Дело №12-770/2020
Р Е Ш Е Н И Е
город Волгоград 12 мая 2020 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Мягкова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника автотранспортного цеха Троллейбусного парка МУП «Метроэлектротранс» ФИО1,
с участием ФИО1, его защитника Овчинникова Г.А., представителей комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области – ФИО3 и ФИО2
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ начальник автотранспортного цеха Троллейбусного парка МУП «Метроэлектротранс» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит состоявшееся постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Мотивирует тем, что в вину должностного лица вменяется недостаточный контроль с его стороны за действиями водителя ФИО, который осуществил сброс на почву земельного участка отходов, не загрязненных опасными веществами, а именно пунктов 3.2 (5.3) и 3.8 (5.9) должностной инструкции, согласно которой в его обязанности входит организация выпуска автомобилей согласно графика и контроль соблюдения работниками правил и норм производственной дисциплины и экологической безопасности. Должностным лицом административного органа не дано правовой оценки тем обстоятельствам, что между МУП «Метроэлектротранс» и ООО «ЭкоМастер» заключен договор №Г19 №... от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по приему и размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, у предприятия имеется лицензия на транспортировку отходов. Обучены и имеющие специальные удостоверения водители по программе обслуживающего персонала по обращению с отходами 1-4 класса. При этом, водитель ФИО не имеет допуска к транспортировке отходов. За самостоятельные действия, выразившиеся в перевозке на служебном автомобиле и выгрузке на почву земельного грунта, водитель ФИО привлечен к дисциплинарной ответственности. Полагает, что в его действиях, как должностного лица, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.2 КоАП РФ, а примененное административное наказание в виде штрафа в размере сорока тысяч рублей чрезмерным и не соответствующий степени тяжести совершенного административного правонарушения.
В судебное заседание заявитель ФИО1 и его защитник Овчинников Г.А. настаивали на отмене оспариваемого постановления по доводам жалобы. Просили ограничиться устным замечанием, а в случае недостаточности оснований для признания данного деяния малозначительным, просили наказание в виде штрафа в силу ст.3.4 КоАП РФ заменить предупреждением.
Представители комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО3 и ФИО2 в судебном заседании возражали против отмены постановления, считали доказанным факт нарушения начальником автотранспортного цеха Троллейбусного парка МУП «Метроэлектротранс» г.Волгограда ФИО1 требований действующих нормативных актов.
Выслушав участвующих лиц, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Согласно части 3 статьи 8.2 КоАП РФ, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наступление административной ответственности в виде штрафа: на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов дела, в ходе осуществления планового (рейдового) осмотра территории Дзержинского района г.Волгограда, должностным лицом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области зафиксирован факт нарушения требований природоохранного законодательства, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 56 минут, гражданин ФИО, являющийся работником МУП «Метроэлектротранс» г.Волгограда, управляя автомобилем марки ГАЗ СА3360701, регистрационный знак <***>, принадлежащем на праве собственности МУП «Метроэлектротранс» г.Волгограда, адрес: г.Волгоград, ...Б, осуществил сброс на почву земельного участка, расположенного в 15 метрах западнее ... г.Волгограда, СНТ «Волжанин», GPS координаты: 48.718252, 44.447908, отходов 5 класса опасности - грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами, код по ФККО 8 11 100 01 49 5, в объеме 0,5 куб.м.
Определением №... от ДД.ММ.ГГГГ было возбужденно производство по делу об административном правонарушении и проводилось административное расследование.
Постановлением №... от ДД.ММ.ГГГГФИО привлечен к административной ответственности и подвергнут на основании ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, а также в отношении гражданина ФИО произведен расчет исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды согласно методике исчисления размера вреда,, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№....
Оспариваемым постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№... начальник автотранспортного цеха Троллейбусного парка МУП «Метроэлектротранс» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В вину должностного лица вменен недостаточный контроль с его стороны за действиями водителя ФИО, который осуществил сброс на почву земельного участка отходов, не загрязненных опасными веществами, а именно пунктов 3.2 (5.3) и 3.8 (5.9) должностной инструкции, согласно которой в его обязанности входит организация выпуска автомобилей согласно графика и контроль соблюдения работниками правил и норм производственной дисциплины и экологической безопасности.
Так, в соответствии с п. 3.2 должностной инструкции начальника автотранспортного цеха, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника Троллейбусного парка МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда, начальник автотранспортного цеха Троллейбусного парка МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда, организует выпуск автомобилей согласно утвержденному графику, а также в соответствии с п. 3.8 должностной инструкции начальника автотранспортного цеха, в том числе контролирует соблюдение работниками правил и норм производственной и трудовой дисциплины и экологической безопасности.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Вышеуказанный земельный участок, не является объектом размещения отходов и соответственно не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Указанные правонарушения квалифицируются по ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ, как действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Ответственным лицом за вышеуказанные нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды является должностное лицо – начальник автотранспортного цеха Троллейбусного парка МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда ФИО1
Причиной допущенного нарушения является ненадлежащее отношение к исполнению своих служебных обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства со стороны должностного лица – начальника автотранспортного цеха Троллейбусного парка МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда ФИО1, который имея контрольно-распорядительные функции, в силу своих должностных обязанностей должен надлежащим образом контролировать действия подчиненных, осуществлять свои полномочия, в том числе по соблюдению требований природоохранного законодательства.
Событие административного правонарушения, вина должностного лица - начальника автотранспортного цеха Троллейбусного парка МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда ФИО1 в совершении административного правонарушения, подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало вступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наступление административной ответственности в виде штрафа в установленном законом размере.
Объективная сторона данного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
В конкретном рассматриваемом случае, противоправность действия (бездействия), вина должностного лица заключается в игнорировании публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Оценивая доводы жалобы, проверив и исследовав предоставленные доказательства, судья приходит к выводу, что проверкой установлен факт нарушения должностным лицом ФИО1 действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде.
Доводы жалобы о том, что совершение вмененного правонарушения не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государству, отсутствуют негативные последствия, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности.
Иные доводы жалобы являются несостоятельными, не могут служить основанием к отмене принятого постановления.
Судья находит обжалуемое постановление мотивированным, вынесенным уполномоченным на то лицом, в установленные законом сроки, квалификация содеянному дана верная.
При этом судья не находит оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, поскольку согласно действующему законодательству, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, которых, с учетом фактических обстоятельств по делу, судом при рассмотрении жалобы заявителя не установлено.
Таким образом, судья считает, что административный орган правильно установил фактические обстоятельства по делу и обоснованно привлек начальника автотранспортного цеха Троллейбусного парка МУП «Метроэлектротранс» г.Волгограда ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного судья приходит к выводу об оставлении постановления от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№..., которым начальник автотранспортного цеха Троллейбусного парка МУП «Метроэлектротранс» г.Волгограда ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей – оставить без изменения, жалобу начальника автотранспортного цеха Троллейбусного парка МУП «Метроэлектротранс» г.Волгограда ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Мягкова Е.А.