ДЕЛО №
РЕШЕНИЕ
Судья Шадринского районного суда Курганской области Шадрина Е.Ю., рассмотрев в городе Шадринске Курганской области 18 июня 2021 года протест Шадринского межрайонного прокурора Григорьева В.А. на постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО1 от 16 февраля 2021 года о прекращении производства по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении коммерческого директора АО «ШААЗ» ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО1 от 16 февраля 2021 года прекращено производство по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении коммерческого директора АО «ШААЗ» ФИО2.
Шадринский межрайонный прокурор Григорьев В.А. обратился в суд с протестом на указанное постановление, находя его незаконным, подлежащим отмене по следующим основаниям.
В обжалуемом постановлении указано, что у АО «ШААЗ» отсутствовала обязанность по предоставлению отчетов об исполнении контрактов в рамках государственного оборонного заказа от 31.01.2019г. №, от 19.08.2019г.
№/СБ465/4ВП-2019/67/-2998/2019, от 02.09.2019г. № от 21.06.2019г.
№№/СБ 517/5ВП-2019, от 21.06.2019г.
№/СБ 17/20ОТК-2019, от 01.03.2019г.
№, от 24.10.2018г.
№, поскольку их сроки действия истекли 31.12.2019г. При этом, заместитель руководителя УФАС сам себе противоречит, указывая, что отчёты по рассматриваемым договорам были предоставлены АО «ШААЗ» после заключения дополнительных соглашений в 2020 году.
Отчет об исполнении государственного контракта составляется по каждому контракту. Отчетным периодом является период с даты заключения контракта по дату составления отчета, устанавливаемую государственным заказчиком. Под полным исполнением контракта понимается полное выполнение обязательств как исполнителем по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), так и заказчиком по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Таким образом, фактически контракты не были исполнены, к исполненному контракту в полном объеме нельзя заключать дополнительное соглашение, в связи с чем, у АО «ШААЗ» имелась обязанность предоставлять отчетность по названным контрактам и в те периоды 2020 года, когда поставка товаров, продукции, их оплата не проводились.
Кроме того, ответом АО «ШААЗ» от 29.06.2020г. № на запрос прокуратуры подтверждается, что в 2020 году названные контракты находились на исполнении, что обусловливает обязанность предоставления по ним отчетности.
Доводы постановления об отсутствии обязанности предоставления отчета об исполнении контракта с ИГК № ввиду осуществления оплаты по контракту с обычного расчетного счета противоречит законодательству, в том числе п.п. 1,2,3 Правил заполнения отчета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018г. №, отчет об исполнении государственного контракта составляется по каждому контракту вне зависимости, осуществляются ли расчеты с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, либо через обычный расчетный счет,
Считает, что заместитель руководителя УФАС не оценил дату фактического подписания 4 контрактов, заключенных АО «ШААЗ» с ПАО «Орелтекмаш» во второй половине марта 2020г.
Поскольку отчетный период исчисляется с даты заключения контракта, то в отношении указанных 4 контрактов у АО «ШААЗ» имелась обязанность предоставления отчетов об их исполнении, чего не было сделано.
Заместителем руководителя УФАС не дана оценка доводам постановления о возбуждении дела об административном правонарушении о не предоставлении АО «ШААЗ» отчетов за января, февраль 2020г. по контракту с ИГК № от 28.12.2018г., заключенному АО «ШААЗ» с АО «Ремдизель».
Также не дана оценка доводам постановления о том, что АО «ШААЗ» заключен договор от 28.10.2011г. № с АО «АВАР», продукция по которому используется для поставки головному исполнителю ПАО «КАМАЗ» в целях государственного оборонного заказа по государственному контракту от 02.09.2019г. Между АО «ШААЗ» и ПАО «КАМАЗ» отдельный контракт, как требуется законодательством, не заключен, продукция поставляется по договорам от 09.10.2014г., 29.03.2019г., заключенным ранее даты заключения государственного контракта. Отчеты по этим контрактам также не предоставлялись.
При таких обстоятельствах прокурор просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, направить дело на новое рассмотрение в УФАС России по Свердловской области.
При рассмотрении протеста представитель Шадринской межрайонной прокуратуры Родионов А.С. доводы протеста поддержал. Пояснил следующее.
Из ответа АО «ШААЗ» на запрос прокуратуры следует, что по контрактам с ИГК №,
№ отчёты были предоставлены по мере поступления денежных средств в 2020 году, в 2019 году не было поступлений денежных средств и реализации продукции. В соответствии с требованиями закона отчётность должна предоставляться ежемесячно, а не по мере реализации продукции и поступления денежных средств на расчётный счёт. Из ответа на запрос также следует, что по этой же причине не предоставлялись отчёты в 2020 году по контрактам с ИКГ №,№, №. Все эти контракты с ИГК указывались в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.
Заместителем руководителя УФАС не дана оценка доводам постановления о том, что АО «ШААЗ» заключён договор от 28.10.2011 № с АО «АВАР», продукция по которому используется для поставки головному исполнителю ПАО «КАМАЗ» (г. Набережные Челны) в целях государственного оборонного заказа по государственному контракту от 02.09.2019г. Отдельный контракт, как требуется законодательством, между АО «ШААЗ» и ПАО «КАМАЗ» не заключён, продукция поставляется по договорам от 09.10.2014, 29.03.2019, заключённым ранее даты заключения государственного контракта.
По контрактам, заключённым АО «ШААЗ» с ПАО «ОТМ»: №/СБ556ВН-2020 от 13.02.2020, №/СБ556ВП-2020 от 28.02.2020 №/СБ556/ЗВП-2020 от 28.02.2020 №/СБ556/1ВП-2020 от 28.02.2020, отчёты за февраль и март 2020г. по сроку представления - до 25.04.2020г., не предоставлены.
Представитель УФАС России по Свердловской области на рассмотрение дела по протесту прокурора не явился. Извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело без их участия. Направили суду письменные возражения относительно доводов протеста прокурора (т№ л.д....
Защитник ФИО2 - Кузнецова И.Н., действующая по доверенности от 20.05.2021г. возражала против удовлетворения протеста прокурора, представила письменные возражения, в которых просила оставить постановление УФАС России по Свердловской области без изменения (письменные возражения - т№ л.д....
Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, пришел к выводу об отмене обжалуемого постановления по делу об административном правонарушения и возвращении дела на новое рассмотрение в УФАС России по Свердловской области.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения лицо, совершившее противоправные действия... виновность лица в совершении административного правонарушения обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ) государственным оборонным заказом являются установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
В силу пунктов 4, 6 и 7 статьи 3 указанного Федерального закона государственный контракт по государственному оборонному заказу -договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность. Контракт - договор, заключенный в
письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий, в том числе, обязательства сторон и их ответственность. Исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
В соответствии с пунктом 18 части 1 и пунктом 16 части 2 статьи 8 указанного Федерального закона головные исполнители и исполнители обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представлять государственному заказчику информацию об исполнении каждого государственного контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 15 данного Федерального закона лица, виновные в нарушении норм настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 23 июля 2015 г. N 649/15) Свердловское УФАС России выполняет функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере гособоронзаказа на территории Уральского федерального округа.
В целях совершенствования сферы гособоронзаказа, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 4 мая 2018 г. N 543, дополняющее Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47 Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее - Правила раздельного учета), распространяющиеся на организации независимо от применяемых ими порядка и способов ведения бухгалтерского учета, за исключением случаев использования средств, полученных по государственным контрактам, подлежащим казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 6 пункта 1 Правил раздельного учета состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта.
Этим же Постановлением утверждены Правила заполнения отчета и форма отчета об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ (далее Правила заполнения отчета), порядок и сроки представления которых определяются соответствующими государственными заказчиками.
Отчет об исполнении государственного контракта (контракта) составляется по каждому контракту (пункт 1). Отчетным периодом является период с даты заключения контракта по дату составления отчета, устанавливаемую государственным заказчиком. Отчет составляется нарастающим итогом по всем хозяйственным операциям, отраженным на дату составления отчета отдельно по каждому контракту (пункт 2). Отчет составляется включительно по месяц полного исполнения организацией и заказчиком своих обязательств по контракту (пункт 3).
Таким образом, в силу данных пунктов Правил заполнения отчета, отчет об исполнении государственного контракта (контракта) составляется по каждому контракту вне зависимости, осуществляются ли расчеты с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, либо через обычный расчетный счет. Отсутствие "движения" денежных средств по отдельному счету, открытому в уполномоченном банке, не отменяет обязанности представить отчет об исполнении контракта. Под полным исполнением контракта понимается полное выполнение обязательств как исполнителем по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), так и заказчиком по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Порядок и сроки представления отчета об исполнении государственного контракта, контракта, организациями, выполняющими гособоронзаказа, в которых созданы военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, определены Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 2018 г. N 554 (далее - Порядок представления отчета).
Порядком представления отчета, предусматривается, что отчет следует представлять в Минобороны России, ежемесячно, не позднее 10 числа (в ред. от 21 ноября 2019 г. - с 11 января 2020 г. - не позднее 25 числа) календарного месяца, следующего за отчетным (пункт 2), на съемном оптическом машинном носителе однократного применения (пункт 5), в форме электронного документа (пункт 3), через, соответствующее, аккредитованное военное представительство (пункт 7).
При этом состав и формат электронного документа, обеспечивающие прием и обработку информации, предусмотренной отчетом, определены Приказом Минобороны России от 19 ноября 2018 г. N 670, в целях реализации которого разработано, соответствующее программное обеспечение.
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя Шадринского межрайонного прокурора Нагумановым Р.Г. от 24 июля 2020 г. в отношении коммерческого директора АО «ШААЗ» ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлено для рассмотрения по
существу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области. Прокурором установлено, что АО «ШААЗ» не выполнило требования законодательства о гособоронзаказе в части представления отчетов о выполнении контрактов, заключенных АО «ШААЗ» с ПАО «Орелтекмаш», за февраль и март 2020г. не представлены отчеты за январь, февраль 2020г. по контракту в рамках ГОЗ с идентификатором государственного контракта №
№ не заключен договор между головным исполнителем ПАО «КАМАЗ» и исполнителем АО «ШААЗ», продукция поставляется со стороны АО «ШААЗ» в рамках договоров, заключенных задолго до государственного контракта, а именно по договорам от 09.10.2014г. №, от 29.03.2019г. №.
Таким образом, АО «ШААЗ», являющееся исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в установленный срок не представило информацию об исполнении каждого из указанных договоров в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о возбуждении в отношении коммерческого директора АО «ШААЗ» ФИО2 дела об административном правонарушении по части 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обжалуемым постановлением от 16.02.2021г. производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях ФИО2 события административного правонарушения.
Суд, анализируя доводы прокурора, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что при вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, должностным лицом УФАС России по Свердловской области не дана всесторонняя и надлежащая оценка доводам постановления от 24.07.2020г. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении коммерческого директора АО «ШААЗ» ФИО2
Из материалов дела следует, что договоры №/СБ556/ЗВП-2020, №/СБ556/1ВП-2020,
№/СБ556ВП-2020 от 28.02.2020 подписаны покупателем ПАО «Орелтекмаш» 17.03.2020. договор №/СБ556ВН-2020 от 13.02.2020 подписан 28.02.2020 (л.д. ..., ..., ..., ...
Таким образом, в соответствии с Порядком и сроками представления отчета об исполнении государственного контракта, контракта, организациями, выполняющими гособоронзаказа, в которых созданы военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, определенными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 2018 г. N 554, отчеты по указанным договорам должны были быть представлены АО «ШААЗ» в 104 военное представительство Минобороны РФ не позднее 25 числа календарного месяца, следующего за отчетным, и таким образом, не позднее 25 апреля 2020г. Между тем, как следует из сопроводительного письма АО «ШААЗ» № от 25.03.2020г., направленного в адрес 104 ВП МО РФ, отчеты об исполнении вышеуказанных государственных контрактов в перечне отсутствуют (л.д....). Протоколы обработки электронного сообщения, содержащего отчеты об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей ГОЗ, сведения об отчетах по вышеуказанным контрактам не содержат (л.д...., ...). Доказательств направления отчетов в срок до 25.04.2020г. АО «ШААЗ» суду не представлено.
Из обжалуемого постановления следует, что мотивируя отсутствие в действиях АО «ШААЗ» события административного правонарушения, должностное лицо УФАС указало на то, что, поскольку вышеуказанные договоры с ПАО «Орелтекмаш» были заключены во второй половине марта 2020г., следовательно, отсутствовала обязанность по представлению отчетов в феврале и марте 2020г. Между тем, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором АО «ШААЗ» не вменялась обязанность представления отчетов в феврале и марте 2020г., указано об обязанности представления отчетов за февраль и март 2020г.
Поскольку материалами дела не подтверждено представление АО «ШААЗ» в срок до 25.04.2020г. отчетов по вышеуказанным договорам с ПАО «Орелтекмаш» и указанным фактам УФАС России по Свердловской области не дана оценка, данное обстоятельство является основанием для направления дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Кроме того, суд находит не основанными на законе доводы заместителя руководителя УФАС об отсутствии обязанности АО «ШААЗ» представления отчёта об исполнении контракта с ИГК № ввиду осуществления оплаты по контракту с обычного расчётного счёта.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Правил заполнения отчёта, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 № 543, отчёт об исполнении государственного контракта составляется по каждому контракту вне зависимости, осуществляются ли расчёты с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке либо через обычный расчётный счёт.
В силу пунктов 4, 6 и 7 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" контракт -договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий, в том числе, обязательства сторон и их ответственность. Исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Из материалов дела следует, что АО «ШААЗ» заключен договор от 28.10.2011г. № с АО «АВАР», продукция по которому используется для поставки головному исполнителю ПАО «КАМАЗ» в целях ГОЗ по государственному контракту от 02.09.2019г. Между тем, в нарушение требований Федерального закона №275-ФЗ отдельный контракт между исполнителем АО «ШААЗ» и головным исполнителем ПАО «КАМАЗ» не заключен, продукция поставляется по договорам от 09.10.2014г., 29.03.2019г., заключенным ранее даты заключения государственного контракта. Отчеты по контракту с ПАО «КАМАЗ» не предоставлялись.
Таким образом, в соответствии с требованиями п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд пришел к выводу о необходимости отмены постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 июня 2020 г. и возвращении дела на новое рассмотрение в УФАС России по Свердловской области в связи с существенным нарушений процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, по настоящему делу на момент вынесения решения не истек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО1 от 16 февраля 2021 года о прекращении производства по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении коммерческого директора АО «ШААЗ» ФИО2, отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток с момента его вынесения с подачей жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Судья Е.Ю.Шадрина