 49 5), «зерноотходы мягкой пшеницы» (код 1 11 120 02 49 5), «зерноотходы прочих зерновых культур» (код 1 11 120 14 49 5); код 1 11 128 00 00 0 «Отходы от механической очистки и сортировке зерна в смеси» (включая код 1 11 128 11 49 5 «отходы механической очистки зерновых культур в смеси»);

-в раздел «Блок 3» код 3 01 161 00 00 0 «Отходы производства продуктов мукомольной и крупяной промышленности» включены виды отходов: код 3 01 161 10 00 0 «Отходы от переработки зерновых культур»; код 3 01 161 11 42 5 «пыль зерновая».

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.05.2016г. № РН-03-03-31/9771, рассмотрев обращения по вопросам определения права собственности на отходы, разъяснено, что в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества (отходов) несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, Поэтому вопросы установления права собственности на отходы, так же как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, могут быть урегулированы хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений. В документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйствующим субъектом указываются только отходы, образующиеся непосредственно в процессе осуществляемой им деятельности.

Однако, в Акте рейдового осмотра №69 от 28.08.2020г. и в иных последующих процессуальных документах не отражен факт проверки уполномоченными должностными лицами Управления Росприроднадзора наличия/отсутствия у водителя <ФИО>1 товарно-транспортной накладной №ЦБ-9054 от 28.07.2020г., содержащей сведения о владельце транспортного средства (ООО «Агроэко-Воронеж») и сведения о владельце груза (отходов) – ООО «ЭКОМИКС».

При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении №203/2020, вопреки положениям КоАП РФ, должностным лицом Управления Росприроднадзора ФИО3 не дана оценка всем доказательствам по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, а именно: наличие/отсутствие документов о принадлежности транспорта; путевого листа, выданного организацией-владельцем ТС; товарно-транспортной накладной, выданной владельцем отходов, который указал в нем пункт назначения груза (Павловское МУП ЖКХ), наименование отходов, их количество и др.

Кроме того, исходя из положений законодательства, разъяснений Росприроднадзора, не дана оценка действиям/бездействию ООО «ЭКОМИКС», в результате деятельности которого образовались отходы, не сделано заключение, какая организация обязана снабдить водителя ТС документами, подтверждающими наименование, вес груза, а при необходимости обязанной выдать ему паспорт отходов.

Также уполномоченным должностным лицом не дана оценка доводам представителя ООО «Агроэко-Воронеж» о том, что перевозимый груз (некормовые отходы (зерно)/зерновая пыль относятся к V классу опасности отходов, для которых паспорт отходов не требуется. Вывод о наименовании отходов «шелуха от пшеницы после переработки и сушки», который отсутствует в Федеральном классификационном каталоге отходов, сделан исключительно со слов водителя самосвала, и в противоречие сведениям, содержащимся в товарно-транспортной накладной, без устранения возникших противоречий.

Указанные недостатки послужили причиной того, что протокол №140 об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания составлено в отношении организации – владельца автомобиля, госномер <№>, предоставившей указанный грузовой автомобиль по договору предоставления услуг для перевозки грузов, а не в отношении организации-владельца груза (отходов).

Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В силу положений частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Собранные доказательства не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии ООО «Агроэко-Воронеж» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

В силу пункта 3 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесено указанное постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица Управления Росприроднадзора, вынесенное 03.09.2020г. в отношении ООО «Агроэко-Воронеж» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Агроэко-Воронеж» подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.7 КоАП РФ, судья районного суда

р е ш и л:

жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Агроэко-Воронеж» удовлетворить.

Постановление № 166/ЛА/2020 о назначении административного наказания, вынесенное специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Воронежской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03 сентября 2020 года о признании юридического лица - ООО «Агроэко-Воронеж» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Павловский районный суд в течение 10 дней.

Судья Ю.И. Шевцов

Дело № 12-76/2020

36RS0027-01-2020-000725-22