ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-774/13 от 12.12.2013 Новгородского районного суда (Новгородская область)

  № 12-774/13

Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород              12 декабря 2013 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Федорова А.С., с участием Пономаревой С.И., заместителем начальника отдела УФМС России по Новгородской области в г. Великий Новгород Березиной О.С., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Пономаревой С.И. на постановление и.о. начальника отдела УФМС России по Новгородской области в г. Великий Новгород ФИО от 08 ноября 2013 года в отношении

Пономаревой С.И., ....

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей,

у с т а н о в и л:

06 ноября 2013 года заместителем начальника отдела УФМС России по Новгородской области в г. Великий Новгород Березиной О.С. в отношении должностного лица Пономаревой С.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

По делу вынесено указанное выше постановление.

В поданной в порядке пересмотра жалобе Пономарева С.И., не оспаривая событие административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ, просила об отмене постановления с применением малозначительности совершенного правонарушения.

Истребованные подлинные материалы дела поступили в суд 26 ноября 2013 года.

Изучив представленные материалы дела, судья приходит к выводу, что Пономаревой С.И. соблюден срок обжалования постановления, поскольку жалоба подана 12 ноября 2013 года.

В судебном заседании Пономарева С.И. пояснила, что она работает ведущим документоведом в НовГУ им. Ярослава Мудрого. В ее обязанности входит постановка на учет иностранных граждан и лиц без гражданства. В основном иностранные граждане проходят через специальную организацию «...., находящуюся в Санкт-Петербурге. Отдел по работе с иностранными гражданами встречает студентов и приводит для регистрации к ней, где заводится карточка по форме С16. После чего она отслеживает продлением времени пребывания, заменой паспорта и иными работами. В тоже время имеются малочисленные студенты, которые прибывают по линии Министерства образования из бывших стран СНГ, поступают в университет в общем порядке, предоставляют направление от Министерства образования в приемную комиссию, которая проводит зачисление в университет. Примерно таких студентов проходит 5-6 человек в год. Получить информацию о зачислении студентов сложно, поскольку приемная комиссия не сообщает об этом в отдел, в приказах о зачислении отсутствует графа позволяющая определить, что студент является иностранным гражданином. При оформлении в общежитие, заведующая общежития также не предоставляет информацию в отдел, в устной форме сообщает студенту о необходимости обратится в администрацию университета для постановки на учет. 09 октября 2013 года к ней обратился студент ФИО у которого закончилось действие временной регистрации 03 октября 2013 года. Из миграционной карты следовало, что он прибыл из Латвии по линии Министерства образования, поступил в университет и в период времени с 06 июля 2013 года по 03 октября 2013 года был временно зарегистрирован у тети. Как потом оказалось, с сентября месяца ФИО проживал в общежитии, уважительную причину не обращения за постановкой на учет не назвал. В этот же день его отправили в миграционную службу для составления протокола, а она написала служебную записку на имя руководителя о выявленном студенте. Не отрицала наличия нарушения, но в связи с тем, что в университете нет налаженного механизма между структурными подразделениями по выявлению иностранных граждан, произошло нарушение миграционного законодательства.

Заместитель начальника отдела УФМС России по Новгородской области в г. Великий Новгород Березина О.С. полагала постановление законным и обоснованным, дополнив, что Пономарева имела право запрашивать необходимую ей информацию.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9.

Частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" установлено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Постановке на учет по месту пребывания подлежат временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Согласно части 3 названного закона уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.

Если иное не установлено Федеральным законом N 109-ФЗ, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета (статья 21 Федерального закона N 109-ФЗ).

При этом под стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), пункт 7 части 1 статьи 2 Федерального закона N 109-ФЗ понимает, в том числе, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином (часть 3 статьи 22 Федерального закона N 109-ФЗ).

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что лицо без гражданства (Латвия) ФИО, .... который прибыл на территорию РФ 06.07.2013 г. через КПП «Лудонка», встал на миграционный учет по адресу: .... на срок до 03.10.2013 г., поступил на очную форму обучения в Новгородский Государственный Университет им. Я.Мудрого и в начале сентября 2013 года поселился в комнате ....

Пономарева С.И., являющейся должностным лицом Новго_родского государственного университета имени Ярослава Мудрого, в должностные обязанности которой входит ведение учета и продление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, своевременно не предоставила уведомление о прибытии лица без гражданства (Латвия) ФИО, в место пребывания в Отдел УФМС России по Новгородской области в гор. Великий Новгород в связи с продлением срока пребывания. В ре_зультате чего, ФИО в период времени с начала сентября 2013 года по 16.10.2013 на территории Российской Федерации находится без постановки на миграционный учет по месту пребывания, проживая по адресу: ....

Таким образом, Пономарева С.И., являясь должностным лицом Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, в обязанности которой вменено совершение необходимых действий по своевременному предоставлению документов в ОУФМС РФ по НО в гор. Великий Новгород для постановки на миграционный учет, продлению миграци_онного учета и снятию с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении студентов 1 курса обучения, не исполнила своих обязанностей, в связи с осуществлени_ем миграционного учета в отношении лица без гражданства (Латвия) ФИО, .... и нарушила требования п.2 ч.2 ст.22 № 109-ФЗ от 18.07.2006 г.«Омиграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 18.9КоАП Российской Федерации.

Из приказа о зачислении НовГУ им. Ярослава Мудрого .... следует, что ФИО .... был зачислен с 01 сентября 2013 года в университет на обучение по специальности культурология по направлению Министерства образования и науки РФ № 16-5193 от 23 июля 2013 года.

21 августа 2013 года Управлением по работе с абитуриентами было направлено в отдел общежитий сообщение о поселении в общежитие ФИО. Затем с ним был заключен договора найма жилого помещения в общежитии НовГУ со сроком действия до 01 сентября 2014 года.

Из постановления заместителя начальника отдела УФМС России по Новгородской области в г. Великий Новгород от 15 октября 2013 года следует, что ФИО был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, за то, что нарушил правила миграционного учета, выразившиеся в том, что после поступления на очную форму обучения в НовГУ в начале сентября 2013 года поселился в комнате .... и до настоящего времени не передал принимающей стороне документы для постановки на миграционный учет по адресу фактического проживания и продления срока пребывания на территории России.

Согласно учетной карточке ФИО был поставлен на учет 16 октября 2013 года сроком до 04 июля 2014 года.

Таким образом, нарушение сроков уведомления о прибытии по месту временного проживания принимающей стороной, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Уважительности причин не возможности принимающей стороной, которой выступает университет, уведомить миграционную службу о прибытии лица без гражданства, не имеется.

В соответствии со 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с должностной инструкцией ведущего документоведа от .... в обязанности входит ведение учета, продления регистрации, оформления виз, контроль сроков действия паспортов иностранных граждан; регистрация иностранных граждан в течение 3 рабочих дней в УФМС России; проведение индивидуальной работы с каждым студентом о правилах пребывания в РФ и личной ответственности за их нарушение; под расписку знакомит иностранного гражданина с законодательством. Документовед имеет право запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

С .... должность ведущего документоведа занимает Пономарева С.И.

При таких обстоятельствах, Пономарева С.И. не выполнила должным образом свои должностные обязанности и в ее действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.

В ходе судебного заседания установлено, что в Новгородском государственном университете им Ярослава Мудрого не разработан механизм работы между структурными подразделениями по выявлению поступивших лиц иностранных граждан и лиц без гражданства.

В основном иностранные граждане проходят через специальную организацию «Ракурс», находящуюся в Санкт-Петербурге. Отдел по работе с иностранными гражданами встречает студентов и приводит для регистрации к ведущему документоведу отдела виз и регистрации, где заводится карточка по форме С16. После чего ведущий документовед отслеживает продлением времени пребывания, заменой паспорта и иными работами. В тоже время имеются малочисленные студенты, которые прибывают по линии Министерства образования из бывших стран СНГ, поступают в университет в общем порядке, предоставляют направление от Министерства образования в приемную комиссию, которая проводит зачисление в университет. Получить информацию о зачислении студентов сложно, поскольку приемная комиссия не сообщает об этом в отдел, в приказах о зачислении отсутствует графа позволяющая определить, что студент является иностранным гражданином либо лицом без гражданства.

Из должностной инструкции заведующего общежитием от 10 сентября 2007 года следует, что в должностные обязанности входит отслеживание за своевременностью и правильностью постановки и снятия с регистрационного учета.

Заведующей общежитием, где был вселен ФИО, была назначена ФИО которая в своих объяснениях указала, что она в устной форме предупредила ФИО о необходимости обращения в отдел виз и регистрации для постановки на учет. Сама о прибывшем лице без гражданства не сообщала.

09 октября 2013 года к Пономаревой С.И. обратился студент ФИО у которого закончилось действие временной регистрации 03 октября 2013 года. Из миграционной карты следовало, что он прибыл из Латвии по линии Министерства образования, поступил в университет и в период времени с 06 июля 2013 года по 03 октября 2013 года был временно зарегистрирован у тети. Как потом оказалось, с сентября месяца ФИО проживал в общежитии, уважительную причину не обращения за постановкой на учет не назвал. В этот же день его отправили в миграционную службу для составления протокола, а Пономаревой С.И. была написана служебная записка на имя проректора по международной деятельности НовГУ о выявленном студенте. 16 октября 2013 года ФИО был поставлен на миграционный учет. ФИО был привлечен к административной ответственности за нарушение правил миграционного учета.

Данные обстоятельства административным органом опровергнуты не были.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что при обнаружении лица без гражданства ФИО должностным лицом Пономаревой С.И. были выполнены должностные инструкции в полном объеме, ею было незамедлительно сообщено в миграционную службу, подана служебная записка, оформлены документы. Выявленное нарушение было устранено в короткие сроки. Из-за отсутствия механизма работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства при их поступлении на обучение в университет, выразившееся в отсутствии координации действий и взаимодействия между структурными подразделениями, привели к нарушению правил миграционного учета. В тоже время нарушение срока уведомления о прибытии лица без гражданства не причинило никакой угрозы в сфере обеспечения режима пребывания в Российской Федерации и защите государственной границы, так как ФИО официально был принят на очную форму обучения в университет по направлению Министерства образования и науки РФ, то есть по инициативе самого государства.

В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).

Санкция части 4 статьи 18.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа в размере 40000 рублей, что является несоизмеримым наказание по отношению к обстоятельствам совершенного правонарушения.

В соответствии с вышеприведенными мотивами судьи приходит к выводу о применении ст. 2.9 КоАП РФ, а именно малозначительности совершенного правонарушения.

При изложенных выше обстоятельствах, постановление подлежит отмене, жалоба Пономаревой С.И. - удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление и.о. начальника отдела УФМС России по Новгородской области в г. Великий Новгород ФИО от 08 ноября 2013 года в отношении Пономаревой С.И. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Пономаревой С.И. прекратить в связи с малозначительностью.

Объявить Пономаревой С.И. устное замечание.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                     А.С. Федорова