ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-76/24 от 30.01.2024 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Новгородский районный суд Новгородской области

173002, гор. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.15

__________________________________________________________________________

Дело № 12-76/24

УИД 53RS0016-01-2023-001109-46

РЕШЕНИЕ

30 января 2024 года гор. Великий Новгород

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Рыцарева А.И., с участием защитников ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области Залогиной Т.В. и Костровой А.С., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Новгородской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении юридического лица –

федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области», находящегося по адресу: <адрес>, ОГРН

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде наказание

установил:

ДД.ММ.ГГГГ прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области ФИО3 в отношении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» (далее - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Новгородской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде наказание.

Копия постановления получена Учреждением ДД.ММ.ГГГГ

В жалобе, поданной ДД.ММ.ГГГГ в Старорусский районный суд Новгородской области, начальник ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области ФИО1, не оспаривая наличие в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, просит снизить размер назначенного административного штрафа, ссылаясь что выявленные нарушения будут устранены, либо ограничиться объявлением устного замечания.

Решением судьи Старорусского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа уменьшен до

Решением судьи Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Старорусского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено для нового рассмотрения по подсудности в Новгородский районный суд Новгородской области.

Дело об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области поступило в Новгородский районный суд ДД.ММ.ГГГГ

Срок для обжалования постановления заявителем соблюден.

Законный представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области в судебное заседание не явился, на защиту прав и законных интересов юридического лица уполномочил защитников Залогину Т.В. и Кострову А.С., которые в судебном заседании поддержали жалобу по изложенным в ней обстоятельствам, пояснив, что выявленные в ходе проведения проверки недостатки устранены.

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области в судебное заседание не явился. о рассмотрении дела извещен, в связи с чем имеются основания для рассмотрения дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, выслушав защитников ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 216-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В части 1 статьи 104 Уголовно-исполнительно кодекса РФ определено, что продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Статьей 214 ТК РФ предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест; приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением и др.

Согласно ст.221 ТК РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.

На основании Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н, действовавших на момент выявления правонарушения, СИЗ, предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, выдаются работникам с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием сдаются работодателю для организованного хранения до следующего сезона (п.21). Время пользования указанными видами СИЗ устанавливается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и местных климатических условий. В сроки носки СИЗ, применяемых в особых температурных условиях, включается время их организованного хранения.Работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ (п.30).

С 1 сентября 2023 года вступили в силу и действуют Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденные Приказом Минтруда России № 766-н от 29 октября 2021 года, которые также устанавливают обязательные требования к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и смывающими средствами, включая определение потребности, организацию приобретения, выдачи, эксплуатации (использования), хранения, ухода (обслуживания) и вывода из эксплуатации. Требования названных Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и работников. В частности, Разделом 9 названных Правил также установлены обстоятельства выдачи СИЗ с учетом климатических особенностей и сезонности, согласно которым работникам для использования на открытом воздухе и в иных условиях окружающей среды, вызывающих общее и (или) локальное переохлаждение, выдаются специальная одежда, специальная обувь, головные уборы, дерматологические СИЗ и СИЗ рук, иные СИЗ, необходимые для защиты от пониженных температур, с классом защиты (при наличии), соответствующим климатическому поясу, либо превосходящим в соответствии со сроками нормативной эксплуатации, установленными приложением N 4 к Правилам. Работодатель может дополнительно выдавать работникам специальную одежду для защиты от прохладной окружающей среды (окружающая среда, характеризующаяся сочетанием влажности и ветра при температуре воздуха выше минус 5 °C). СИЗ, предназначенные для использования на открытом воздухе для защиты от пониженных или повышенных температур, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, выдаются работникам с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием сдаются работодателю для хранения до следующего сезона.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области с привлечением специалиста Государственной инспекции труда в Новгородской области в отношении ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в сфере охраны труда.

В ходе проведенной проверки установлено, что в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области, в нарушение приведенных выше норм, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области утвержденные бесплатные нормы выдачи СИЗ работникам по специальности «грузчик» (костюм от защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатки с полимерным покрытием) не соответствуют карте оценки профессиональных рисков ФКУ ИК-9 по профессии «грузчик», которой установлена необходимость в выдаче защитной обуви для исключения опасности падения на ноги тяжелого предмета и опасности падения из-за потери равновесия при проскальзывании и спотыкании, а также необходимость выдачи специальной одежды для исключения опасности из-за воздействия пониженных и повышенных температур воздуха. Также установлено, что работодателем, в нарушение п. Межотраслевых правил не организована сдача работниками СИЗ, предназначенных для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями и температуры, для последующего организационного хранения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и привлечения постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Новгородской области к административной ответственности по указанной норме.

Факт совершения ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: справкой о результатах проверки ФКУ ИК-9, рапортом заместителя прокурора об обнаружении признаков административного правонарушения, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, приказом ФКУ ИК-9 от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении бесплатных норм выдачи специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, картой оценки профессиональных рисков № по профессии грузчик и иными материалами дела.

Все доказательства, приобщенные к материалам дела об административном правонарушении, оценены должностным лицом административного органа в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 КоАП РФ и в соответствии со статьей 26.2 названного Кодекса относятся к числу допустимых.

Таким образом, действия ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Доказательств того, что совершение административного правонарушения со стороны ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями, равно как и того, что юридическое лицо приняло все зависящие от него, достаточные и исчерпывающие меры для недопущения нарушения требований трудового законодательства, в материалах дела не имеется и с жалобой не представлено.

При таких обстоятельствах ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным у судьи не имеется.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Поскольку правонарушение связано с охраной жизни и здоровья граждан при выполнении трудовых обязанностей, то в данном случае признать совершенное правонарушение малозначительным не представляется возможным.

Постановление о привлечении ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Из материалов дела следует, что ранее ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области привлекалось к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ на основании постановления должностного лица Государственной инспекции труда в Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, с назначением административного наказания в виде наказание.

Вместе с тем, принимая во внимание, что ФКУ ИК-9 выявленные в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки нарушения были устранены, о чем в ходе пересмотра дела представлены соответствующие документы, суд считает необходимым наказание

Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Новгородской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде наказание. - изменить, наказание В остальной части жалобу оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, вынесшим постановление, прокурором принесен протест, в Новгородский областной суд с подачей жалобы (протеста) через Новгородский районный суд Новгородской области или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.И.Рыцарева