ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-76/2021 от 09.12.2021 Пожарского районного суда (Приморский край)

Дело №12-76/2021

25RS0001-01-2020-001398-93

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

пгт Лучегорск 09 декабря 2021 года

Судья Пожарского районного суда Приморского края Новоградская В.Н.,

рассмотрев жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 22.09.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 22.09.2021 г. Общество с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» (далее - ООО «Лермонтовский ГОК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представителем ООО «Лермонтовский ГОК» подана жалоба, в которой он указано, что общество считает назначенное наказание несправедливым и несоразмерным правонарушению. Наложение штрафных санкций должно отвечать принципам разумности и справедливости, обязано быть адекватным характеру совершенного правонарушения. При привлечении к административной ответственности должна быть установлена как объективная составляющая, включающая в себя установление самого факта правонарушения, так и субъективная, которая отражает конкретные обстоятельства дела. Установленный размер административной санкции представляет собой несоразмерное ограничение экономической деятельности Общества. Снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, учитывая, что сам факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита. Применение к заявителю административного штрафа в сумме 100000 рублей в данном конкретном случае будет носить неоправдательно карательный характер, несоответствующий степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности. Учитывая в полной мере обстоятельства данного дела, а также характер совершенного административного правонарушения, вид деятельности юридического лица, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, полагает необходимым снизить размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела. Кроме того, до составления протокола об административном правонарушении от 22.09.2021 № 09-128/2021, допущенные нарушения были устранены и предприятие раскаивается в содеянном. Территория, на которой были обнаружены указанные в постановлении отходы предприятием в хозяйственной деятельности не используется, а сами отходы не оказали негативного воздействия на окружающую среду и на экологию в целом, не представили опасность жизни и здоровью людей. Учитывая отсутствие негативных последствий совершенного правонарушения, тяжелое финансовое положение общества, просит изменить постановление №09-128/2021 от 22.09.2021, и снизить размер назначенного наказания до 50 000 рублей; в случае отсутствия оснований для уменьшения размера административного штрафа, в размере менее минимального в связи с осуществлением действий в условиях крайней необходимости, прекратить в отношении ООО «Лермонтовский ГОК» производство по делу об административном правонарушении, на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения и назначить наказания в виде устного замечания.

В судебное заседание представитель ООО «Лермонтовский ГОК» не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя юридического лица, доводы жалобы поддержал. На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя юридического лица.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

По смыслу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).

Согласно статье 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Лермонтовский ГОК» является добыча и обогащение вольфраммолибденовой руды.

Из Акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица ООО «Лермонтовский ГОК» № 538-КНД от 3 августа 2021 года в период с 08.06.2021 г. по 30.08.2021 г. проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Лермонтовский ГОК» по адресу: <адрес> по адресу: производственный комплекс, расположенный по адресу: <адрес>, код объекта П.

В ходе проведенной проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Дальневосточного межрегионального управления, в том числе установлено, что на территории отвала вскрышных пород №26 в GPS координатах "Е территория захламлена отходами производства и потребления (автомобильные покрышки отработанные, металлические бочки, автомобильные фильтры масляные, шланги, воздушные фильтры автомобильные и пр.). Отходы размещаются на открытый грунт навалом, не защищены от внешнего воздействия и осадков. Местами имеются протеки нефтепродукта на рельеф; на территории производственной площадки где расположен административный корпус и фабрика по обогащению руды производится складирование отходов - автомобильных шин, шлангов, лома металла, загрязненного нефтепродуктами на площадках, не оборудованных для этого. В частности, отходы размещаются на открытый грунт навалом, не защищены от внешнего воздействия и осадков, распределены разрозненно на нескольких участках площадки.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Лермонтовский ГОК» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Виновность ООО «Лермонтовский ГОК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки № 538-КНД от 03.08.2021 года, фототаблицей к нему, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Действия ООО «Лермонтовский ГОК» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности не нарушены.

Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению установленных законодательством обязанностей, ООО «Лермонтоский ГОК» не представлено.

Санкцией ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

Как установлено в судебном заседании, ООО «Лермонтовский ГОК» были организованы мероприятия, направленные на устранение выявленного административного правонарушения, выразившиеся в очистке территории; юридическое лицо находится в сложном финансовом положении; правонарушение совершено впервые, отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, которые не были учтены при принятии решения о назначении административного наказания.

На основании изложенного, размер административного штрафа, назначенный ООО «Лермонтовский ГОК» подлежит снижению с учетом положений ч. 3.3. ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 50000 рублей.

Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным, и освободить ООО «Лермонтовский ГОК» от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении настоящей жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 22.09.2021 г. №09-128/2021 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизить назначенное наказание в виде административного штрафа до пятидесяти тысяч рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Лермонтовский ГОК» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение десяти дней со дня получения его копии. Жалоба подается через Пожарский районный суд.

Судья Новоградская В.Н.