Материал №12-76/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Поярково 10 ноября 2021 года
Судья Михайловского районного суда Амурской области Ершова К.В.,
при секретаре Паньковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по жалобе законного представителя юридического лица - главы Михайловского района ФИО1 на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Михайловскому району УФССП России по Амурской области ФИО2 от 24 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Михайловского района Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Михайловскому району УФССП России по Амурской области от 24 сентября 2021 года администрация Михайловского района Амурской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица УФССП России по Амурской области, глава Михайловского района ФИО1 обратился в Михайловский районный суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, указывая, на отсутствие вины в неисполнении администрацией Михайловского района требований судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства №-ИП от 26.07.2021, предметом исполнения которого является возложенная судебным актом на администрацию Михайловского района обязанность по финансированию расходов на осуществление мероприятий по антитеррористической защищенности объектов МОУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ», МОУ «Коршуновская СОШ» в срок до 31.12.2020. Так, в обоснование отсутствия вины администрации района его глава приводит доводы о том, что в 2020 году из областного бюджета на указанные цели Михайловскому району выделено 300 000 руб., на которые была модернизирована система видеонаблюдения в зданиях МАОУ «Поярковская СОШ №1», приобретены металлоискатели для Поярковской СОШ. Дополнительных средств на софинансирование расходов в рассматриваемой сфере в 2020 году бюджету района не доводилось. В 2021 году на мероприятия по антитеррористической безопасности образовательным организациям администрацией района выделено 43100000 руб. (из областного бюджета 4180,7 тыс. руб., софинансирование из районного бюджета 129300 руб.). В рамках предусмотренных средств в 2021 году запланированы следующие мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности рассматриваемых объектов образования Михайловского района на оснащение зданий указанных школ системами передачи тревожных сообщений, установку систем оповещения и управления эвакуацией в данных школах; модернизацию систем видеонаблюдения зданий школ, оснащение территории системой искусственного освещения, оборудование на 1-м этаже здания МОУ «Чесноковская СОШ» помещений для охраны, оборудование здания МОУ «Чесноковская СОШ» средствами охранной сигнализации, оборудование входа в здание МОУ «Чесноковская СОШ» контрольно-пропускным пунктом (постом охраны). В целях исполнения решения в части финансирования указанных мероприятий администрацией районе неоднократно направлялись обращения в министерство образования и науки Амурской области о дополнительной потребности в финансировании мероприятий антитеррористической безопасности объектов образования Михайловского района в рамках государственной программы «Развитие образования Амурской области». Дополнительных финансовых средств на указанные цели администрации района в 2021 году не выделялось. 29.01.2021 районной администрацией в Управление региональной безопасности и противодействия коррупции Амурской области направлены сведения о финансировании мероприятий по выполнению требований к антитеррористической защищенности муниципальных учреждений образования в 2020 году. 14.01.2021, 20.02.2021, 24.02.2021,04.03.2021, 17.06.2021 в адрес министерства образования и науки Амурской области направлялись сведения о потребности в дополнительном финансировании мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных объектов. Кроме этого, согласно выписке из лицевого счета бюджетополучателя (отдела образования администрации Михайловского района, являющегося главным распорядителем бюджетных средств образовательных учреждений района) за период с 01.01.2021 по 24.09.2021 из общей суммы доведенных целевых лимитов израсходовано 2 891 687,77 руб., на 01.10.2021 – 3 514 790,76 руб. Таким образом, на дату привлечения администрации Михайловского района к административной ответственности на лицевом счете главного распорядителя имелись неизрасходованные целевые средства на указанные мероприятия. Кроме того, источником средств на выполнение антитеррористических мероприятий являются также средства местного бюджета (в 2021 году в размере 139 647 300 руб.), направленные на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, в объем финансового обеспечения которого входят нормативные затраты на оказание муниципальных услуг, на выполнение работ с учётом затрат на содержание недвижимого имущества, закреплённого за учреждениями. Экономия по лимитам субсидии на выполнение муниципального задания составляет 3 940 610 руб., при оставшейся потребности в финансировании антитеррористических мероприятий по всем образовательным учреждениям района – 2 338 285 руб. Таким образом, у образовательных учреждений района, за счет доведенных администрацией Михайловского района в 2021 году субсидий, имеется возможность для полного исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности, завершение которых планируется до 31.12.2021. Кроме этого изменение категории образовательных учреждений МОУ «Зеленоборская СОШ» и МОУ «Коршуновская» на более низшую, с актуализацией в настоящее время паспортов зданий указанных объектов, повлекло необходимость в инициировании в ближайшее время пересмотра в соответствующей части судебного акта, вол исполнение которого было возбуждено данного исполнительное производство. В связи с чем, ссылаясь на отсутствие вины, просил постановление начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Михайловскому району от 24 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении отменить, с прекращением производства по делу.
В судебном заседании защитник администрации Михайловского района ФИО3, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, просила постановление мирового судьи отменить с прекращением производства по делу.
Начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по Михайловскому району ФИО2, извещавшаяся о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явилась, возражений по существу доводы жалобы в материалы дела не представила.
Заслушав доводы защитника администрации Михайловского района, проверив с учетом требований ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 14 указанного закона предусмотрено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона об исполнительном производстве требования судебного пристава-исполнителя должны быть законными.
В ч. 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве указано, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа ФС №, выданного 13.04.2020 Михайловским районным судом Амурской области по делу №, ОСП по Михайловскому району 15.01.2021 возбуждено исполнительное производство №№, предметом исполнения которого является возложенная на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность в срок до 30.12.2020 обеспечить финансирование расходов на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов МОУ «Чесноковская СОШ», МОУ «Зеленоборская СОШ», МОУ «Коршуновская СОШ».
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем 26 июля 2021 года вынесено постановление о взыскании с администрации Михайловского района Амурской области исполнительского сбора с установлением нового срока для исполнения требований исполнительного документа - до 20 августа 2021 года.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом–исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, послужило основанием для составления начальником отделения–страшим судебным приставом ОСП по Михайловскому району в отношении администрации Михайловского района протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», указано, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Признавая администрацию Михайловского района виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по Михайловскому району, в оспариваемом постановлении от 24 сентября 2021 года фактически продублировал событие административного правонарушения, изложенное в протоколе об административном правонарушении, не приведя должной оценки, тем обстоятельствам, что протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, а именно отсутствие в протоколе об административном правонарушении указания на дату и место его составления, отсутствие подписи должного лица его составившего, что является основанием для признания указанного процессуального документа недопустимым доказательством и исключения его из числа таковых.
Из содержания п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На стадии подготовки дела к разбирательству в нарушение п.3 ст. 29.1 КоАП РФ указанные недостатки протокола об административном правонарушении устранены не были, должностное лицо не выяснил вопрос о правильности составления протокола об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, что, само по себе, являлось основанием для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, составившим протокол.
При этом, возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление в силу п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, является самостоятельным основанием для вынесения по результатам рассмотрения жалобы решения об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Кроме того, из представленных материалов дела об административном правонарушении и материалов исполнительного производства №-ИП от 15.01.2021, не следует, что у администрации Михайловского района, как и у главного распорядителя бюджетных средств учреждений образования – отдела образования администрации Михайловского района, запрашивалась информация о фактическом финансировании мероприятий в области антитеррористической защищенности заявленных объектов образования и об объеме выделенных в текущем году средств на указанные цели, учитывая представленные администрацией Михайловского района при рассмотрении настоящей жалобы письменные доказательства (выписка из сводной бюджетной росписи, лицевые счета, муниципальное задание, уведомления о лимитах), из содержания которых усматривается, что с начала 2021 года администрацией Михайловского района до главного распорядителя бюджетных средств образовательных учреждений Михайловского района доведены лимиты бюджетных обязательств на сумму более 143 млн. руб. Тем самым, вывод о наличии в действиях администрации Михайловского района состава административного правонарушения, сделан должностным лицом службы судебных приставов преждевременно, без учета всех подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Поскольку бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие администрации Михайловского района в неисполнении требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства №-ИП от 15.01.2021, в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, материалы дела не содержат, поэтому имеются основания для отмены вынесенного начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по Михайловскому району постановления от 24 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Михайловского района, с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Михайловскому району УФССП России по Амурской области от 24 сентября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – администрации Михайловского района Амурской области - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалоба на не вступившее в законную силу решение судьи может быть подана в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение судьи может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690091, <...>) в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.
Судья К.В. Ершова