ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-76/2022УИД760014-02-2021-002486-20 от 02.02.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-76/2022 УИД 76RS0014-02-2021-002486-20

РЕШЕНИЕ

02 февраля 2022 года г. Ярославль

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Барышева В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сухаревой Е.В., рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО1 по делу об административном правонарушении № 076/04/7.30-1056/2021 от 25 ноября 2021 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО1 по делу об административном правонарушении № 076/04/7.30-1056/2021 от 25 ноября 2021 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Из постановления следует, что ФИО2, являясь членом Единой комиссии при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по организации строительства автомобильной дороги ул. Строителей ( от ул. Бабича до Ленинградского пр.) г. Ярославль Ярославской области допустил нарушение требований п.2 ч.6 и ч.7 ст. 69 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившееся в признании заявки ООО «УМПРЭО» на участие в закупке не соответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Указанное постановление обжаловано лицом, привлекаемым к ответственности, ФИО2 Установленный ст. ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ десятидневный срок обжалования постановления не пропущен.

ФИО2 в жалобе просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указывает на то, что 07.06.2021 года на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0171200001921000897 аукционной комиссией, членом которой являлся ФИО3, на основании п.2 ч.6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отклонена вторая часть заявки участника закупки с идентификационным номером заявки 249393 ( ООО «УМПРЭО») в связи с тем, что участником аукциона не подтвержден опыт работы, связанный с предметом контракта. В документации об электронном аукционе и извещении о его проведении установлено дополнительное требование к участникам электронного аукциона: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участке в закупке опыта исполнения одного контракта ( договора) на выполнение работ по строительству (реконструкции) линейного объекта. Документами, подтверждающими соответствие участника аукциона требованиям, установленным ч.2 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, должна являться в том числе копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ( за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). ООО «УМПРЭО» была представлена заявка на участие в электронном аукционе, в которой в качестве документа, подтверждающего опыт работы, представлены копия муниципального контракта № 3/20 от 20.04.2020 на выполнение работ по реконструкции канализационных сетей и очистных сооружений канализации в с. Золоторучье Угличского муниципального района Ярославской области, копии актов о приемке выполненных работ, акт о приемке законченного строительством объекта, копия письма ООО «УМПРЭО» с приложением письма департамента строительства Ярославской области о том, что выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по данному муниципальному контракту не требуется. Поскольку контракт № 3/20 от 20.04.2020 заключен 20.04.2020, до вступления в законную силу Постановления Правительства российской Федерации от 12.11.2020 № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», на ввод реконструированных ООО «УМПРЭО» объектов капитального строительства требовалось получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, однако данный документ ООО «УМПРЭО» предоставлен не был. Отказ департамента строительства Ярославской области в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ООО «УМПРЭО» не обжалован. Решение комиссии об отклонении второй части заявки ООО «УМПРЭО» являлось обоснованным.

В судебном заседании защитник ФИО2 Ладыненко С.Н. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель административного органа по доверенности ФИО4 против удовлетворения жалобы возражала, указывая на то, что принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в Ярославской области осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации- департаментом строительства Ярославской области. ООО «УМПРЭО» во второй части заявки на участие в электронном аукционе представлено письмо департамента строительства Ярославской области, в котором указано, что разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированных ООО «УМПРЭО» канализационных сетей и очистных сооружений канализации в с. Золоторучье Угличского муниципального района Ярославской области по муниципальному контракту № 3/20 от 20.04.2020, не требуется, в связи с чем ООО «УМПРЭО» отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Поскольку разъяснение о том, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, получено ООО «УМПРЭО» от уполномоченного органа, оснований к отклонению заявки ООО «УМПРЭО» у аукционной комиссии не имелось.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 7.30 КоАП РФ отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ выражается в том числе в признании заявки на участие в закупке товара не соответствующей требованиям документации об аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Материалами дела об административном правонарушении установлено, что заказчиком департаментом государственного заказа Ярославской области - в единой информационной системе 25.05.2021 года размещено извещение № 0171200001921000897 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по организации строительства автомобильной дороги ул. Строителей ( от ул. Бабича до Ленинградского пр.) г. Ярославль Ярославской области. В аукционе приняли участие два участника закупки, в том числе ООО «УМПРЭО». В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона 0171200001921000897 от 07.06.2021 года вторая часть заявки ООО «УМПРЭО» признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям, на основании п.2 ч.6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отклонена вторая часть заявки участника закупки с идентификационным номером заявки 249393 ( ООО «УМПРЭО») в связи с тем, что участником аукциона не подтвержден опыт работы, связанный с предметом контракта.

В соответствии с ч.1 ст. 59 Федерального закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Исходя из п.2 ч.5 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3 части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 установлены дополнительные требованиям к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Приложением № 1 к названному постановлению Правительства определены дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

В данном случае объект закупки относится к работам по строительству, реконструкции линейного объекта, начальная ( максимальная) цена контракта для обеспечения муниципальных нужд превышала 5 млн. руб.

Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе установлены также аукционной документацией, в соответствии с которой от участника закупки требуется наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участке в закупке опыта исполнения одного контракта ( договора) на выполнение работ по строительству (реконструкции) линейного объекта. Документами, подтверждающими соответствие участника аукциона требованиям, установленным ч.2 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, должна являться в том числе копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ( за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Ч.2 ст. 69 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.

Согласно ч.6 ст. 69 Федерального закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона; предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Ч.7 ст. 69 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.

Отклоняя заявку ООО «УМПРЭО», аукционная комиссия указала на то, что ООО «УМПРЭО» не представлено разрешение на ввод в эксплуатацию линейного объекта по муниципальному контракту № 3/20 от 20.04.2020, то есть не подтвержден опыт работы.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, ООО «УМПРЭО» было представлено письмо департамента строительства Ярославской области, органа, уполномоченного на выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на территории Ярославской области, в соответствии с которым получение разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированных ООО «УМПРЭО» канализационных сетей и очистных сооружений канализации в с. Золоторучье Угличского муниципального района Ярославской области по муниципальному контракту № 3/20 от 20.04.2020, не требуется.

Согласно пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

К числу таких случаев постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» отнесено строительство водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм; линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм.

Таким образом, поскольку ООО «УМПРЭО» во второй части заявки на участие в электронном аукционе были представлены документы, подтверждающие, что разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированных данным обществом объектов капитального строительства не требовался, заявка ООО «УМПРЭО» отвечала требованиям аукционной документации.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ, выразившегося в признании заявки ООО «УМПРЭО» на участие в закупке не соответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, установлена. Поскольку разрешение на ввод линейных объектов в эксплуатацию требуется для постановки данных объектов на государственный кадастровый учет, у ФИО2 имелась возможность избежать нарушения п.2 ч.6 и ч.7 ст. 69 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем направления запроса в Управление Росреестра по Ярославской области о постановке реконструированных канализационных сетей и очистных сооружений канализации в с. Золоторучье Угличского муниципального района Ярославской области на государственный кадастровый учет, и установить, являлись ли представленные ООО «УМПРЭО» документы достаточными для государственного кадастрового учета изменений относительно объекта муниципального контракта.

Таким образом, ФИО2, как членом Единой комиссии были нарушены положения п.2 ч.6 и ч.7 ст. 69 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно: заявка ООО «УМПРЭО» на участие в закупке признана не соответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Несоблюдение требований законодательства при проведении аукциона нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества.

Исходя из объекта вмененного правонарушения, обстоятельств дела, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется, поскольку вследствие неправомерного отклонения заявки ООО «УМПРЭО» указанное юридическое лицо было лишено возможности принять участие в аукционе.

Таким образом, оснований для признания совершенного ФИО2 административного правонарушения малозначительным не имеется, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО1 по делу об административном правонарушении № 076/04/7.30-1056/2021 от 25 ноября 2021 года в отношении ФИО2 по ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ, является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, оно является справедливым, минимально возможным, а потому оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО1 по делу об административном правонарушении № 076/04/7.30-1056/2021 от 25 ноября 2021 года в отношении ФИО2 по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.В.Барышева