ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-76/2015 от 17.06.2015 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Александрова О.В. Дело № 12-76/2015

РЕШЕНИЕ

Судья Курганского областного суда Пшеничников Д.В., рассмотрев в городе Кургане 17 июня 2015 г. жалобу старшего государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Е.Р.В. на постановление судьи Петуховского районного суда Курганской области от 12 мая 2015 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Петуховского районного суда Курганской области от 12 мая 2015 г. прекращено производство по делу в отношении индивидуального предпринимателя П.В.В. по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением судьи районного суда, старший государственный инспектор отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Е.Р.В. на основании ч.1.1 ст. 30.1 КоАП РФ обратился в Курганский областной суд с жалобой на судебное постановление, в обоснование которой, оспаривая выводы судьи об отсутствии в действиях П.В.В. состава правонарушения, настаивал на том, что предусмотренный действующим федеральным законодательством порядок допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок, предусматривающий получение специального разрешения, по своей сути относит указанную предпринимательскую деятельность к деятельности, осуществление которой возможно только при наличии специального разрешения. Таким образом, осуществление международной некоммерческой автомобильной перевозки без специального разрешения образует, по мнению автора жалобы, состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.

В судебное заседание заявитель - старший государственный инспектор отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Е.Р.В., составивший административный протокол, П.В.В. не явились, извещались надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.

Судьей принято решение о рассмотрении жалобы в отсутствие не явившихся лиц, так как оснований для признания обязательным их присутствия при рассмотрении дела не имеется.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Из протокола об административном правонарушении от <...>, составленном старшим государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Е.Р.В. в отношении ИП П.В.В. по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, следует, что <...> российский перевозчик - индивидуальный предприниматель П.В.В. в нарушение положений Федерального закона 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и п. 18 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. № 730, осуществлял на принадлежащем ему автомобиле Вольво, г/н с п/прицепом (водитель И.Д.В.) некоммерческую международную автомобильную перевозку по маршруту Казахстан – Россия (Курган) без извлечения прибыли, без документа, удостоверяющего допуск российского перевозчика к осуществлению автомобильной перевозки (удостоверения допуска).

В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Данная норма является бланкетной, корреспондирует к положениям иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в области лицензирования.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются нормами Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьей 12 которого установлен общий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Как следует из содержания указанного перечня международные автомобильные перевозки к видам деятельности, подлежащих лицензированию, не отнесены.

Не отнесены международные перевозки к деятельности, требующей получения специального разрешения (лицензии), также иными федеральными законами, регулирующими правоотношения в области лицензирования использования атомной энергии, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных перечисленных в п. 2 ст. 1 Федерального закона № 99-ФЗ видов деятельности, к которым не применяются положения данного Федерального закона.

В соответствии с п.п. 7, 8 ст. 2 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» к осуществлению международных автомобильных перевозок российские перевозчики допускаются при наличии у них документа, удостоверяющего допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (далее - удостоверение допуска российского перевозчика). Порядок допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. 2, 6, 18 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.10.2001 № 730 (ред. от 24.05.2012, к международным автомобильным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов и пассажиров (далее именуются - российские перевозчики).

В подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение допуска (далее именуется - удостоверение), а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки по формам, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации.

Российские перевозчики, осуществляющие международные автомобильные перевозки без допуска, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В частности, такая ответственность, предусмотрена ст. 11.29 КоАП РФ, устанавливающей для водителя транспортного средства наказание в виде административного штрафа за осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений.

При таких обстоятельствах вменяемое ИП П.В.В. нарушение правил осуществления международных автомобильных перевозок не образовывало объективной стороны состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), в связи с чем судья районного суда пришел к правильному выводу о прекращении производства по делу на основании ч. 6 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия в действиях ИП П.В.В. данного состава административного правонарушения.

Совершение иного правонарушения, в том числе предусмотренного ст. 11.29 КоАП РФ, административным органом ИП П.В.В. не вменялось; оснований для переквалификации действий П.В.В. с ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ на ст. 11.29 КоАП РФ у судьи не имелось, поскольку ст. 11.29 КоАП РФ имеет иной родовой объект посягательства (нарушения на транспорте), а предусмотренная санкцией статьи ответственность предусматривает ее применение к специальному субъекту – водителю транспортного средства, каковым ИП П.В.В. на дату составления протокола не являлся.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление судьи Петуховского районного суда Курганской области от 12 мая 2015 г. по делу об административном правонарушении в отношении ИП П.В.В., привлекавшегося к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Е.Р.В. – без удовлетворения.

Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора области или его заместителей.

Судья Д.В.Пшеничников