ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-770/2021 от 26.11.2021 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

Дело №12-770/2021

РЕШЕНИЕ

г. Темрюк 26 ноября 2021 года

Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Метелкин Е.В., рассмотрев жалобу должностного лица - заместителя главного инженера по экологии ООО нефтяная компания «Приазовнефть» (далее ООО НК «Приазовнефть») ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-ГК/ПР/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя главного инженера по экологии ООО НК «Приазовнефть» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.45 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Темрюкский райсуд для рассмотрения по существу поступила жалоба должностного лица - заместителя главного инженера по экологии ООО НК «Приазовнефть» ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-ГК/ПР/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.45 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе ФИО2 просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ-ГК/ПР/2021, принятое старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3 отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что Берегозащитная дамба построена в соответствии с действующим законодательством и получила положительную экологическую экспертизу.

Согласно представленной ООО «НК «Приазовнефть» в ходе проверки проектной документации, целью создания берегоукрепительной дамбы с эксплуатационной дорогой является создание и обустройство берегоукрепительной полосы, обеспечивающей сохранение водно-болотных угодий, охраняемых Рамсарской конвенцией.

Берегозащитная дамба с эксплуатационной дорогой на косе Вербяная построена в строгом соответствии с проектной документацией, прошедшей, в том числе экологическую экспертизу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>, утвержденную Приказом от ДД.ММ.ГГГГ/У-829 в соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе».

Согласно выводам экспертной комиссии «представленные материалы по объему и содержанию соответствуют требованиям законодательных актов РФ и нормативных документов».

При этом, проектной документацией на берегозащитную дамбу не предусмотрено ее оборудование какими-либо дополнительными сооружениями для охраны водных объектов.

Эксплуатация берегозащитной дамбы с эксплуатационной дорогой осуществляется без сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

В Акте от ДД.ММ.ГГГГ о выборе земельного участка для строительства берегоукрепительной дамбы с эксплуатационной дорогой Комиссией по выбору земельного участка отражено, что на участке отмечается нулевой сброс сточных вод, в том числе фекально-хозяйственных и производственных, в связи с их сбором в специальные емкости и сбором для утилизации.

При этом, Актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ-КГ/ПР/2021 установлено, что ООО «НК «Приазовнефть» не производит сброс ливневых сточных вод в водные объекты.

Таким образом, при эксплуатации берегозащитной дамбы с эксплуатационной дорогой не производится какое-либо загрязнение, засорение и истощения вод.

Кроме того, с объекта «обустройство скважины месторождения «Новое» осуществляется сбор, транспортировка и очистка сточных вод на очистные сооружения ООО «Биопотенциал» в соответствии с заключенным Договором ПН от ДД.ММ.ГГГГ, о чем было сообщено и известно Черноморо-Азовскому морскому управлению Росприроднадзора в ходе проводимой проверки ООО «НК «Приазовнефть».

Дамба является гидротехническим сооружением, предназначенным для охраны водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод.

Берегоукрепительная дамба с эксплуатационной дорогой построена в соответствии с проектной документацией, получившей все необходимые положительные заключения.

ООО «НК «Приазовнефть» в установленном законном порядке были получены Разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и Технический паспорт объекта.

С учетом вышеизложенного, эксплуатация берегозащитной дамбы с эксплуатационной дорогой осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством.

Заявитель ФИО2 и её представитель по доверенности ФИО4 в судебном заседании поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили постановление от ДД.ММ.ГГГГ-ГК/ПР/2021 отменить, производство по делу прекратить.

Старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, постановление оставить без изменения.

Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ-ГК/ПР/2021 надлежит оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу местонахождения: <адрес>, 17 км на северо-восток от <адрес> (объект HBOC П Площадка скважины месторождения Новое) на основании решения о проведении выездной проверки Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ-ГК была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «НК «Приазовнефть» (Наименование объект HBOC П Площадка скважины месторождения Новое, категория объекта -1, категория риска - высокая (2)).

По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ-ГК/ПР/2021.

В 18:00 ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «НК «Приазовнефтъ» для обеспечения работы объекта HBOC П - Площадка скважины месторождения «Новое» - ООО «НК «Приазовнефтъ» эксплуатируется берегозащитная дамба с эксплуатационной дорогой на косе Вербяная (инвентарный ).

Берегозащитная дамба с эксплуатационной дорогой на косе Вербяная не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1. КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В соответствии с положениями ст. 34. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

2. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

2. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 65 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «Водный кодекс РФ» установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Исходя из положений ч. 8 ст. 65 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «Водный кодекс РФ» следует, что ширина водоохранной зоны моря, составляет 500 метров.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с положениями ч. 16 ст.65 «Водный кодекс Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от- загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

<адрес>

<адрес>

Согласно должностной инструкции зам. главного инженера по экологии ООО «НК Приазовнефть» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной генеральным директором ДД.ММ.ГГГГ - зам. главного инженера по экологии:

п. 2.1.1 - осуществляет контроль за соблюдением в структурных подразделениях Компании действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов, и нормативов по охране окружающей среды.

п. ДД.ММ.ГГГГ - подготавливает экологическую документацию Компании в соответствии с установленными требованиями в области охраны окружающей среды и ее своевременного пересмотра.

Вопреки указанным требованиям ФИО2 зам. главного инженера по экологии ООО «НК «Приазовнефть» допустила эксплуатацию берегозащитной дамбы с эксплуатационной дорогой на косе Вербяная (инвентарный ) используемой для обеспечения работы объекта HBOC П - Площадка скважины месторождения «Новое» - ООО «НК «Приазовнефть» необорудованной сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Таким образом, в действиях (бездействии) ФИО2 содержится состав административного правонарушения, квалифицируемого как невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Вина должностного лица - заместителя главного инженера по экологии ООО нефтяная компания «Приазовнефть» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании: решением о проведении выездной проверки Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ-ГК, уведомлением о проведении плановой выездной проверки /-1/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ-ГК/ПР/2021, протоколом об административном правонарушении -ГК/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не соглашается с доводами ФИО2 о том, что при эксплуатации берегозащитной дамбы с эксплуатационной дорогой не производится какое-либо загрязнение, засорение и истощение вод, так как законодательством не предусмотрено, что установка сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов обязательна только на тех объектах, где производится какое-либо загрязнение. Следовательно оборудование объектов, находящихся в границах водоохранных зон сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод обязательно для всех объектов вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо загрязнений в процессе деятельности.

Таким образом, обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, судьей при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не установлено.

Санкция ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

При определении наказания должностным лицом учтено характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица - ФИО2, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 1 ст.8.45 КоАП РФ, назначено в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Суд полагает, что жалоба заявителя не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-ГК/ПР/2021 в отношении ФИО2 Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ и влекущих отмену или изменение обжалованного постановления, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено. Таким образом, суд не находит оснований для отмены указанного постановления суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-ГК/ПР/2021 о привлечении должностного лица - заместителя главного инженера по экологии ООО нефтяная компания «Приазовнефть» ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.8.45 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Е.В. Метелкин