Дело № 12-76/2013
Р Е Ш Е Н И Е
27 ноября 2013 года г.Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего В.П. Долженко,
при секретаре Лангольф Т.В.,
рассмотрев жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Алейская центральная районная больница» на постановление мирового судьи судебного участка № г.Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Алейская центральная районная больница» (далее по тексту – КГБУЗ «Алейская ЦРБ») постановлением мирового судьи № г.Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, КГБУЗ «Алейская ЦРБ» подали жалобу на названное постановление, указав, что в соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, у организации не имелось возможности исполнить своевременно пункты предписания, указанные в протоколе об административном правонарушении. Данное обстоятельство связано с тем, что указанные мероприятия должны осуществляться Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности за счет краевого бюджета в рамках Ведомственной целевой программы «Повышение уровня пожарной безопасности учреждений здравоохранения и медицинских образовательных учреждений Алтайского края» на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 21 сентября 2009 г. № 399 и Ведомственной целевой программы «Повышение уровня пожарной безопасности учреждений здравоохранения Алтайского края» на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 26 апреля 2013 года № 238.
КГБУЗ «Алейская ЦРБ» были приняты все зависящие от него меры для того, чтобы предписание было исполнено в полном объеме. Во исполнение распоряжения Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 30 января 2012 года № 120, 7 марта 2012 года в Главное управление была направлена информация о потребности выполнения работ в 2012 году за счет средств Программы на 2010-2012 г., в том числе работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации в поликлинике, пищеблоке, ОСМП, морга, детской поликлинике, работ по частичной замене ветхой электропроводки в гараже с установкой светильников закрытого типа. 16.05.2012 года аналогичная информация с просьбой профинансировать указанные мероприятия была вновь направлена в Главное управление. 16.07.2012 года был получен ответ Главного управления, из которого следует, что выполнить в 2012 г., указанные в заявке мероприятия за счет средств Программы на 2010-2012 г. не представляется возможным, так как все средства освоены. В связи с чем, заявка КГБУЗ «Алейская ЦРБ будет включена в программу 2013 года. В 2013 году, за счет средств Программы на 2013-2015 г. указанные в заявке мероприятия также не были проведены, в связи с чем, 07.10.2013 года в Главное управление вновь было направлено письмо о выделении денежных средств в рамках Программы 2013-2015 г. для проведения, указанных в заявке мероприятий. Кроме того, за счет собственных средств КГБУЗ «Алейская ЦРБ» были проведены мероприятия по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачных помещений, которые должны были осуществляться в рамках Программы на 2010-2012 г. и Программы на 2013 - 2015 г. Указанные работы были проведены по договору с АКО ВДПО от 10.10.2012 г. в отношении зданий пищеблока и ОСМП на сумму 22 243 рубля, а также по договору с ООО «Дифенс» от 01.10.2013 г. в отношении здания детской поликлиники на сумму 63 004 рубля и в отношении здания инфекционного отделения на сумму 11 704 рубля.
КГБУЗ «Алейская ЦРБ» были приняты все зависящие от него меры для исполнения предписания в срок и в полном объеме. Исполнить предписание в части пунктов, указанных в протоколе об административном правонарушении не представлялось возможным, поскольку их исполнение зависит от органов государственной власти и управления Алтайского края.
Просят отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель КГБУЗ «Алейская ЦРБ» ФИО1 поддержал доводы жалобы, дал суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным в жалобе.
Представитель ТО НД № УНД ГУ МЧС России по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя КГБУЗ «Алейская ЦРБ», судья приходит к следующему:
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Обеспечение пожарной безопасности в соответствии с преамбулой Федерального закона "О пожарной безопасности" является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со ст. 37 данного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что КГУБУЗ «Алейская ЦРБ» является юридическим лицом, что подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное медицинское учреждение в оперативном управлении имеет объекты здравоохранения, принадлежащие на праве собственности субъекту Российской Федерации.
В соответствии с ч. 13 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора г.Алейска. Алейского, Калманского, Топчихинского, Романовского, Мамонтовского, Усть-Пристаньского, Шипуновского, Чарышского, Усть-Калманского районов по пожарному надзору ТО НД № ФИО2 КГБУЗ «Алейская ЦРБ» было вынесено предписание N 832/1/274 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ОД ТО НД № была проведена внеплановая выездная проверка в отношении КГБУЗ «Алейская ЦРБ» с целью контроля исполнения указанного выше предписания, в ходе которой было установлено, что предписание N 832/1/274 от ДД.ММ.ГГГГ не выполнено, а именно: п.1 предписания - помещение поликлиники на 1 и 2 этажах не защищены автоматической пожарной сигнализацией НПБ 110-03 в РФ п.4 табл.1 п.9; п.8 предписания Пищеблок - автоматическая пожарная сигнализация в нерабочем состоянии ППР в РФ п.61; п.10 предписания Отделение скорой помощи - автоматическая пожарная сигнализация в нерабочем состоянии ППР в РФ п.61; п.15 предписания гаражи – электрические лампы эксплуатируются со снятыми плафонами ППР в РФ п.42 «в»; п.18 предписания здание морга – автоматическая пожарная сигнализация в нерабочем состоянии ППР в РФ п.61; п.21 предписания детская поликлиника – не все помещения защищены автоматической пожарной сигнализацией НПБ 110-03 в РФ п.п.4.
В связи с неисполнением предписания заместителем главного государственного инспектора г.Алейска. Алейского, Калманского, Топчихинского, Романовского, Мамонтовского, Усть-Пристаньского, Шипуновского, Чарышского, Усть-Калманского районов по пожарному надзору ТО НД № ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении КГБУЗ «Алейская ЦРБ».
Таким образом, факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ2 года № (л.д.6-8), предписанием по устранению нарушений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-14), оцененными мировым судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в совокупности с иными материалами дела (ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом факт неисполнения предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в установленные сроки не оспаривался и КГБУЗ «Алейская ЦРБ».
Представитель юридического лица указывает, что вина юридического лица в правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ отсутствует, так как денежные средства на противопожарные цели им не выделялись, КГБУЗ «Алейская ЦРБ» обращались за выделением денежных средств в Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической, но денежные средства в рамках целевых программ выделены не были.
Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступление таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что в действиях КГБУЗ «Алейская ЦРБ» отсутствует вина в совершении данного административного правонарушения, так как учреждение, является бюджетной организацией, в связи с чем указанные в предписании нарушения требований пожарной безопасности устранены быть не могли по причине отсутствия должного денежного финансирования, не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку в соответствии со ст. ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" устранение указанных в предписании обязательных требований пожарной безопасности в установленный срок является обязательным для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по их устранению и на основании положений КоАП РФ ссылка на отсутствие денежных средств на проведение указанных в предписании мероприятий не предусматривает освобождение от административной ответственности юридических лиц, финансируемых из бюджета.
При этом представленные КГБУЗ «Алейская ЦРБ» заявки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о финансировании учреждения, в полной мере не свидетельствуют о том, что были приняты все зависящие меры, направленные на исполнение в установленный срок предписания государственного инспектора по пожарному надзору, что, в свою очередь, не позволяет сделать вывод об отсутствии в их действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что КГБУЗ «Алейская ЦРБ» о том, что больница не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, так как оно не является собственником подвергнутых проверке зданий и сооружений, а также то обстоятельство, что собственником здания администрацией Алтайского края утверждена ведомственная целевая программа «Повышение уровня пожарной безопасности учреждений здравоохранения Алтайского края на 2010-2012 год и 2013-2015 годы с ее софинансированием также не может быть принят судом во внимание.
Из Устава КГБУЗ «Алейская ЦРБ» следует, что учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством и договором о закреплении имущества.
Согласно ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N ФЗ-69 "О пожарной безопасности" обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности лежит на учреждении как на лице, уполномоченном владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, и совершившим административное правонарушение требований пожарной безопасности, а также на собственнике имущества.
Из п. 10 Правил пожарной безопасности в РФ (утв. Приказом МЧС России N 313 от 18 июня 2003 года) следует, что собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами, независимо от организационно - правовой формы последних, осуществляющими свою деятельность. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, влечет административную ответственность в соответствии с ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доказательств того, что юридическое лицо предпринимало все меры для выполнения предписания, в том числе уведомило орган государственного пожарного надзора о невозможности выполнения предписания в указанный в нем срок, обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не имеется.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - КГБУЗ «Алейская ЦРБ» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению предписания по устранению выявленных нарушений.
Потому вывод мирового судьи о наличии в действиях юридического лица состава правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ является законным и обоснованным.
Наказание КГБУЗ «Алейская ЦРБ» назначено мировым судьей минимальное в пределах санкции ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного правонарушения.
Всем доказательствам мировым судьей дана надлежащая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности для разрешения дела, с которой следует согласиться.
При производстве по настоящему делу нарушений норм процессуального права судьей не допущено, в связи с чем законных оснований для отмены состоявшегося судебного решения не имеется.
Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены вынесенного по делу судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 – 30. 9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № г.Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу КГБУЗ «Алейская ЦРБ» – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья: В.П. Долженко