ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-76/2015 от 26.06.2015 Новокузнецкого районного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-76/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Новокузнецкого районного суда Кемеровской области Бычкова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июня 2015 года в г. Новокузнецке жалобу ОАО «Шахта «Полосухинская» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ОАО «Шахта «Полосухинская» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

В жалобе ОАО «Шахта «Полосухинская» просит отменить указанное постановление, полагая данное постановление необоснованным и незаконным, поскольку потери по лаве 30-327 в объеме 34 тыс.т. нельзя отнести к сверхнормативным, так как предметом рассмотрения старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области являлся протокол ЦРК-ТПИ Роснедра стп от 19.11.2013г., в котором была допущена опечатка: выемочная единица лава 30-327 указана как 30-227. Согласно отчету о потерях угля, утвержденного территориальным органом ФНС, потери угля в 2014 году по лаве 30-327 составили 34 тыс.т., то есть в точном соответствии с проектной документацией. Изготовление протокола ЦРК-ТПИ Роснедра является прерогативой сотрудников Роснедра и каким-либо образом устранить технические ошибки не представляется возможным по причине отсутствия такой процедуры в регламента ЦКР-ТПИ Роснедра.

Заслушав участников процесса, ознакомившись с доводами жалобы, изучив письменные материалы дела, суд находит постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим отмене, жалобу – удовлетворению, на основании следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации "О недрах" от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1, права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при составлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

Статьей 11 Закона Российской Федерации "О недрах" от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 определено, что представление недр в использование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу статьи 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах", пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Согласно ст. 23.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах", разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

В судебном заседании установлено, что ОАО «Шахта «Полосухинская» имеет лицензию на право пользования недрами КЕМ 13835 ТЭ.

Абзацем «г» п. 4.2 условий лицензии КЕМ 13835 ТЭ предусмотрено наиболее полное извлечение из недр основных и совместно с ними залегающих попутных полезных ископаемых и попутных компонентов, недопущение сверхнормативных потерь полезных ископаемых.

Утверждение в установленном законом порядке нормативных потерь при добыче полезного ископаемого устанавливает обязанность недропользователя согласовывать нормативные потери полезного ископаемого при его добыче в предстоящем году с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию - Центральной комиссией по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедра). Порядок согласования и утверждения проектной документации регламентирован Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок утверждения недропользователем нормативов потерь полезного ископаемого регламентируется Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах".

Согласно п. 4 указанных Правил, при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

Как следует из постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Шахта «Полосухинская» норматив потерь на 2014 год по выемочной единице 30-327 не согласован протоколом ЦКР-ТПИ Роснедра от ДД.ММ.ГГГГ-стп в составе проектной документации «Техническое перевооружение шахты «Полосухинская». Дополнение к проекту строительства шахты «Полосухинская» ЗАО «Шахтоуправление «Антоновское» в части подготовки и отработки выемочных участков 30-327, 30-327бис, 26-319 участка «Антоновский-3», разработанной ООО «Сибгеопроект» в 2013 году. Горные работы в 2014 году осуществлялись в соответствии с планом развития горных работ, согласованным Сибирским Управлением Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ, в состав которого входит график ввода и выбытия очистных забоев ОАО «Шахта «Полосухинская» на 2014 год. В отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива потерь по выемочной единице 30-327 фактические потери относятся к сверхнормативным; согласно отчету о состоянии и движении запасов каменного угля и отчета о потерях угля в недрах потери полезного ископаемого при добыче угля в 2014 году по лаве 30-327 составили 34 тыс.т., то есть в нарушение норм действующего законодательства и условий лицензии, ОАО «Шахта «Полосухинская» допустило сверхнормативные потери полезного ископаемого при добыче угля в лаве 30-327 в объеме 34 тыс.т.

Таким образом, предметом рассмотрения старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области являлся протокол ЦРК-ТПИ Роснедра -стп от 19.11.2013г., в котором была допущена опечатка: выемочная единица лава 30-327 указана как 30-227, что подтверждается протоколом заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедра) от ДД.ММ.ГГГГ-стп, предметом рассмотрения которой явилась проектная документация «Техническое перевооружение шахты «Полосухинская». Дополнение к проекту строительства шахты «Полосухинская» ЗАО «Шахтоуправление «Антоновское» в части подготовки и отработки выемочных участков 30-327, 30-327бис,26-319 участка «Антоновский-3» в связи с уточнением норматива потерь по выемочной единице 30-327 в решении протокола ЦКР-ТПИ Роснедра от ДД.ММ.ГГГГ-стп.

Решением ЦКР-ТПИ Роснедр от 09.06.2015г. внесены изменения в решение ЦКР-ТПИ Роснедр (протокол от 19.11.2013г. -стп) о согласовании проектной документации Техническое перевооружение шахты «Полосухинская». Дополнение к проекту строительства шахты «Полосухинская» ЗАО «Шахтоуправление «Антоновское» в части подготовки и отработки выемочных участков 30-327, 30-327бис,26-319 участка «Антоновский-3», согласно таблице 1, в соответствии с которой нормативы потерь при добыче по выемочной единице 30-327 составили 20,5%. При этом, ЦКР-ТПИ Роснедр отмечено, что проектной документацией «Техническое перевооружение шахты «Полосухинская» ЗАО «Шахтоуправление «Антоновское» в части подготовки и отработки выемочных участков 30-327, 30-327бис, 26-319 участка «Антоновский-3», согласованной ЦКР-ТПИ Роснедр (протокол от 19.11.2013г. -стп) предусматривалась отработка, в том числе, выемочной единицы 30-327, что подтверждается и названием документации. При подготовке протокола ЦКР-ТПИ Роснедр от 19.06.2012г. -стп по итогам рассмотрения проектной документации «Техническое перевооружение шахты «Полосухинская». Дополнение к проекту строительства шахты «Полосухинская» ЗАО «Шахтоуправление «Антоновское» в части подготовки и отработки выемочных участков 30-327, 30-327бис,26-319 участка «Антоновский-3», в постанавляющей части в таблице нормативов потерь допущена опечатка: в строке 4 таблицы вместо планируемого выемочного столба 30-327 с нормативом эксплуатационных потерь 20,5% ошибочно показан выемочный столб 30-227, отсутствующий в проекте. По результатам плановой проверки Росприроднадзора по Кемеровской области, списанные с государственного баланса эксплуатационные потери за 2014 год по лаве (столбу) 30-327 в объеме 34 тыс.т. (20,5%) отнесены к сверхнормативным. В 2014 году ЦКР-ТПИ Роснедр рассмотрела и согласовала проектную документацию «Технический проект отработки запасов каменного угля участка «Антоновский-3» ОАО «Шахта «Полосухинская», которой предусмотрена отработка, в том числе, выемочной единицы 30-327 с нормативом эксплуатационных потерь 20,5%. Данный протокол и являлся действующим на период подготовки форм статистической отчетности по результатам производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Шахта «Полосухинская» за 2014 год и списание эксплуатационных потерь по нормативам, согласованным протоколом ЦКР-ТПИ Роснедр от 24.06.2014г. -стп является обоснованным.

Согласно отчету о потерях угля, утвержденного территориальным органом ФНС, потери угля в 2014 году по лаве 30-327 составили 34 тыс.т., то есть в точном соответствии с проектной документацией, согласованной и утвержденной в установленном законом порядке. При этом, утверждению ФНС проектной документации предшествует её согласованию в ЦКР-ТПИ Роснедр, что означает надлежащее выполнение ОАО «Шахта «Полосухинская» обязанности по согласованию и утверждению нормативов потерь угля на 2014 год по выемочной единице 30-237.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что в протоколе ЦКР-ТПИ Роснедр вместо планируемого выемочного столба 30-327 с нормативом эксплуатационных потерь 20,5% ошибочно показан выемочный столб 30-227, отсутствующий в проекте, то есть допущена опечатка, суд приходит к выводу, что для отнесения эксплуатационных потерь за 2014 год по лаве (столбу) 30-327 в объеме 34 тыс.т. (20,5%) к сверхнормативным оснований не имеется, поскольку, как отмечено судом выше, ОАО «Шахта «Полосухинская» надлежащим образом выполнены обязанности по согласованию и утверждению нормативов потерь угля на 2014 год по выемочной единице 30-237.

В силу положений п.1 ч.1 ст. 24.5 КРФобАП, производство по делу об административном правонарушении не может начато, а начатое подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

Признание незаконным и отмена судом предписания об устранении выявленных нарушений, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области в отношении ОАО «Шахта «Полосухинская» не предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы в этой части не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Жалобу ОАО «Шахта «Полосухинская» удовлетворить частично.

Постановление № НВ-066-в/1 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Шахта «Полосухинская», - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Шахта «Полосухинская», - прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Отказать ОАО «Шахта «Полосухинская» в удовлетворении жалобы в части признания незаконным и отмены предписания № НВ-066-в-1 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области в отношении ОАО «Шахта «Полосухинская».

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья: Е.А.Бычкова