РЕШЕНИЕ
17 ноября 2016 г. п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.,
при секретаре судебного заседания Горячевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» ФИО1 на постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора Лиманского района по использованию и охране земель межмуниципального отдела по Икрянинскому и Лиманскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ в отношении ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. заместителя главного государственного инспектора Лиманского района по использованию и охране земель ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ года, ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» было привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере <данные изъяты> коп.
Представитель ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление о привлечении к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, при этом указав, что между ФКУ Упрдор «Каспий» и ООО «Проектное строительное бюро» заключен государственный контракт на выполнение дорожных работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения № №, согласно которому Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ в качестве подрядчика по объекту: ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги <адрес> в соответствии с утвержденной проектной документацией. Проектная документация по объекту: ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги <адрес> выполнена генеральным проектировщиком ООО «Дорпроект сервис» в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № № «Проектно-изыскательские работы и экспертиза проектов на капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения». На основании заявления ФКУ Упрдор «Азов» от ДД.ММ.ГГГГ № №, в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенного между ФКУ Упрдор «Азов» и Ростовским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России» последним проведена государственная экспертиза проектной документации и результатов проектных изысканий по линейному объекту. «Капитальный ремонт автомобильной дороги <адрес>. Результатом государственной экспертизы проектной документации и результатов проектных изысканий является положительное заключение государственной экспертизы № № (№ в Реестре № выданное ФАУ «Главгосэкспертиза России» ДД.ММ.ГГГГ г. В соответствии с условиями контракта подрядчик принимает на себя обязанности и подтверждает что, не ограничиваясь требованиями документации заказчика, именно подрядчик несет полную ответственность за выполнение работ по контракту в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными актами; подрядчик тщательно изучил и проверил документацию и полностью ознакомлен со всеми условиями, связанными с выполнением работ, и принимает на себя все расходы, риск и трудности выполнения работ; подрядчик изучил все материалы контракта и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работ. Никакая другая работа подрядчика не является приоритетной в ущерб работам по контракту (раздел 8 Контракта). Приемка выполненных работ осуществляется в соответствии с действующими СНиП 3.06.03-85, ВСН 19-89, ОДМ 218.7.001-2009 «Рекомендации по осуществлению строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах». Приемка скрытых работ (Технологических Этапов) после проверки правильности их выполнения в натуре и ознакомления с исполнительной производственно-технической документацией оформляется соответственно актом. На сегодняшний день работы по обустройству обочин не принимались. Учитывая изложенное, необходимо принять во внимание следующие объективные факты: проектная документация по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги <адрес>, в соответствии с которой производится капитальный ремонт, выполнена ООО «Дорпроект сервис» по заказу ФКУ Упрдор «Азов», в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № №, без какого-либо участия ФКУ Упрдор «Каспий»; на указанную проектную документацию, выполненную ООО «Дорпроект Сервис», имеется положительное заключение государственной экспертизы № № (№ в Реестре №), выданное ФАУ «Главгосэкспертиза России» ДД.ММ.ГГГГ г.; уставом ФКУ Упрдор «Каспий» не предусмотрены права и полномочия по проверке заключений государственной экспертизы, выданных ФАУ «Главгосэкспертиза России»; ФКУ Упрдор «Каспий» не является организацией утвердившей указанную выше проектную документацию, такой организацией является ФКУ Упрдор «Азов»; все обязательства, связанные с нормативами проведения строительных работ, являются обязательствами Подрядчика – ООО «Проектное строительное бюро», принятые последним в соответствии с контрактом; авторский надзор за проведение работ на объекте осуществлялся в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ № № исполнителем – ООО «Дорпроект сервис». Сообщений о нарушении подрядчиком хода выполнения работ по Объекту от ООО «Дорпроект сервис» не поступало. Сам по себе факт кадастровой ошибки, выявленный Межмуниципальным отделом по Икрянинскому и Лиманскому району Управления Росреестра по Астраханской области, суть которой заключается в том, что границы земельных участков с кадастровыми номерами № и №, принадлежащих третьим лицам, накладываются на объект федерального недвижимого имущества - участок федеральной автомобильной дороги <адрес>», не является основанием для уклонения от обязанностей по надлежащему содержанию федеральной автомобильной дороги, направленных на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Дополнительным подтверждением факта кадастровой ошибки является заключение кадастрового инженера Р.М.П., в котором указанно, что при проведении землеустроительных работ в ДД.ММ.ГГГГ году местоположение границ автомобильной дороги <адрес> определены без учета норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, так как границы земельного участка расположены на обочине. В результате чего при постановке на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ смежного земельного участка, представляющего собой единое землепользование с кадастровым номером №, данная ошибка воспроизведена повторно, тем самым часть образованного земельного участка с кадастровым номером № наложилась на конструктивные элементы существующей автомобильной дороги. Аналогичная ситуация сложилась при постановке на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ смежного земельного участка, представляющего собой единое землепользование с кадастровым номером №, данная ошибка воспроизведена повторно, тем самым часть образованного земельного участка с кадастровым номером № наложилась на конструктивные элементы существующей автомобильной дороги. Таким образом, сложившаяся ситуация стала возможна в силу кадастровых ошибок, ранее допущенных при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами № и №, в результате которой конструктивные элементы объекта федерального недвижимого имущества - федеральной автомобильной дороги, оказались на земельных участках, принадлежащих третьим лицам, что является грубым нарушением гражданского и земельного законодательства Российской Федерации, наличие вышеуказанных кадастровых ошибок исключает как таковую вину ФКУ Упрдор «Каспий».
Представители ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» ФИО1, ФИО3 в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Представитель межмуниципального отдела по Икрянинскому и Лиманскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителей ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» ФИО1, ФИО3, представителя межмуниципального отдела по Икрянинскому и Лиманскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области ФИО2, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела, в рамках проведения Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки по факту нарушения требований природоохранного законодательства, государственным инспектором Лиманского района по использованию и охране земель совместно с должностным лицом Управления Росреестра по Астраханской области, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора на территории Астраханской области, ДД.ММ.ГГГГ года проведено административное обследование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе обследования было установлено: в границах обследуемой территории расположены земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет с кадастровыми номерами №, № и № (№, №).
По результатам геодезических измерений на местности установлено, что в ходе проводимых работ по капитальному ремонту автодороги на земельном участке с КН №, который является обособленным участком земельного участка с КН № из категории промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности земли иного специального назначения, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года), работы также ведутся на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных севернее вышеуказанного участка: части земельного участка с КН № площадью <данные изъяты> кв.м., части земельного участка с КН №, и землях, расположенных южнее автомобильной дороги площадью <данные изъяты> кв.м. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с КН № является обособленным участком земельного участка с КН № для ведения сельскохозяйственного производства, собственником которого является Р.В.С., земельный участок с КН № является обособленным участком земельного участка с КН № для ведения сельскохозяйственного производства, собственником которого является Ш.Е.В. При капитальном ремонте выполнялись следующие виды работ: разработка и планировка поверхности, отвал грунта, разравнивание грунта спецтехникой, устройство кюветов, что привело к увеличению полосы отвода автодороги в соответствии с проектом.
Материалами дела также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ «Упрдор «Каспий», Заказчиком, и ООО «Проектное строительное бюро», Подрядчиком, по результатам электронного аукциона (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ года № №) был заключен государственный контракт на выполнение дорожных работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Согласно контракту подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ: капитальный ремонт автомобильной дороги <адрес> в соответствии с проектной документацией, а заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их по условиям контракта.
Согласно представленной проектной документации, прошедшей государственную экспертизу (положительное заключение № №) все работы по капитальному ремонту автодороги ведутся в существующей полосе отвода автодороги без изъятия земель во временное пользование. Согласно проекту, полоса отвода на обследуемом земельном участке составляет в среднем <данные изъяты> м. По сведениям государственного кадастра недвижимости полоса отвода составляет <данные изъяты> м. Однако права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, разрешение уполномоченного органа на указанный земельный участок у юридического лица ФКУ «Упрдор «Каспий» отсутствуют.
Таким образом, по результатам проведенного обследования от ДД.ММ.ГГГГ года в действиях юридического лица ФКУ «Упрдор «Каспий» выявлены признаки нарушения земельного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, для проведения работ по капитальному ремонту автомобильной дороги <данные изъяты>.
Допущенное нарушение подтверждается информационным письмом Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ года под исх. № №, актом административного обследования объекта земельных отношений № № от ДД.ММ.ГГГГ года, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, иными объективными письменными документами.
ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ.
Постановлением и.о. заместителя главного государственного инспектора Лиманского района по использованию и охране земель ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ года, ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» было привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере <данные изъяты>
Административная ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ наступает за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Объективная сторона включает в себя, в т.ч. действия по пользованию земельным участком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. При этом для названных действий квалифицирующими признаками являются наличие разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженного с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Субъектом административного правонарушения является лицо, использующее земельные участки без правоустанавливающих документов.
Согласно положений ст. 12 вышеуказанного федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При заявлении о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, сделки с объектом недвижимости или о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости в Единый государственный реестр прав вносится запись об этом заявлении, которая указывает на существование правопритязания в отношении данного объекта недвижимости или возражения в отношении зарегистрированного права на него.
Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу ст. 26 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно положений ст. 14 вышеуказанного федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
Статья 39.33 Земельного кодекса РФ предусматривает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако из материалов настоящего дела не следует, что ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований закона.
При таких обстоятельствах, государственный инспектор Лиманского района по использованию и охране земель межмуниципального отдела по Икрянинскому и Лиманскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области ФИО2, выявив указанные недостатки, обоснованно пришла к выводу, что юридическим лицом ФКУ «Упрдор «Каспий» допущено нарушение земельного законодательства на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м, расположенном по адресному ориентиру: <адрес>, выразившееся в самовольном занятии земельного участка для проведения работ по капитальному ремонту автомобильной дороги <адрес> и о наличии в действиях ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» состава административного правонарушения, предусмотренного 7.1 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела факт совершения ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» административного правонарушения, предусмотренного 7.1 КоАП РФ, подтвержден, собранные доказательства в своей совокупности никаких сомнений в их допустимости и достоверности не вызывают.
Вопреки доводам жалобы, оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу не имеется, учитывая характер и общественную опасность правонарушения в области охраны собственности, конкретные обстоятельства дела.
Поскольку административное правонарушение совершено ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» в связи с несоблюдением закона в области охраны собственности, то её действия признаков малозначительности не содержат, и оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 7.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения и является справедливым.
Изложенные в жалобе доводы основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное заявителем административного правонарушения.
Жалоба не содержит доводов, влекущих изменение обжалуемого постановления, поскольку сводится лишь к переоценке исследованных доказательств и несогласию с выводами должностного лица.
Порядок и срок давности привлечения ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица по делу не имеется, поэтому доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.1-30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора Лиманского района по использованию и охране земель ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП – оставить без изменения, жалобу представителя ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течении 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: